Уважаемые земляки бывшие жители деревень викуловка и чердаки их дети и внуки, выставляйте старые фото, рассказывайте истории жизни.

Пока все в нашей памяти они будут живы вечно.
Судьба деревни Чердаки
Эту историю о моей родине д.Чердаки Курагинского района Красноярского края поведали мне мои дядя Аверкин Андрей Меркульевич и дед Аверкин Геннадий Павлович.
В 1870 годe из Черданской губернии три брата Паршаковы: Полуэкт, Семен и Киприян, отправились искать «легче жизни», так как в Чердани не хватало земли и было гонение и притеснение староверов, а они были староверами. Дошли до них слухи, что в Сибири дают земли сколько пожелаешь, только работай. А они умели работать на земле и любили её. Доехали братья до п.Курагино - им не понравилось, купили лошадей и поехали верхами дальше - в Паночёвскую волость. Паночёво им тоже не понравилось - поехали дальше. Проехали с.Н-Быстрая, Сонино, Добрались до слияния рек Большая и Малая Шушь - раздолье, кругом тайга, родники – вода чистейшая. Старшим братом был Полуэкт и он сказал: «Будем здесь обживаться». Было поздно, расположились на ночлег, а утром стали обходить местность – лес кругом хвойный, кругом горы, а среди гор большая равнина, как раз для селения. Начали строить жилье. К осени построили барак на три семьи и стали жить. Зиму перезимовали.
Полуэкт был женат, но семья жила ещё в Черданской губернии, он съездил и привез семью. Стали братья готовить лес для отдельного жилья и разрабатывать земли под пашню. Постепенно отстроили три больших крестовых дома, с хорошими усадьбами. Жили теперь братья отдельно, каждый в своем доме. Семен женился. Киприян и Семен стали разводить пчел, а у Полуэкта уже тогда была пасека на 50 ульев.
На западе люди стали узнавать, что можно хорошо жить в Сибири и начали приезжать семьями. Братья Паршаковы встречали их: если конь хороший, сытый, грива подстрижена, сбруя наборная и дуга стоит прямо, а седок с бородой окладистой, как жрец, его оставляли; а у кого конь худой, сбруя на веревочках, телега скрипит, не смазана и седок не опрятен – отправляли дальше, в другие селения, в Таракановку, Викуловку. Так постепенно заселилась деревня и назвали её Чердаки, в честь первопроходцев из Черданской губернии.
Народ в деревне был зажиточный. Помогали друг другу строить дома. Распахивали и корчевали пашни, сеяли хлеба. Урожаи были богатые. У многих были пасеки, а у Полуэкта было уже 100 ульев. Медосборы были хорошие, меда было много, и его возили продавать на базар в Минусинск. Когда разбогател Полуэкт, у него уже был большой табун лошадей. Тайга рядом, много зверя и соболя. Охотники сколько достанут пушнины, он у них скупал и на обозе из 10 подвод увозил в Красноярск. Также имел лавку и зимой торговал товарами для дома: соль, керосин.
Когда заселили села Викуловку и Сонино, надо было нарезать грани, межи. Полуэкт вызвал из Курагино землеустроителя. В первую очередь он его угощал, две недели пили, и бочку мёда ему отдал. Затем поехали нарезать грани. Сонино, от Чердаков, в трёх километрах, а поля Чердаковские были отведены до самой деревни Сонино. Землеустроитель сказал: «Как застолбили, так и будет», и документы подписал с печатью, так и было до самого развала деревень. Поля были хорошие, у каждого была своя земля и была названа именем в честь хозяина: Киприянов лог, Полин лог, Семёнова гора.
Род Аверкиных приехал из Пермской губернии, их так и называли «пермяки», Викуловских звали «вятские», Таракановских жителей называли «пензяки».
Полуэкт имел сезонных рабочих, на покос и на уборку хлеба. Рабочих нанимали за три дня вперед до работы, кормили досыта, хозяин смотрел: если работник ест быстро и не сорит на столе - того и берут, значит и работать будет хорошо.
У Киприяна Паршакова была пасека, маслобойня, жатка и лошади. Снопы свозили под крышу и молотили. Построили мельницу, все вместе, сообща, кое-какие расходы взял на себя Полуэкт. Дамбу засыпали, возили на лошадях. Жернова привезли с Каменушки. Мельница была хорошая, молола лето и зиму. Воды хватало – две суши. Полуэкт купил и привез племенного быка-производителя, пользовались всей деревней. Так же Полуэкт вложил деньги в строительство железной дороги в г.Красноярске.
