Глава VIII. 1907 г. «ВСПОМНИШЬ РАЗЛУКУ С УЛЫБКОЮ СТРАННОЙ»
События в Российской Империи: 6 марта — выступление премьер-министра Петра Алексеевича Столыпина (1862—1911) перед депутатами Государственной думы. Его фразы «Не запугаете!», «Сначала успокоение, потом реформы» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стали крылатыми. 13 мая — открылся V съезд РСДРП, проходивший в Лондоне по 1 июня. Среди делегатов были Ленин, Сталин, Троцкий. На съезде были представлены пять фракций: меньшевики, большевики, Бунд, поляки, латыши. Присутствовало 342 делегата от 145 организаций. Расходы на проведение съезда составили около 120 тыс. рублей. Делегатам съезда организаторами оплачивалась дорога, а во время пребывания в Лондоне выдавались деньги на расходы из расчёта по 2 шиллинга в день. 300 фунтов на проведение съезда (1 фунт был равен примерно 10 рублям) было получено от ЦК Социал-демократической партии Германии, а 1700 фунтов от английского промышленника Иосифа Фелса, при содействии Джорджа Лэнсбери, Генри Брэйлсфорда и Ф.А. Ротштейна. 16 июня — роспуск Второй Госдумы (третьеиюньский переворот). Причиной роспуска II Думы послужила невозможность наладить конструктивное взаимодействие между правительством, возглавляемым премьер-министром П. А. Столыпиным, и Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых партий (социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты) и примыкавшие к ним трудовики.
Литература: Роман Валерия Яковлевича Брюсова (1873—1924) «Огненный ангел»; Рассказ Алексея Михайловича Ремизова (1877—1957) «Чертик» о деревенской секте сатанистов, опубликованный в 1-м номере журнала «Золотое руно» за 1907 год и победивший в конкурсе на лучший рассказ о дьяволе.
Музыка: 7 февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844—1908). В опере четыре действия, шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. Либретто было составлено композитором совместно с В. И. Бельским. 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера оперы.
Грамзапись: На музыкальном рынке появились грампластинки фирмы «Омокордъ» (Homokord, а с 1923 года на некоторых этикетках так-же встречается название Homocord), которые производились немецкой компанией «Омофон» (Homophon Company GmbH.), образованной в 1905 году. Главное управление компании распологалось в Берлине. Предполагалось, что «Омокорду» удастся закрепиться на русском рынке, планировалось даже открытие фабричного филиала в польском городе Калише. Однако неудачный подбор артистов и недостаточная требовательность к художественному уровню записей привели к постепенному свертыванию операций этого общества в России. Последние русские записи на пластинках «Омокорд» датируются 1910 годом, после чего все матрицы с русским репертуаром были перекуплены граммофонным обществом «Стелла Рекорд».
ДЕСЯТЬ САМЫХ-САМЫХ ХИТОВ 1907 ГОДА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
1. УТРО ТУМАННОЕ Музыка Эраста Абазы, слова Ивана Тургенева.
Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые… Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные, страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые.
Автор слов Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883), писатель, поэт, переводчик. Оригинальное заглавие стихотворения – «В дороге», посвящено Полине Виардо (1821—1910), испанской певице, музе Тургенева, и написано в год их встречи. Автор музыки — Абаза. В разных нотных сборниках инициалы автора различны. Композитором мог бы быть каждый из представителей известной фамилии: Аркадий Абаза, Виктор Абаза, Владимир Абаза, Арнольд Абаза, или певицы Юлия и Варвара Абаза. А также братья Александр, Василий, Эраст Абаза. Журнал «Кругозор» № 8 за 1971 год напечатал статью, где с уверенностью автором музыки назван Эраст Аггеевич Абаза (1819—1855). Елене Александровне Мещерской, дочери князя Александра Васильевича Мещерского, в рукописях своего отца удалось обнаружить материалы, где он рассказывает о своих бывших однополчанах. В 1843 — 1850 годах. А. В. Мещерский служил в лейб-гвардии Гусарском полку, расквартированному в Царском Селе, где вместе с ним проходили службу и трое братьев Абаза: Эраст, Александр и Василий. Все трое прекрасно владели гитарой, сами сочиняли, были поклонниками модного тогда увлечения цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов подписаны: «Музыка братьев Абаза». Подлинным же автором романса «Утро туманное» Елена Александровна, ссылаясь на мемуары отца, называет Эраста Абаза, самого талантливого из братьев.
