04.2023 год Понедельник Группа № 283 Предмет : Основы изобразительной грамоты и рисование. Тема урока: Буквица. «Веселая азбука».
Цели: Познакомить с историей книгопечатания, и происхождением «буквицы». Развитие творческой фантазии. Воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству. Проявить интерес к изучению нового материала. Творчески подойти к оформлению «Буквицы». Материалы: Маркеры, фломастеры , карандаши ,бумага А4, гуашь, кисти. Самостоятельная работа :Создать буквицу как элемент украшения заглавной буквы имени.
Самым главным украшением книги была первая заглавная буква, большая, красиво оформленная буква называется буквица. На Руси буквицы появились примерно в х веке под влиянием Византийского искусства. Более старые книги не сохранились. В 988 году состоялось Крещение Руси. Первые рукописные книги появились с принятием христианства. Создателями церковно-славянской азбуки были Кирилл и Мефодий. Книга-это величайшее изобретение человечества. Много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги. Все рассказы про отважных воинов, про луну и солнце рассказывали вслух. Их передавали от одного человека к другому. Эти старинные истории называют преданиями. Первая попытка сохранить слово, была картинка. ПИКТОГРАММА - наскальное изображение.
Наскальные рисунки. Трудно было запомнить самые разные длинные истории, поэтому люди придумали рисунки. Они используются и в наши дни. Затем появились знаки и буквы.Самые первые книги появились более 5 тысяч лет назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички, на которых заострённой палочкой наносились знаки . Папирусные свитки.
Пергамент.
Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу тщательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой. Первая бумага.
Шли годы и столетия. Люди постепенно забыли о папирусе и пергаменте, потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. Главное – дешевая.
Первые рукописные книги были большей частью религиозные. Это Евангилие. Как правило книги переписывались в монастырях. Это был длительный и кропотливый процесс.
В старину на дорогих, богатых рукописных книгах весь текст писали чёрными чернилами, а первая большая буква текста рисовалась растворенным золотом или серебром .
Она делалась в два-три раза больше остальных букв и часто украшалась изображениями цветов или зверей. Эти буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят человеческим голосом. Бывало переписать одну книгу уходило несколько месяцев, а то и годы. «Буквица».
Буквицу ставили в начало текста, делали ее большого размера. Буквицы очень часто писали красным цветом- красной краской называемой киноварью. Отсюда пошло понятие «красная строка».
Богато расцвечивали буквицу разнообразным орнаментом. Часто в орнаменте использовались изображения животных и птиц(Звериными головами: коня, кошки ,собаки, львицы, сокола и т.п.) Вариант русских старославянских букв. Самым древним орнаментом был растительный. В написании использовались: листья, цветы, стебли.
Еще один вариант растительного орнамента. Так Буквица дошли до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетах, журнальных статьях. Здесь мы видим графический способ выполнения буквицы.
Вывод: Таким образом, Буквица служит не только для оформления текста, украшает его , но и символизирует начало. Практическая работа : Сегодня мы будем учиться изображать буквы образы, то есть буквицы. Нужно наметить букву на листе бумаги, предварительно рассмотрев разные стили изображения буквицы: -Звериный стиль -растительный -буквица плетенного стиля Теперь нам нужно придать индивидуальность нашей буквице. Придумать декоративное оформление. После детальной прорисовки элементов декора, приступайте к работе цветом. Продумайте цветовое решение. Работу можно выполнить гуашью, фломастерами. Либо в смешанной технике. Раскрасить букву красками и дорисовать элементы фломастерами. Д/з: Создать буквицу как элемент украшения заглавной буквы имени.Выполнить первый этап - нарисовать графическим карандашом буквицу на формате А3. Следующий этап работы мы будем выполнять на следующем уроке. Образец:
Этапы выполнения буквицы:
Образцы работ:
17.04.2023 год Понедельник Группа № 283 Предмет : Лепка Тема урока: Лепка на тему «Лето». Дудочка и кувшинчик. Развивать навыки лепки по представлению.
Цели: развивать навыки лепки из пластилина ;учить сочетать лепку из целого куска и лепку отдельных деталей, которые затем соединяются с помощью примазывания; правильно раскатывать колбаски и шарики, сплющивать из шариков блинчики, сцеплять изображения между собой, закреплять на картонной основе; развивать навыки лепки по представлению, творческое воображение детей; учить воплощать задуманное в готовой поделке; - учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним. развивать умение раскрашивать готовую поделку. Материалы: картон белого цвета , пластилин , стеки , салфетки. Д/з: вылепить кувшинчик и дудочку, составить композицию из этих предметов на картоне. «Сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» https://youtu.be/kXa_1cYKy7s
После просмотра мультфильма предлагаю вам слепить кувшинчик из сказки «Дудочка и кувшинчик».