У Аверкиных родились три брата: Андрей, Василий и Павел. Павел - мой прадед, тоже был богатый, был труженик, своими руками построил большой дом. У него было много хороших лошадей, молотилка была. Жеребец – красавец, сытый, грива пострижена, поедет по деревне, сбруя блестит, в наборах, или же телега – всё обделано, раскрашено. Поедут на пашню сеять или убирать, пока готовят обед, он корчует деревья, чтобы было больше пашни. Подкопает, корни подрубит и стягом вывернет пень. Любил землю и трудиться на ней. У Василия Аверкина тоже была пашня и лошади, но работали дети, пахали, сеяли и убирали. Одному было 10 лет, а другому 14 лет. Сам Василий был в бегах.
Ранее, в 1914 году, Василий Аверкин был на войне, первой - Германской, там наслушался пропаганды, встречался с Лениным, и привез много литературы про революцию и прокламаций домой, в деревне стал читать мужикам, готовить восстание против богатых. Слухи дошли до белых офицеров Колчака, стали приезжать карательные отряды. Василий с мужиками подался в тайгу. Каратели приедут, ночуют у богатых, а те им рассказывали, кто заговоры устраивает, и начиналась порка шомполами и плетьми. Кто ушел в тайгу, их назвали партизанами, жили они в избушке на горе Синюхе в 30 км. от д.Чердаки, избушка была размером 6х4 метра и жило их там 10 человек. Жили до тех пор пока не пошел командир Щетинкин через Сибирь. Каратели приедут и начинают запугивать партизанских родственников, поставят к стенке детей Василия Аверкина, направят ко лбу пистолет и спрашивают: «Где отец?», а они отвечают, что не знают где, хотя знали, так как партизанам в тайгу продукты носили. А Василий им наказывал: «Ничего про нас не говорите, все равно они вам ничего не сделают, так как вы – малолетки».
Иногда продуктами их снабжал мужик из д.Тарбатка. Белые прознали про это и стали его пытать, но он отказался выдать партизан. Тогда белые вывезли его, жену и дочь и расстреляли в логу. Лог этот так и назвали в его честь Кустуевским.
Когда не было в деревне карателей, партизаны сами за продуктами приходили. Для партизан жители деревни возле моста привязывали тряпочки, если нет белых в деревне, то желтого цвета, а если есть то красного. Ночью Василий Аверкин пришел в деревню, но там была засада. Он зашел на мост, в руках у него была винтовка. Ударили его сзади по голове, он упал, связали его и посадили в амбар. Охрана к амбару никого не подпускала, а утром Василия повезли в тюрьму г.Минусинска. По дороге остановились в д.Сонино, много народа собралось, кто за белых, те оскорбляли Василия и даже ударили по лицу камнем. До Минусинской тюрьмы его так и не довезли, дорогой убили и сбросили в полынью в реку. Жена Василия ездила в г.Минусинск, но ей сказали, что в тюрьму Василий Аверкин не поступал.
У Полуэкта Паршакова была большая пасека, от деревни в 3 километрах, большой двухэтажный дом, маралятник загороженный, много маралов и у него было очень много золота. Когда случилась революция он со своей женой поделил золото, но дал ей малую часть, и она уехала к сыну. Полуэкт надеялся, что советская власть временная и не надолго. У него жил старичок сторож, Полуэкт сказал ему, что золото где-то закопал, надежно спрятал под пеньком недалеко от дома, пеньков там было очень много. А ночью пришли красные и разожгли костер на пасеке возле ульев. Полуэкт вышел из дома и стал тушить огонь водой, заливать, чтобы не было пожара. Красные ударили его по голове, а потом добили. Затем они обыскали весь дом, хотели золото или деньги найти, но ничего не нашли. Затащили Полуэкта в дом и подожгли, зарево было видно в деревне. Все это видел сторож, он прибежал в деревню и рассказал. Люди поехали, но там все сгорело дотла, и хоронить было некого. А имущество его и скот раздали бедным-ленинцам, так их называли, оборванцам.
Кто не хотел трудиться имел портфель и куртку кожаную, это были чекисты, и вся власть была у них.
Прадеда моего Павла Аверкина раскулачили, выгнали из нового дома, лошадей и скот забрали, а его осудили в 1929 году на 10 лет. Он строил Беломорканал, его назначили бригадиром, и бригада была в почёте. Люди там умирали один за другим, так как их плохо кормили, баландой из брюквы, хлеба давали очень мало, но Павел был крепкий, молодой и его освободили досрочно в 1936 году. Но до дома он так и не добрался, так как был голоден и в столовой в первый раз наелся досыта хлеба и жирного, заболел дизентерией и умер в госпитале.