Романс впервые записан на грампластинку в 1907 году Николаем Северским и в том же году Александром Бобровым. Также входил в репертуар Михаила Вавича, Семена Садовникова.
Грамзапись: 1907: Николай Георгиевич Северский, акк. ф-но, С.-Петербург. Amour Gramophone Record 3-22711; 1907: Александр Ефимович Бобров, акк. ф-но, С.-Петербург. Zonophone X-62643; 1908: Михаил Иванович Вавич, акк. ф-но, С.-Петербург. Amour Gramophone Concert Record G.C.-3-22843; 1912: Семён Павлович Садовников, акк. рояль. Бека-Грандъ-Пластинка 56408; 1913: Семен Павлович Садовников, акк. гитара, Москва. Сирена Грандъ Рекордъ 13010; 1929: Надежда Никаноровна Наумова-Михайлова, акк. Н.М. Алексеев, Н.Д. Дулькевич (гитары), Москва. Музтрест 496; 1945: Иван Павлович Бурлак, акк. Н.Н. Кручинин (гитара), Москва. Апрелевский завод 12867; 1947: Надежда Андреевна Обухова, акк. М.И. Сахаров (ф-но), Москва. Апрелевский завод 15357; 1965: Николай Гедда, LP «Русские народные песни», Мелодия С20-16003-4 1966: Борис Штоколов, LP «Русские песни и романсы», Мелодия Д 017689-90 1971: Валентина Левко, LP «Русские песни и романсы», Мелодия CM – 02665 1972: Галина Карева, LP «Русские старинные романсы», Мелодия СМ – 03193 1975: Николай Эрденко, LP «Старинные романсы» 33 С60-06375-76; 1976: Дина Даян, 1976, LP «Старинные романсы» С60-08063; 1982: Евгений Нестеренко, 2LP «Русские песни и романсы», Мелодия C60 07331-33; 1987: Сергей Захаров, LP «Старинный романс», Мелодия С60 25777 005 1989: Леонид Сметанников, LP «Только раз бывает в жизни встреч» Мелодия C60 28047 001; 1989: Николай Сличенко, LP «Когда поет душа», Мелодия A60 00295 006; 1990: Валентина Пономарева, LP «Старинные романсы и вальсы», Мелодия C60 29779 008; 1990: Валерий Агафонов, LP «Еще не раз вы вспомните меня», Мелодия С60 30079 002; 1995: Эдуард Хиль. CD «Le Temps De L'amour». Эдуард Хиль http://stihi.ru//;go/www.youtube.com/watch?v=-IQ5UDXKSoE
2. МЫ БЫЛИ МОЛОДЫ С ТОБОЙ Музыка неизвестного автора, слова К.Р.
Мы были молоды с тобой. Как счастливы мы были Нас окружавшею весной! Так горячо любили!
Двурогий месяц наводил На нас своё сиянье; Я ничего не говорил, Боясь прервать молчанье.
Безмолвно... тишь... и глаз твоих Ты опускала взоры; Красноречивей слов иных Немые разговоры.
Чего не смел поверить я, Что в сердце ты таила, - То это песня соловья За нас заговорила.
Мы были молоды с тобой. Как счастливы мы были Нас окружавшею весной! Так горячо любили! (Расшифровка фонограммы В. Паниной, 1907 г.)
Цыганский романс на слова К.Р. – Великого князя Константина Романова. Музыка неизвестного автора. Записан на грампластинку Варей Паниной в сопровождении гитар К. Василева и Н. Шишкина в 1907 году.