Полученный кувшин можно украсить различным орнаментом или просто нанести на его поверхность оттиски круга путем вдавливания открытой части футляра шариковой ручки.
Затем предлагаю рассмотреть дудочку:
Дудочка похожая на палочку, у неё есть отверстия. А помните ли вы, как можно раскатать палочку? Дети выполняют прямые движения ладонями. Правильно, так мы и будем лепить дудочку. Приемы раскатывания из пластилина палочек. Аккуратно располагаем кувшинчик и дудочку на дощечке.
17.04.2023 понедельник Группа № 582 Предмет "Живопись" Тема:"Тематический натюрморт из трех-четырех предметов домашнего обихода" Д/з:Выполнить построение одного из данных натюрмортов.Определившись с эскизом, выполнить с него линейно-конструктивный рисунок в формат А-3. В нем наметить все основные элементы, предметы, которые могут понадобиться в живописи: общая форма каждого предмета, драпировки, блики на объектах, возможно линии на границах перелома света и тени и др.
Первый этап. Определяем композицию натюрморта в формате листа. Выполняем рисунок в виде легкого контурного наброска карандашом: предметы изображаем обобщенно, не вдаваясь в детали, но стараясь передать их правильную величину и расположение в формате. Следим за тем, чтобы группа предметов была расположена по возможности немного выше геометрического центра листа (при расположении предметов близко к нижнему краю формата возникает неприятное чувство «проваливания» предметов вниз). Также не допускаем совпадения центральной оси главного предмета с осью геометрического центра формата. - Построение рисунка начинаем с главного предмета – кувшина, сравнивая с ним величину и расположение других элементов натюрморта. Кувшин симметричен, поэтому намечаем вертикальную ось и определяем простые объемы, составляющие его форму – конус, шар, цилиндр.Обозначаем в рисунке положение предметной плоскости . - Определение общих контуров предметов. - Обозначение в рисунке предметной плоскости. - На каждой горизонтальной оси выстраиваем эллипсы. Следим за тем, чтобы нижние эллипсы были раскрыты сильнее, чем верхние, проверяем это соотношением вертикальной оси эллипса к горизонтальной. - Мысленно представляем предмет прозрачным и рисуем линии и контуры, обозначающие объем. Прорабатываем в рисунке детали, помогающие передать положение предмета: рисуем основание ручки кувшина и диаметрально противоположный ей носик. - Прорисовывание деталей, помогающих передать объем. - Продолжение рисунка (положение ручки на поверхности кувшина). - Используя легкие вспомогательные линии, выстраиваем форму ручки, передаем ее толщину и уточняем места крепления ручки к кувшину. На противоположном конце оси диаметра эллипса выстраиваем форму носика кувшина.Для изображения фруктов намечаем центральные оси (оси вращения) и поперечные оси эллипсов. Но учитываем несимметричность живой формы. - Изображаем драпировки: передаем общую форму складок. Намечаем границы света и тени на поверхности предметов, очертания бликов, границы падающих теней. Образец;
Ильковская О.И. МКУДО"Бутурлиновская ДШИ"
:❣❤❣ Olechka ❣❤❣
17.
04.2023 год Понедельник
Группа № 283
Предмет : Основы изобразительной грамоты и рисование.
Тема урока: Буквица. «Веселая азбука».
Развитие творческой фантазии.
Воспитать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Проявить интерес к изучению нового материала. Творчески подойти к оформлению «Буквицы».
Материалы: Маркеры, фломастеры , карандаши ,бумага А4, гуашь, кисти.
Самостоятельная работа :Создать буквицу как элемент украшения заглавной буквы имени.
Книга-это величайшее изобретение человечества.
Много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаги. Все рассказы про отважных воинов, про луну и солнце рассказывали вслух. Их передавали от одного человека к другому. Эти старинные истории называют преданиями.
Первая попытка сохранить слово, была картинка.
ПИКТОГРАММА - наскальное изображение.
Трудно было запомнить самые разные длинные истории, поэтому люди придумали рисунки. Они используются и в наши дни. Затем появились знаки и буквы.Самые первые книги появились более 5 тысяч лет назад в Месопотамии. Это были глиняные таблички, на которых заострённой палочкой наносились знаки .
Папирусные свитки.
Первая бумага.