Андрей Аверкин в революцию был уже болен, его не раскулачивали, жил не важно, взять было нечего.
Семен Паршаков дожил до глубокой старости, он не был ни за белых, ни за красных. Трудился помаленьку на земле, богатства не было.
Киприяна Паршакова раскулачивали два раза. В первый раз забрали дом с усадьбой, маслобойню, жнейку. Выгнали его с семьей на улицу, но он не растерялся, ушел с семьей в тайгу дальше. Думал больше тревожить. Развел пчел, построил избушку, делал туески да кадочки и жил до 1937 года. Ему было уже 77 лет, когда приехали трое из НКВД и арестовали Киприяна, что было нажито – все забрали. Он был старовер и у него было очень много икон, эти иконы они сложили в мешок. Киприян пешком шел и нес на себе этот мешок, а они ехали на конях верхами. Гнали его в Артемовск через тайгу, напрямую, а затем увезли в милицию и ни слуху, ни духу. Люди, которые были осуждены и сидели с Паршаковым Киприяном и вернулись домой через десять лет, рассказывали, что каждый день, по ночам, их водили на допросы и признали их как китайских шпионов, а они не знали, кто такие «китайцы» и вообще, где находиться Китай. Что случилось с Киприяном, никто не знает, расстреляли или же умер.
У Аверкиных Павла и Василия дети тоже любили свою землю и были тружениками. А при советской власти деревня была бедная, в колхозе хлеба не давали, жили на траве лебеда, да гнилой картошке, собирали весной. Работали «от темна до темна», даже не давали времени для своего хозяйства заготовить корма. Если у кого время свободное появлялось, делали лопаты, жгли известь и возили в Алексеевку и в Детлово продать или поменять на хлеб. Семьи у всех были большие и хлеб делили по кусочку. Дети в 10-летнем возрасте работали на ровне со взрослыми, возили копны и гоняли лошадей на молотилки. Пахали землю на быках, а силёнки мало, бывало быки в жару зауросят и утащат плуг вместе с работником в кусты. Выходных не было, жили в кульстанах. В субботу вечером отпустят в бане помыться, а в воскресенье утром до солнышка обратно в кульстан. Одежды нормальной не было, сплетут лапти и жабуриху – рубахи толстые, грубые, до крови натирает воротник шею и под мышками. А жили весело - на работу с песней и с работы с песней.
В 1941 году началась Великая Отечественная война. Сколько было слёз у матерей и детей, мужиков забирали в армию. Провожали до Семёновой горы, махали платками и желали возвращения землякам. Ушли на фронт тридцать человек: Паршаков А., Паршаков Е., Аверкин М., Аверкин Арк., Аверкин Ант., Аверкин Г., Аверкин Л., Вершинин П., Вершинин И., Вершинин Н., Кудрин И., Спадин В., Славкин Е., Васин Н., Пронин Н., Абросимов, Машин М., Попов Г., Порядин В., Трепезников Ф., Третьяков Л., Третьяков А., Веретенов, Потапов, Пронин Г., Баклашёв, Конычев С., Дронов С., Самолкин Л. Вскоре, с фронта, начали приходить, одна за другой, похоронки, вся деревня была в слезах от горя. Затем, после 1943 года, стали возвращаться земляки с фронта, покалеченные, израненные, кто остался в живых. Вернулось с войны половина, это: Аверкин Меркулий, Пронин Николай, Машин М., Вершинин Иван, Аверкин Геннадий, Третьяков Леонид, Третьяков А., Паршаков Е., Пронин Григорий, Дронов С., Самолкин Леонид, Конычев Сергей, Попов Гаврил.
В войну всех лошадей забрали на фронт, дети возили дрова и сено на себе, а женщины впрягались в бороны, боронили пашни. Тогда требовали платить налоги деньгами и продуктами: масло сливочное - 10 кг., яйцо куриное – 300 шт., и полторы шкуры овчины. Налог платили поквартально, если не уплатишь в срок – корову заберут. Налоговики приезжали из с.Курагино.
В деревне не было ни радио, ни электричества, и только в шестидесятых годах провели электричество и радио. Жизнь начала налаживаться, стали платить деньги. Была школа, клуб, работа на ферме и пилораме. Было много скота, народ умел и работать и веселиться. В каждой деревне был свой застольный праздник, в Чердаках – крещение. Собирались большой компанией и гуляли всей деревней из дома в дом.