3. ДИВНЫЕ ОЧИ Музыка Луиджи Денца, слова Р. Е. Пальяра, русский текст С. Я. Уколова.
Дивные очи, очи как море Так же глубоки и тайны полны. Вы предо мною вечно повсюду, Вечно, как блеск бирюзовой волны.
Взглядом безбрежным дайте забвенья, Сердце в страданье, сердце в томленье. Дивные очи, очи как море, Вы облегчите долю мою. О, как я страдаю, что вас люблю. О, как я страдаю, что вас люблю.
Дивные очи, очи как небо, Цвета лазури, небес голубых, То вы грустите, то вы смеетесь, Знать не желая страданий моих.
Неаполитанский романс Луиджи Денца на слова Р. Е. Пальяра, русский текст С. Я. Уколова. Оригинальное итальянское название: “Occhi turchini” (“Очи бирюзовые”). Записан на грампластинку артистом частной оперы Оскаром Камионским в сопровождении фортепьяно в 1907 году.
Грамзапись: 1907: Оскар Исаевич Камионский, акк. ф-но, Москва. Gramophone Concert Record G.C.-3-22733; 1912: Миша Ференцо, акк. Ф. Бахман (ф-но), Camden, New Jersey. Victor 63642-B; 1940: Соломон Маркович Хромченко, акк. оркестр, Москва. Апрелевский завод 10609; 1947: Сергей Яковлевич Лемешев, акк. ансамбль, дир. Н. Д. Мисаилов, Москва. Ленинградский завод 14944 ; 1954: Константин Николаевич Лаптев, акк. оркестр студии, дир. А. С. Бадхен, Ленинград. Артель «Пластмасс» 1210; 1968: Надежда Обухова. Мелодия Д 021649-50; 1978: Юрий Гуляев, LP «Поет Юрий Гуляев», Мелодия С10—11375-76.
4. ДАЙ, МИЛЫЙ ДРУГ, НА СЧАСТЬЕ РУКУ Слова и музыка К. Лучича.
Если жизнь не мила вам, друзья, Если сердце терзает сомненье, Вас рассеет гитара моя, В ней тоски и раздумья забвенье!
П р и п е в: Дай, милый друг, на счастье руку, Гитары звук разгонит скуку, Забудь скорее горе злое, И вновь забьется ретивое!
Наливайте бокалы полней, Позабудем о жизни тяжелой, И под звуки гитары веселой Жизнь покажется нам веселей!..
П р и п е в.
Я спою вам, друзья, про любовь – Всех страданий виновницу злую, Каждый вспомнит свою дорогую, И сильней забурлит наша кровь.
Цыганский романс, слова и музыка К. Лучича. Впервые записан на грампластинку в 1907 году Анастасией Вяльцевой в сопровождении фортепьяно. Входил также в репертуар Александра Давыдова, Наталии Тамары, Марии Эмской.
Грамзапись: 1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Патз 27206; 1909: Александр Михайлович Давыдов, акк. ф-но, С.-Петербург. Zonophone Х-3-62056; 1911: Наталия Ивановна Тамара, акк. ф-но, С.-Петербург. Amour Gramophone Record 2-23581; 1911 Мария Александровна Эмская, акк. ф-но. Стелла Концерт Рекорд 12038; 1913: А. О. Кирсанов, С.-Петербург. Amour Gramophone Record 4-22630; 1915: Наталия Ивановна Тамара, акк. ф-но, С.-Петербург. Amour Gramophone Record 2-23581; 1928: Мария Александровна Каринская, акк. ф-но. Sirena Grand Record 13701; 1935: Надежда Белич, акк. ф-но. Syrena-Electro 26686; 1948: Марина Александровна Кошиц, акк. Ж. Сколл и его оркестр, Кэмдэн. RCA Victor 26-5040-A; 1988: Эльмира Жерздева, акк. Б. Мандрус (ф-но), LP «Ночные цветы», Мелодия С60 27197 004; 1990: Борис Жайворонок, акк. ансамбль п/р В. Калинского, LP «Всю-то я вселенную проехал», Мелодия С20 29153 001; 1991: Вера Журавлева, акк. Л. Оберфельд (ф-но), LP «Дай, милый друг, на счастье руку», Мелодия С60 32023 006. Эдуард Хиль http://www.youtube.com/watch?v=r-3_OT2TOHY
5. ХРИЗАНТЕМЫ Слова и музыка Александры Радошевской.
