Комментарии
- 16 сен 2024 13:22Мы из МасловоИ еще из детских воспоминаний, связанных с лошадьми... Летом мы часто с соседскими ребятишками ходили на гороховое поле, чтобы полакомиться зеленым, сочным горохом или сорвать несколько початков кукурузы на кукурузном поле. Конечно, эти поля охранялись, бригадир или объездчик верхом на лошадях периодически объезжали поля. За сохранностью урожая следили два человека, один и был объездчик Кузьмич, а другой- бригадир Гудок, полные имена не помню, но в простонародье все односельчане их так и звали, а в том числе и мы-дети. Заходя на кукурузное поле мы не боялись, спокойно рвали кукурузу, поглядывая из густых зарослей на дорогу, в случае опасности в лице чаще всего Кузьмича на лошади(Гудок специализировался на поимке взрослых), мы просто предупреждали друг друга, приседали и ждали, когда всадник удалится подальше, оставалось только быстро перебежать дорогу и лугом дойти незамеченными до дома. С горохом дело обстояло хуже, спрятаться было негде, поэтому, завидев Кузьмича мы бросались врассыпную, бежали в разные стороны так быстро, что пятки прилипали к ягодицам, чтобы он нас не догнал... Это сейчас я понимаю, что никто и не собирался нас догонять, просто спугнули, чтобы мы не вытаптывали гороховое поле, да и ладно, а тогда было реально страшно. С взрослыми дела обстояли хуже, отлавливали стада домашних гусей, которые зачастую ночевали на пруду, а днем кормились на колхозном поле, пригоняли их к конторе, закрывали на территории склада и ждали, когда хозяин придет опознать свое стадо и оплатит штраф за потравку посевов. И Гудок, и Кузьмич запомнились мне как братья-близнецы-оба верхом, оба в брезентовых, прорезиненных плащах с капюшонами, в кирзовых сапогах... Мне кажется, что даже в жаркую погоду они были одеты именно так. Правда один был высокий, а другой ростом значительно пониже... Детство...
- 16 сен 2024 14:53Нина Трохинина (Леонова)Спасибо. Вот и я окунулась с головой в свое детство, побывала мысленно в своём родном селе. Все так и было. Помню и Кузмича, и двухметрового Гудка.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Мы из Маслово
Прошедшим летом решили мы с семьей и друзьями посетить экскурсию по Злынскому конезаводу, который был основан страстным любителем лошадей статским советником В.
Н. Телегиным в далеком в 1872 году и имеет богатую историю. Экскурсия, включающая в себя экскурс в историю создания конезавода, первоначально показалась немного скучноватой, да и день был жаркий, на экскурсию приехали 80 человек, а это очень много-в два раза больше обычного, в помещении особняка Телегина, где она начиналась, было душно, поэтому многие выходили и возвращались, не все внимательно слушали, включая и меня... Хотелось побыстрее на простор к лошадкам. Но потом был просмотр роликов о скачках, сопровождающийся очень забавными рассказами экскурсовода, стало повеселее и наконец перед нами сами конюшни. Здесь уже интересно, можно было покормить лошадей в загонах и стойлах, прокатиться в экипаже и верхом, просто пройтись по территории и помещениям и вдохнуть аромат конюшни- запах соломы, сена, лошадей. В общем понравилось! И лишь спустя какое-то время, рассматривая фотографии с экскурсии, появилось желание кое-что уточнить, поэтому обратилась к вездесущему интернету... Конезавод был образован в селе Крутом, сейчас это Колпнянский район, потом несколько раз переезжал и вот в 1880 году был переведён в село Карпово Масловской волости Орловского уезда, сейчас это деревня Щучье Орловского района, то есть наше Щучье. Теперь же конезавод располагается в поселке Злынский Болховского района , где мы и посетили экскурсию..
А еще , ранее я об этом уже писала, церковь Святой Живоначальной Троицы в Щучье была построена в 1779 г. помещиком Николаем Иосифовичем Телегиным, предком конезаводчика, прямым или нет-не знаю, но кому интересна история родного края, может поискать информацию в интернете. Теперь уже церковь, а вернее то, что от нее осталось считается одним из лучших объектов барочных сооружений Орловской области, об этом упоминается в каталоге памятников архитектуры Орловской области . А по мнению известного нашего краеведа Виктора Ливцова она является шедевром архитектуры, достойным усадебных ансамблей пригородов Санкт-Петербурга. Может в северной столице храм был бы восстановлен, но мы пока имеем то, что имеем...
Пока писала, мне вспомнилась и наша масловская конюшня из моего детства, она находилась в низине между Маяковским или Островком, как мы называли эту часть села и Красной горкой. Большое длинное здание из серого шлакоблока с плоской крышей и двумя огромными деревянными воротами, как и принято на фермах. Вокруг всегда лежали горы соломы и сена, конюхи таскали их на вилах в стойла, сыпали коням овес и посыпку, водили их на водопой или выпускали на выпас, предварительно стреножив, чтобы далеко не ушли, и эти бедолаги вынуждены были не быстро скакать на трех ногах и щипать зеленую траву вблизи конюшни или на лугу около моста, иногда они добирались до Волов и пугали нас своим устрашающими мускулистыми фигурами и громким ржанием. Конюхи иногда доверяли мальчишкам помочь поскрести скребком по шерсти лошади или проскакать верхом небольшой круг перед конюшней, но редко. Мы же, девчонки боялись подходить близко к конюшне, боялись конюхов, вдруг заругают, лишь изредка, когда они отлучались, мы быстренько заглядывали в открытые ворота конюшни, проходили по длинному проходу, рассматривая лошадей, находящихся в стойле, и покидали конюшню через другие ворота. Лошадей обычно было не много, все они были заняты тяжелым трудом, пахали, возили телеги с сеном или зерном, раньше и председатель колхоза, и бригадиры передвигались по полям верхом на лошади или по хорошей погоде в телеге, которую тащила все та же лошадка-трудяга. Ведь наши лошади были тягловой силой, они не предназначались ни для бегов, ни для выставок, позднее их вытеснили тракторы и машины. Поэтому в стойлах их находилось не много. Сейчас в лучшем случае несколько лошадей служат средством передвижения для пастухов, если в хозяйстве есть стадо, которое нужно пасти. Уже не увидишь такую картину, как в детстве, когда по тропинке с горки мчатся тебе навстречу несколько длинногривых лошадей с маленькими, трогательными жеребятами..
Наверное во мне сейчас говорит ностальгия по детству!