Святитель Николай называется Чудотворцем – в этом именовании отражена его близость человеку. Помощь Николая Угодника, прижизненные и посмертные его чудеса отразились в составлении житийных икон, в которых его чудеса с любовью выписывались в отдельных клеймах. Первые изображения Святителя Николая стали появляться в VIII столетии. В основе этих первых икон лежали достоверные портреты; облик святого на них узнаваем прежде всего по набору основных иконографических черт – высокому лбу, «малым кудреватым волосам», орлиному носу. Удивительно хорошо живописцы отображали его облик: лик кроткий и в тоже время мужественный. Разные эпохи налагали отпечаток на образ святого: в XVI веке было особое внимание к лику святого, кроткому и одухотворенному; иногда большие пронзительные глаза сурово взирают на молящегося, но всегда возникает доверие к облику святителя. Он – человек духовного опыта, и к нему можно обратиться за духовной поддержкой: известные «житейские» чудеса святителя Николая говорят о его духовном облике – доброте, сердечности, желании прийти на помощь и духовном рассуждении. В иконографии Николая чудотворца нашло широкое отражение событие, связанное с I Вселенским Собором. Святитель Николай при слушании мнения еретика Ария заушил его (дал пощечину), после чего с епископа Николая сняли знаки святительской власти. В Похвальном слове, созданном в середине IX века константинопольским патриархом Мефодием, говорится, что при возведении святителя на престол ему являлись Спаситель и Богоматерь с Евангелием и омофором и на иконах справа и слева от главы святого изображены Спаситель и Богоматерь со знаками святительского достоинства, возвращенными ему за ревность. Изображения Христа и Богородицы на иконах указывают на тот факт, что Чудотворец Николай – единственный святой, которому Спаситель и Богоматерь лично вручили знаки святительской власти. Наиболее распространены поясные иконы святителя. Такой образ появился в XI столетии в Византии и был характерен для Балкан и стран всего христианского мира. Николай Угодник изображен с закрытым или открытым Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Книга в руках святого нередко была богато украшена эмалевыми дробницами и драгоценными каменьями по подобию многих памятников книжного дела. Подобное изображение благословляющего святителя с Евангелием – обычное для «чина святительского», то есть так изображаются многие пастыри в епископском сане. При этом лик святителя Николая выписывается таким образом, что при взгляде на его иконы появляются духовные сравнения: «пастырь крепок», «добрый учитель», «правило веры и образ кротости». В V–VI веках составлено первое жизнеописание святителя Николая, а это значит, что его почитание началось вскоре после кончины. Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Православной Церкви. «Святитель Никола Зарайский» – святой Никола изображен в фелони с омофором, с благословляющей десницей и Евангелием. Также почитаемы скульптурные изображения святителя Николая Можайского с городом в левой и мечом в правой руке – в память о чудесном спасении города по молитвам святителя. Именно таков был вид святителя, когда напавшие на Можайск татары в начале XIV века были остановлены устрашившим их видением. Происхождение Зарайского образа описано в замечательном памятнике древнерусской литературы XIII века – «Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня». Иногда в руках святитель держит град Бари, и в последнее время, когда паломничество в места, связанные со святителем Николаем, стало широким и привычным, эти иконы приобрели популярность и в России. Гряды гор в среднике иконы на фоне роскошного лазоревого неба изображают характерный пейзаж Ликии, которая находится между горными хребтами и побережьем Средиземного моря. Очень редко святитель изображается с мечом в правой руке и кораблем в левой: например, в гравюре, изданной в Киеве в XVII столетии. Основные одежды святителя Николая на иконах: набедренник, саккос, омофор, иногда панагия. А митра появляется с XIX века; народное сознание называет такие иконы: «Никола зимний», «Никола в шапке». И, хотя это только народное благочестие, оно имеет место даже в создании иконографий. Известно, что во Владимирских иконописных центрах в начале XX века такие иконы заказывали и описывали словами обыкновенные крестьяне, о чем иконописец составлял запись на оборотной стороне пока еще пустой доски. Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI веке, а к XIV столетию иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространяются на Балканах, в Италии и на Руси. С XIII века чудеса первых дней жизни святого заняли свое место в иконописи. Таким образом, житийные циклы, расположенные в клеймах икон, начинаются с его рождения, крещения (чудесное стояние в купели). В клеймах события располагаются в том порядке, в котором были у агиографа. В ранних житийных русских иконах от 12 до 16 клейм, и это количество сюжетов наиболее типично для икон святителя; клейма могут располагаться по хронологии событий рядами или по часовой стрелке. Особое значение имело почитание святого Николая как покровителя мореплавателей. Существуют иконографические типы икон святого, в которых всего несколько клейм, и среди них два или три клейма – с изображением чудес на море, которые очень заметны и выразительны. Сюжеты с чудесами на море часто появлялись и там, где не было водоемов. В честь Великорецкого образа был освящен один из приделов храма Василия Блаженного, а его стены украсил цикл росписей, в числе которых и «морские» чудеса. Святитель Николай мирно скончался и был торжественно погребен в соборном храме Мир Ликийских. Его тело было нетленным и источало миро. И почти все житийные циклы, как иконописные, так и настенные, завершаются сценами преставления святителя Николая и перенесения его мощей из Мир Ликийских в град Бар. Жанна Курбатова 21 мая 2023
Строим храм в пос.Коксовый Ростовск. области
ОБРАЗЫ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
Святитель Николай называется Чудотворцем – в этом именовании отражена его близость человеку. Помощь Николая Угодника, прижизненные и посмертные его чудеса отразились в составлении житийных икон, в которых его чудеса с любовью выписывались в отдельных клеймах.