Ты хочешь знать: зачем теперь Я умираю? О, поверь, Что страсть к тебе мне сердце гложет, Но кто любви моей не знал, Тот безучастно повторял: Еще понравится, быть может!
Лишь твой обман заметил я, Как пожелал убить тебя, Чтоб кровь твоя из раны сочилась; Тебя навек бы потерял, Хотя любил и обожал! Но злоба страсти покорилась!
Романс на музыку и слова баронессы Александры Игнатьевны Радошевской. Датируется 1904 годом. Впервые записан на грампластинку в 1907 году Николаем Северским и в том же году Александром Бобровым. Также входил в репертуар Вари Паниной, Михаила Вавича, Льва Сибирякова, Марии Эмской.
Грамзапись: 1907: Николай Георгиевич Северский, акк. ф-но, С.-Петербург. Concert Record “Gramophone” G.C.-3-22710; 1907: Александр Ефимович Бобров, акк. ф-но, С.-Петербург. Zonophone X-62642; 1908: Варя Панина, акк. гитпры, Москва. Zonophone Х-63584; 1908: Михаил Иванович Вавич, акк. ф-но. Лирофонъ 390; 1910: Варя Панина, акк. цитра и гитара, Москва. Фаворитъ 1-76124; 1910: Лев Михайлович Сибиряков, акк. ф-но, С.-Петербург. РАОГ 2613; 1911: Мария Александровна Эмская, акк. ф-но. Premier Record 21147; 1913: А. О. Кирсанов, С.-Петербург. Amour Gramophone Record 4-22631.
6. ПОМНИШЬ НОЧЬ? Музыка Алексея Таскина, слова Константина Северянина.
Помнишь ночь немую? В тишине аллей Соловей влюблённый пел среди ветвей, В тёмном небе плыли ярких звёзд огни. В целом мире были мы одни...
Трепет первой страсти, сладость первых грёз, В миг волшебный счастья ты мне в дар принёс. Неземные ласки мне сулил твой взгляд, И шептал нам сказки сад...
Нежный звук гитары вторил песням и мольбам, Нас пьянили чары, и так сладко было нам... Помнишь, как бесшумно ты те песни оборвал? Как меня безумно целовал!
Романс Алексея Таскина на слова Константина Северянина. Алексей Владимирович Таскин (1871–1942), композитор, который долгое время был аккомпониатором Анастасии Вяльцевой. Константин Яковлевич Северянин (настоящая фамилия Шумлевич; ? – 1942), поэт, журналист. Записан на грампластинку в 1907 году Анастасией Вяльцевой.
7. МНЕ ХОЧЕТСЯ ЛЮБИТЬ Музыка А. Савичева, слова Барона Б. Б.
Мне хочется любить Безумно, страстно, нежно... С тобой весь мир забыть Для неги безмятежной. Как счастье сердце ждет Любовь свою излить. Тоска его гнетет. Мне хочется любить!
Нет розы без шипов, Любви нет без страданья, Я все терпеть готов За миг очарованья. Пусть горечь всю до дна Придется мне испить... Моя мечта одна: Мне хочется любить!
Цыганский романс А. Савичева на слова Барона Б. Б. Записан известной исполнительнецей цыганских романсов Александрой ильмановой в сопровождении фортепьяно в 1907 году.
Грамзапись: 1907: Александра Васильевна Ильманова, акк. ф-но, Москва. Gramophone Concert Record G.C.-2-23159; 1990: Эльмира Жерздева, акк. А. Бисеров (ф-но), LP «Романсы из репертуара Анастасии Вяльцевой», Мелодия С60 30441 007.