В конце шестидесятого года приезжало руководство, проводили собрания. Говорили о том, что деревня не перспективная, что нужно укреплять и объединять деревни. Так в Чердаках закрыли школу, угнали скот, не стало работы и люди начали разъезжаться, кто куда. В Курагино, в Берёзовку, в Брагино и в Н-Быструю. Всем было очень жаль покидать родные места и расставаться с односельчанами, так как жили очень дружно, всей одной семьей, лучше, чем родные, близкие люди. Но ничего не поделаешь, такие сложились обстоятельства.
Последним из д.Чердаки уехал мой дед Аверкин Геннадий, это был 1975 год.
Вот так и закончилась столетняя история родного на веки села Чердаки, но память не умерла и по сей день. Каждый год на праздник «троица» съезжаются односельчане, земляки, на родное место д.Чердаки и вспоминают всё и всех.
У меня, до сих пор, в памяти запечатлелся один из последних ярких моментов жизни д.Чердаки, о котором я постоянно вспоминаю. Когда я гостил у деда, тогда он работал лесником, летом, поздно вечером я сидел у окна с бабушкой при свете керосиновой лампы, а за окном на поляне бродила большая медведица с медвежатами.
АВЕРКИН Павел Иванович. Род. в 1893. Уроженец и житель д. Чердаки Курагинской вол. Минусинского уезда Енисейской губ. Из крестьян, малограмотный. Работал в личном хозяйстве. Арестован 18.01.1931 по делу Ястребова П.У. (26 чел.). Обвинение по ст. 58-11 УК РСФСР. Осужден 28.04.1931 особой тройкой ПП ОГПУ ЗСК на 10 лет концлагерей. Реабилитирован 23.09.1967 Красноярским крайсудом (П-14525).
-Информация Фроловой А.И.
-Список раскулаченных, Заветы Ильича (Курагино), 30.06.1991.
-Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края, т. 1, (А-Б). Красноярск, 2004, с. 143 (б).
ПАРШАКОВ (Паршуков) Куприян Прокопьевич. Род. в 1870 в с. Нерпино Пермской губ. Русский. Из кулаков. Раскулачен в с. Мурино Викуловского сельсовета Курагинского р-на СК. Жил в г. Минусинске КК. Работал вольностарателем в тресте "Минусазолото". Арестован 15.11.1937. Обвинение в КРД. Приговорен 08.12.1937 тройкой УНКВД КК к ВМН. Расстрелян 12.12.1937 в г. Минусинске. Реабилитирован 05.10.1957 Красноярским крайсудом. Арх. № дела П-19317.
-Информация Фроловой А.И. (Курагино).
-Список раскулаченных, Заветы Ильича (Курагино), 30.06.1991.
-Книга памяти жертв политических репрессий Красноярского края, т. 6, (Н-П), Красноярск, 2008, с. 225, (б).
ПАРШАКОВ Павел Куприянович. Род. 1900 в с. Нижне-Быстрая Курагинской вол. Минусинского уезда Енисейской губ. Русский. Жил на 30-х озерах Викуловского сельсовета Курагинского р-на СК, пчеловод. Раскулачен.
-Информация Фроловой А.И. (Курагино).
-Список раскулаченных, Заветы Ильича (Курагино), 30.06.1991.
ПАРШАКОВ Леонтий Васильевич. Род. в 1906. Уроженец и житель д. Чердаки Курагинской вол. Минусинского уезда Енисейской губ. Работал полеводом в колхозе "Зверолов". Арестован 21.03.1933. Обвинение по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Осужден 13.05.1933 особой тройкой ПП ОГПУ ЗСК на 3 года ИТЛ. Реабилитирован 24.05.1989 прокуратурой КК (П-15615).
ПАРШАКОВ (Паршуков, Паршиков) Семен Полуэктович. Род. в 1888 в д. Чердаки Курагинской вол. Минусинского округа Енисейской губ. Русский, окончил сельскую школу. Из крестьян. Проживал в с. Ермаковское КК. Агент треста «Союзмясо». Арестован 07.12.1930, содержался в Минусинской тюрьме. Обвинение по ст. 58-7 УК РСФСР. Освобожден 07.01.1931 из-под стражи на подписку о невыезде. Дело прекращено 10.05.1931 Минусинским оперсектором ОГПУ по реабилитирующим обстоятельствам. Проживал в г. Красноярске. Работал хозяйственником 1-й поликлиники горздравотдела. Арестован 05.11.1937. Обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР. Приговорен 12.11.1937 тройкой УНКВД КК к ВМН. Расстрелян 13.11.1937 в г. Красноярске. Реабилитирован 20.09.1989 прокуратурой КК (П-1033, П-19348).