Первые изображения Святителя Николая стали появляться в VIII столетии. В основе этих первых икон лежали достоверные портреты; облик святого на них узнаваем прежде всего по набору основных иконографических черт – высокому лбу, «малым кудреватым волосам», орлиному носу. Удивительно хорошо живописцы отображали его облик: лик кроткий и в тоже время мужественный.
Разные эпохи налагали отпечаток на образ святого: в XVI веке было особое внимание к лику святого, кроткому и одухотворенному; иногда большие пронзительные глаза сурово взирают на молящегося, но всегда возникает доверие к облику святителя. Он – человек духовного опыта, и к нему можно обратиться за духовной поддержкой: известные «житейские» чудеса святителя Николая говорят о его духовном облике – доброте, сердечности, желании прийти на помощь и духовном рассуждении.
В иконографии Николая чудотворца нашло широкое отражение событие, связанное с I Вселенским Собором. Святитель Николай при слушании мнения еретика Ария заушил его (дал пощечину), после чего с епископа Николая сняли знаки святительской власти. В Похвальном слове, созданном в середине IX века константинопольским патриархом Мефодием, говорится, что при возведении святителя на престол ему являлись Спаситель и Богоматерь с Евангелием и омофором и на иконах справа и слева от главы святого изображены Спаситель и Богоматерь со знаками святительского достоинства, возвращенными ему за ревность. Изображения Христа и Богородицы на иконах указывают на тот факт, что Чудотворец Николай – единственный святой, которому Спаситель и Богоматерь лично вручили знаки святительской власти.
Наиболее распространены поясные иконы святителя. Такой образ появился в XI столетии в Византии и был характерен для Балкан и стран всего христианского мира. Николай Угодник изображен с закрытым или открытым Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Книга в руках святого нередко была богато украшена эмалевыми дробницами и драгоценными каменьями по подобию многих памятников книжного дела.
Подобное изображение благословляющего святителя с Евангелием – обычное для «чина святительского», то есть так изображаются многие пастыри в епископском сане. При этом лик святителя Николая выписывается таким образом, что при взгляде на его иконы появляются духовные сравнения: «пастырь крепок», «добрый учитель», «правило веры и образ кротости». В V–VI веках составлено первое жизнеописание святителя Николая, а это значит, что его почитание началось вскоре после кончины.
Два изображения чудотворца особенно распространены в Русской Православной Церкви. «Святитель Никола Зарайский» – святой Никола изображен в фелони с омофором, с благословляющей десницей и Евангелием. Также почитаемы скульптурные изображения святителя Николая Можайского с городом в левой и мечом в правой руке – в память о чудесном спасении города по молитвам святителя. Именно таков был вид святителя, когда напавшие на Можайск татары в начале XIV века были остановлены устрашившим их видением. Происхождение Зарайского образа описано в замечательном памятнике древнерусской литературы XIII века – «Повести о перенесении иконы Николы Заразского из Корсуня».
Иногда в руках святитель держит град Бари, и в последнее время, когда паломничество в места, связанные со святителем Николаем, стало широким и привычным, эти иконы приобрели популярность и в России. Гряды гор в среднике иконы на фоне роскошного лазоревого неба изображают характерный пейзаж Ликии, которая находится между горными хребтами и побережьем Средиземного моря. Очень редко святитель изображается с мечом в правой руке и кораблем в левой: например, в гравюре, изданной в Киеве в XVII столетии.
Основные одежды святителя Николая на иконах: набедренник, саккос, омофор, иногда панагия. А митра появляется с XIX века; народное сознание называет такие иконы: «Никола зимний», «Никола в шапке». И, хотя это только народное благочестие, оно имеет место даже в создании иконографий. Известно, что во Владимирских иконописных центрах в начале XX века такие иконы заказывали и описывали словами обыкновенные крестьяне, о чем иконописец составлял запись на оборотной стороне пока еще пустой доски.
Традиция изображения сцен из жизни святителя появляется в XI веке, а к XIV столетию иконы Николая Чудотворца с житийными клеймами широко распространяются на Балканах, в Италии и на Руси. С XIII века чудеса первых дней жизни святого заняли свое место в иконописи. Таким образом, житийные циклы, расположенные в клеймах икон, начинаются с его рождения, крещения (чудесное стояние в купели). В клеймах события располагаются в том порядке, в котором были у агиографа. В ранних житийных русских иконах от 12 до 16 клейм, и это количество сюжетов наиболее типично для икон святителя; клейма могут располагаться по хронологии событий рядами или по часовой стрелке.
Особое значение имело почитание святого Николая как покровителя мореплавателей. Существуют иконографические типы икон святого, в которых всего несколько клейм, и среди них два или три клейма – с изображением чудес на море, которые очень заметны и выразительны. Сюжеты с чудесами на море часто появлялись и там, где не было водоемов. В честь Великорецкого образа был освящен один из приделов храма Василия Блаженного, а его стены украсил цикл росписей, в числе которых и «морские» чудеса.
Святитель Николай мирно скончался и был торжественно погребен в соборном храме Мир Ликийских. Его тело было нетленным и источало миро. И почти все житийные циклы, как иконописные, так и настенные, завершаются сценами преставления святителя Николая и перенесения его мощей из Мир Ликийских в град Бар.
Жанна Курбатова
21 мая 2023