8. ОКОВЫ ЛЮБВИ Слова и музыка В. Я. Радомского-Кольчак.
Зачем страдать, зачем жалеть Мне об отвергнутой любви, Ведь глубины моей души Не понял ты, не понял ты.
О, сброшу с себя я оковы любви И постараюсь забыться. Налейте, налейте мне чару вина, Дайте вином мне упиться!
Любя тебя, мечтала я Безумным счастьем насладиться, Но в один миг мои мечты Разбил мне ты, разбил мне ты.
Романс на слова и музыку В. Я. Радомского-Колчак. Впервые записан на грампластинку в 1907 году Анастасией Вяльцевой.
Послушать: 1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А. Таскин (ф-но), С.-Петербург. Патэ 27210; 1909: Мария Александровна Каринская, акк. ф-но, Москва. Zonophone Х-63761; 1910: Нина Викторовна Дулькевич, акк. ф-но, С.-Петербург. Zonophone Х-2-63021; 1912: Михаил Иванович Вавич, акк. ф-но. Сирена Грандъ Рекордъ 12769 . Михаил Вавич http://www.youtube.com/watch?v=WOqRSzUFwnc
9. КАК ХОРОШО Слова и музыка Сергея Зилоти.
Как тяжело, как тяжело, Как тяжело расставаться с тобой; Не увидать, не услыхать И не дышать тобою одной. Да, тяжело, да, тяжело, Да, тяжело мне расстаться с тобой.
Как горячо, как горячо, Как горячо кровь бьется моя, Прижмись ко мне скорей нежней И на груди сладко усни. Да, горячо, да, горячо, Да, горячо бьется кровь моя.
Романс, слова и музыка – Сергея Ильича Зилоти (1862 – 1914), военно-морского офицера, генерал-майора, заместителя начальника Адмиралтейского Генерального штаба, музыканта-любителя. Погиб в начале Первой мировой войны. Записан на грампластинку Варей Паниной в сопровождении гитар К. Василева и Н. Шишкина в 1907 году.
Романс на музыку некоего Р.Б. на слова Василия Карловича Мюле (настоящая фамилия Васильев), драматического писателя, автора романсов. Записан на грампластинку Анастасией Вяльцевой в сопровождении гитар Алексея Таскина на фортепьяно в 1907 году.
Белые воины Руси
Популярные песни ХХ века в России 1907 год
Константин Николаев 4
Глава VIII. 1907 г. «ВСПОМНИШЬ РАЗЛУКУ С УЛЫБКОЮ СТРАННОЙ»
События в Российской Империи:
6 марта — выступление премьер-министра Петра Алексеевича Столыпина (1862—1911) перед депутатами Государственной думы. Его фразы «Не запугаете!», «Сначала успокоение, потом реформы» и «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» стали крылатыми.
13 мая — открылся V съезд РСДРП, проходивший в Лондоне по 1 июня. Среди делегатов были Ленин, Сталин, Троцкий. На съезде были представлены пять фракций: меньшевики, большевики, Бунд, поляки, латыши. Присутствовало 342 делегата от 145 организаций. Расходы на проведение съезда составили около 120 тыс. рублей. Делегатам съезда организаторами оплачивалась дорога, а во время пребывания в Лондоне выдавались деньги на расходы из расчёта по 2 шиллинга в день. 300 фунтов на проведение съезда (1 фунт был равен примерно 10 рублям) было получено от ЦК Социал-демократической партии Германии, а 1700 фунтов от английского промышленника Иосифа Фелса, при содействии Джорджа Лэнсбери, Генри Брэйлсфорда и Ф.А. Ротштейна.
16 июня — роспуск Второй Госдумы (третьеиюньский переворот). Причиной роспуска II Думы послужила невозможность наладить конструктивное взаимодействие между правительством, возглавляемым премьер-министром П. А. Столыпиным, и Думой, значительную часть которой составляли представители крайних левых партий (социал-демократы, социалисты-революционеры, народные социалисты) и примыкавшие к ним трудовики.