ПАРШАКОВ Семен Прокопьевич. Род. в 1860. Уроженец и житель д. Чердаки Курагинской вол. Минусинского округа Енисейской губ. Занимался земледелием. Арестован 24.01.1920. Обвинение в АСА. Дело прекращено 25.10.1920 Минусинской уездной милицией. (П-4905).
ПАРШАКОВ (Паршуков) Куприян Прокопьевич, 1863 г.р., русский, уроженец с. Нижне-Быстрая Курагинского р-на КК. Раскулачен в с. Мурино Викуловского с/с Курагинского р-на КК. Пчеловод в к/зе им. Чкалова. В 1937 осужден на 10 лет. Умер в тюрьме. В 1956 реабилитирован крайсудом КК.
ПАРШАКОВ Павел Куприянович, 1900 г.р., русский, уроженец с. Нижне-Быстрая Курагинского р-на КК. Пчеловод на 30-х Озерах Викуловского с/с Курагинского р-на КК. Раскулачен.
Аверкин Павел Иванович
жена -«- Фетиния
дочь -«- Елена Павловна 1888
1887
1911 1933 ст.15а
ст.58 компенсация
выдана
Паршаков Кулриян Прокопеьвич
жена -«- Мария Евдокимовна
сын -«- Иван Куприянович
сноха -«- Анфиса
дочь -«- Мария Куприяновна
внук -«- Иларион Иванович
внучка -«- Вера Ивановна
внучка -«- Майя Ивановна 1869
1875
1903
1905
1919
1927
1929
1931 1934 ст.15ав ст.58, 1937
ЯСТРЕБОВ Порфирий Устинович, 1895 г.р., русский, уроженец и житель с. Брагино Курагинского р-на КК. Крестьянин-единоличник. 28.04.1931 тройкой ПП ОГПУ ЗСК осужден на 10 лет ИТЛ, по делу проходило 26 чел. 23.09.1967 реабилитирован Красноярским крайсудом.

Комментарии

  • 14 янв 2021 11:54
    Извиняюсь, хочу сделать поправку, что последний кто покинул деревню Чердаки это был мой деда,Славкин Иосиф Яковлевич.Весной, 1976 он перевез свою семью в Березовка, а сам еще лето жил в деревне так как у его была пасека, ульев 12.
  • 14 янв 2021 12:06
    Еще хочу добавить,в июле, когда была сенокосная пора, деда поехал в Березовку косить сено на сенокоске, а меня с сестренкой  отправили караулить пчел,выходил рой, , а мне было 16лет, сестренка 7лет
  • 14 янв 2021 12:15
    В сентябре деда, заболел,увезли в больницу в Курагино и деда не спасли- умер.Царство ему небесное,и земля пухом
  • 14 янв 2021 13:17
    Вы ни чего не путаете? Славкины уехали намного раньше вместе со Снадиными.
  • 16 янв 2021 09:52
    Слава, мой дед лето жил с пчелами в деревне, на это время деревня была пуста
  • 17 янв 2021 08:10
    Фотография
  • 17 янв 2021 08:12
    Фотография
  • 17 янв 2021 08:13
    Фотография
  • 31 дек 2021 13:49
    Была ещё семья Славкиных это тетка Афимья у ее сын Владимир и невестка Антонина, они уехали раньше в Березовку
  • 4 июн 2022 08:28
    Скажите пожалуйста будут собираться на троицу 12 июня?
  • 8 сен 2022 10:10
    Читая историю деревни увидел фамилию своего отца Пронин Н он и его родители Пронин Г Пронина Е и 5 их дочерей жили в этой деревни кроме деда Григория у него были 2 родных брата Михаил и Федор он погиб в ВОВ Отец мой родом из Чердаков у нас много родственников по линии Прониных Я приезжал в деревню примерно в 1970 г прекрасное место и красивая была деревня да кстати недалеко от деревни был Пронинский маральник как говорили там держали маралов наши предки история большая и я рад что нашел группу д ЧЕРДАКИ
  • 14 дек 2022 14:38
    Хочу сделать поправку, на войну ушел и не вернулся мой дед Снадин Василий , а в тексте после буквы С стоит буква п.
  • 6 мая 2023 10:13
    Мой дед Славкин Степан Михайлович .
  • 29 фев 13:50
    Не помню какой год, мы ездили за малиной в тайгу и на обратном пути заехали к дедушки, дом вроде на углу, он с пасеки приехал с зятем и мы купили у него мед.
    Примерно 1974-75г.