Бывало переписать одну книгу уходило несколько месяцев, а то и годы.
«Буквица».
Вариант русских старославянских букв.
Самым древним орнаментом был растительный. В написании использовались: листья, цветы, стебли.
Так Буквица дошли до наших дней. Ее можно увидеть в художественных произведениях, в газетах, журнальных статьях. Здесь мы видим графический способ выполнения буквицы.
Практическая работа :
Сегодня мы будем учиться изображать буквы образы, то есть буквицы.
Нужно наметить букву на листе бумаги, предварительно рассмотрев разные стили изображения буквицы:
-Звериный стиль
-растительный
-буквица плетенного стиля
Теперь нам нужно придать индивидуальность нашей буквице.
Придумать декоративное оформление. После детальной прорисовки элементов декора, приступайте к работе цветом.
Продумайте цветовое решение. Работу можно выполнить гуашью, фломастерами. Либо в смешанной технике. Раскрасить букву красками и дорисовать элементы фломастерами.
Д/з: Создать буквицу как элемент украшения заглавной буквы имени.Выполнить первый этап - нарисовать графическим карандашом буквицу на формате А3. Следующий этап работы мы будем выполнять на следующем уроке.
Образец:
Группа № 283
Предмет : Лепка
Тема урока: Лепка на тему «Лето». Дудочка и кувшинчик. Развивать навыки лепки по представлению.
развивать навыки лепки по представлению, творческое воображение детей; учить воплощать задуманное в готовой поделке;
- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним.
развивать умение раскрашивать готовую поделку.
Материалы: картон белого цвета , пластилин , стеки , салфетки.
Д/з: вылепить кувшинчик и дудочку, составить композицию из этих предметов на картоне.
«Сказка В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»
https://youtu.be/kXa_1cYKy7s
А помните ли вы, как можно раскатать палочку?
Дети выполняют прямые движения ладонями.
Правильно, так мы и будем лепить дудочку.
Приемы раскатывания из пластилина палочек. Аккуратно располагаем кувшинчик и дудочку на дощечке.
17.04.2023 понедельник
Группа № 582
Предмет "Живопись"
Тема:"Тематический натюрморт из трех-четырех предметов домашнего обихода"
Д/з:Выполнить построение одного из данных натюрмортов.Определившись с эскизом, выполнить с него линейно-конструктивный рисунок в формат А-3. В нем наметить все основные элементы, предметы, которые могут понадобиться в живописи: общая форма каждого предмета, драпировки, блики на объектах, возможно линии на границах перелома света и тени и др.
Определяем композицию натюрморта в формате листа.
Выполняем рисунок в виде легкого контурного наброска карандашом:
предметы изображаем обобщенно, не вдаваясь в детали, но стараясь передать
их правильную величину и расположение в формате.
Следим за тем, чтобы группа предметов была расположена по
возможности немного выше геометрического центра листа (при
расположении предметов близко к нижнему краю формата возникает
неприятное чувство «проваливания» предметов вниз). Также не допускаем
совпадения центральной оси главного предмета с осью геометрического
центра формата.
- Построение рисунка начинаем с главного предмета – кувшина,
сравнивая с ним величину и расположение других элементов натюрморта. Кувшин симметричен, поэтому намечаем вертикальную ось и
определяем простые объемы, составляющие его форму – конус, шар, цилиндр.Обозначаем в рисунке положение предметной плоскости . - Определение общих контуров предметов. - Обозначение в рисунке предметной плоскости.
- На каждой горизонтальной оси выстраиваем эллипсы. Следим за тем,
чтобы нижние эллипсы были раскрыты сильнее, чем верхние, проверяем это
соотношением вертикальной оси эллипса к горизонтальной.
- Мысленно представляем предмет прозрачным и рисуем линии и
контуры, обозначающие объем. Прорабатываем в рисунке детали,
помогающие передать положение предмета: рисуем основание ручки
кувшина и диаметрально противоположный ей носик.
- Прорисовывание деталей, помогающих передать объем.
- Продолжение рисунка (положение ручки на поверхности кувшина). - Используя легкие вспомогательные линии, выстраиваем форму ручки,
передаем ее толщину и уточняем места крепления ручки к кувшину. На
противоположном конце оси диаметра эллипса выстраиваем форму носика
кувшина.Для изображения фруктов намечаем центральные оси (оси
вращения) и поперечные оси эллипсов. Но учитываем несимметричность
живой формы.
- Изображаем драпировки: передаем общую форму складок. Намечаем
границы света и тени на поверхности предметов, очертания бликов, границы
падающих теней.
Образец;