Литература:
Роман Валерия Яковлевича Брюсова (1873—1924) «Огненный ангел»;
Рассказ Алексея Михайловича Ремизова (1877—1957) «Чертик» о деревенской секте сатанистов, опубликованный в 1-м номере журнала «Золотое руно» за 1907 год и победивший в конкурсе на лучший рассказ о дьяволе.
Музыка:
7 февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844—1908). В опере четыре действия, шесть картин. Основой сюжета стала легенда конца XVIII века о граде Китеже. Либретто было составлено композитором совместно с В. И. Бельским. 7 (20) февраля 1907 года на сцене Мариинского театра в Петербурге состоялась премьера оперы.
Грамзапись:
На музыкальном рынке появились грампластинки фирмы «Омокордъ» (Homokord, а с 1923 года на некоторых этикетках так-же встречается название Homocord), которые производились немецкой компанией «Омофон» (Homophon Company GmbH.), образованной в 1905 году. Главное управление компании распологалось в Берлине. Предполагалось, что «Омокорду» удастся закрепиться на русском рынке, планировалось даже открытие фабричного филиала в польском городе Калише. Однако неудачный подбор артистов и недостаточная требовательность к художественному уровню записей привели к постепенному свертыванию операций этого общества в России. Последние русские записи на пластинках «Омокорд» датируются 1910 годом, после чего все матрицы с русским репертуаром были перекуплены граммофонным обществом «Стелла Рекорд».
ДЕСЯТЬ САМЫХ-САМЫХ ХИТОВ 1907 ГОДА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
1. УТРО ТУМАННОЕ
Музыка Эраста Абазы, слова Ивана Тургенева.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые…
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные, страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая говор колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
© Эраст Абаза. Утро туманное, утро седое : Цыг. романс: Для голоса с фп.: h-es.2: Op. 5 МЗ 183/2600 СПб. : Склад изд. Н. Давингоф, ценз. 1900.
Автор слов Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883), писатель, поэт, переводчик. Оригинальное заглавие стихотворения – «В дороге», посвящено Полине Виардо (1821—1910), испанской певице, музе Тургенева, и написано в год их встречи.
Автор музыки — Абаза. В разных нотных сборниках инициалы автора различны. Композитором мог бы быть каждый из представителей известной фамилии: Аркадий Абаза, Виктор Абаза, Владимир Абаза, Арнольд Абаза, или певицы Юлия и Варвара Абаза. А также братья Александр, Василий, Эраст Абаза. Журнал «Кругозор» № 8 за 1971 год напечатал статью, где с уверенностью автором музыки назван Эраст Аггеевич Абаза (1819—1855). Елене Александровне Мещерской, дочери князя Александра Васильевича Мещерского, в рукописях своего отца удалось обнаружить материалы, где он рассказывает о своих бывших однополчанах. В 1843 — 1850 годах. А. В. Мещерский служил в лейб-гвардии Гусарском полку, расквартированному в Царском Селе, где вместе с ним проходили службу и трое братьев Абаза: Эраст, Александр и Василий. Все трое прекрасно владели гитарой, сами сочиняли, были поклонниками модного тогда увлечения цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов подписаны: «Музыка братьев Абаза». Подлинным же автором романса «Утро туманное» Елена Александровна, ссылаясь на мемуары отца, называет Эраста Абаза, самого талантливого из братьев.
Романс впервые записан на грампластинку в 1907 году Николаем Северским и в том же году Александром Бобровым. Также входил в репертуар Михаила Вавича, Семена Садовникова.
Грамзапись:
1907: Николай Георгиевич Северский, акк. ф-но, С.-Петербург. Amour Gramophone Record 3-22711;
1907: Александр Ефимович Бобров, акк. ф-но, С.-Петербург. Zonophone X-62643;
1908: Михаил Иванович Вавич, акк. ф-но, С.-Петербург. Amour Gramophone Concert Record G.C.-3-22843;
1912: Семён Павлович Садовников, акк. рояль. Бека-Грандъ-Пластинка 56408;
1913: Семен Павлович Садовников, акк. гитара, Москва. Сирена Грандъ Рекордъ 13010;
1929: Надежда Никаноровна Наумова-Михайлова, акк. Н.М. Алексеев, Н.Д. Дулькевич (гитары), Москва. Музтрест 496;
1945: Иван Павлович Бурлак, акк. Н.Н. Кручинин (гитара), Москва. Апрелевский завод 12867;
1947: Надежда Андреевна Обухова, акк. М.И. Сахаров (ф-но), Москва. Апрелевский завод 15357;
1965: Николай Гедда, LP «Русские народные песни», Мелодия С20-16003-4
1966: Борис Штоколов, LP «Русские песни и романсы», Мелодия Д 017689-90
1971: Валентина Левко, LP «Русские песни и романсы», Мелодия CM – 02665
1972: Галина Карева, LP «Русские старинные романсы», Мелодия СМ – 03193
1975: Николай Эрденко, LP «Старинные романсы» 33 С60-06375-76;
1976: Дина Даян, 1976, LP «Старинные романсы» С60-08063;
1982: Евгений Нестеренко, 2LP «Русские песни и романсы», Мелодия C60 07331-33;
1987: Сергей Захаров, LP «Старинный романс», Мелодия С60 25777 005
1989: Леонид Сметанников, LP «Только раз бывает в жизни встреч» Мелодия C60 28047 001;
1989: Николай Сличенко, LP «Когда поет душа», Мелодия A60 00295 006;
1990: Валентина Пономарева, LP «Старинные романсы и вальсы», Мелодия C60 29779 008;
1990: Валерий Агафонов, LP «Еще не раз вы вспомните меня», Мелодия С60 30079 002;
1995: Эдуард Хиль. CD «Le Temps De L'amour».
Эдуард Хиль http://stihi.ru//;go/www.youtube.com/watch?v=-IQ5UDXKSoE
2. МЫ БЫЛИ МОЛОДЫ С ТОБОЙ
Музыка неизвестного автора, слова К.Р.
Мы были молоды с тобой.
Как счастливы мы были
Нас окружавшею весной!
Так горячо любили!
Двурогий месяц наводил
На нас своё сиянье;
Я ничего не говорил,
Боясь прервать молчанье.
Безмолвно... тишь... и глаз твоих
Ты опускала взоры;
Красноречивей слов иных
Немые разговоры.
Чего не смел поверить я,
Что в сердце ты таила, -
То это песня соловья
За нас заговорила.
Мы были молоды с тобой.
Как счастливы мы были
Нас окружавшею весной!
Так горячо любили!
(Расшифровка фонограммы В. Паниной, 1907 г.)
Цыганский романс на слова К.Р. – Великого князя Константина Романова. Музыка неизвестного автора. Записан на грампластинку Варей Паниной в сопровождении гитар К. Василева и Н. Шишкина в 1907 году.
Послушать:
1907: Варя Панина. International Zonophone X-63586;
1940: Эмма Юрок, акк. цыганский оркестр, дир. Ф.Я. Заркевич, Нью-Йорк. Victor 27388-A.
Эмма Юрок http://www.youtube.com/watch?v=bW0AgUVa3nY
3. ДИВНЫЕ ОЧИ
Музыка Луиджи Денца, слова Р. Е. Пальяра, русский текст С. Я. Уколова.
Дивные очи, очи как море
Так же глубоки и тайны полны.
Вы предо мною вечно повсюду,
Вечно, как блеск бирюзовой волны.
Взглядом безбрежным дайте забвенья,
Сердце в страданье, сердце в томленье.
Дивные очи, очи как море,
Вы облегчите долю мою.
О, как я страдаю, что вас люблю.
О, как я страдаю, что вас люблю.
Дивные очи, очи как небо,
Цвета лазури, небес голубых,
То вы грустите, то вы смеетесь,
Знать не желая страданий моих.
В вас вся надежда, в вас упованье,
Жизнь и могила, рай и страданье.
Дивные очи, очи как небо,
Как призрак счастья, взор ваш ловлю.
О, как я страдаю, что вас люблю.
О, как я страдаю, что вас люблю.
© Денца, Луиджи "Дивные очи" : Романсъ для меццо-сопрано с ф.-п. / Итал. текстъ Р.Е. Пальяра; Рус. текстъ С.Я. Уколова; Муз. Л. Денца, СПб. : Муз. маг. "Северная лира", 1894.
Неаполитанский романс Луиджи Денца на слова Р. Е. Пальяра, русский текст С. Я. Уколова. Оригинальное итальянское название: “Occhi turchini” (“Очи бирюзовые”).
Записан на грампластинку артистом частной оперы Оскаром Камионским в сопровождении фортепьяно в 1907 году.
Грамзапись:
1907: Оскар Исаевич Камионский, акк. ф-но, Москва. Gramophone Concert Record G.C.-3-22733;
1912: Миша Ференцо, акк. Ф. Бахман (ф-но), Camden, New Jersey. Victor 63642-B;
1940: Соломон Маркович Хромченко, акк. оркестр, Москва. Апрелевский завод 10609;
1947: Сергей Яковлевич Лемешев, акк. ансамбль, дир. Н. Д. Мисаилов, Москва. Ленинградский завод 14944 ;
1954: Константин Николаевич Лаптев, акк. оркестр студии, дир. А. С. Бадхен, Ленинград. Артель «Пластмасс» 1210;
1968: Надежда Обухова. Мелодия Д 021649-50;
1978: Юрий Гуляев, LP «Поет Юрий Гуляев», Мелодия С10—11375-76.
4. ДАЙ, МИЛЫЙ ДРУГ, НА СЧАСТЬЕ РУКУ
Слова и музыка К. Лучича.
Если жизнь не мила вам, друзья,
Если сердце терзает сомненье,
Вас рассеет гитара моя,
В ней тоски и раздумья забвенье!
П р и п е в:
Дай, милый друг, на счастье руку,
Гитары звук разгонит скуку,
Забудь скорее горе злое,
И вновь забьется ретивое!
Наливайте бокалы полней,
Позабудем о жизни тяжелой,
И под звуки гитары веселой
Жизнь покажется нам веселей!..
П р и п е в.
Я спою вам, друзья, про любовь –
Всех страданий виновницу злую,
Каждый вспомнит свою дорогую,
И сильней забурлит наша кровь.
П р и п е в.
© Дай, милый друг, на счастье руку : Цыганск. романс для голоса с сопровожд. ф.-п.; d.1-e.2 / Слова и музыка К. Лучича МЗ 186/2264 СПб. : Давингоф, б.г.
Цыганский романс, слова и музыка К. Лучича. Впервые записан на грампластинку в 1907 году Анастасией Вяльцевой в сопровождении фортепьяно. Входил также в репертуар Александра Давыдова, Наталии Тамары, Марии Эмской.
Грамзапись:
1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Патз 27206;
1909: Александр Михайлович Давыдов, акк. ф-но, С.-Петербург. Zonophone Х-3-62056;
1911: Наталия Ивановна Тамара, акк. ф-но, С.-Петербург. Amour Gramophone Record 2-23581;
1911 Мария Александровна Эмская, акк. ф-но. Стелла Концерт Рекорд 12038;
1913: А. О. Кирсанов, С.-Петербург. Amour Gramophone Record 4-22630;
1915: Наталия Ивановна Тамара, акк. ф-но, С.-Петербург. Amour Gramophone Record 2-23581;
1928: Мария Александровна Каринская, акк. ф-но. Sirena Grand Record 13701;
1935: Надежда Белич, акк. ф-но. Syrena-Electro 26686;
1948: Марина Александровна Кошиц, акк. Ж. Сколл и его оркестр, Кэмдэн. RCA Victor 26-5040-A;
1988: Эльмира Жерздева, акк. Б. Мандрус (ф-но), LP «Ночные цветы», Мелодия С60 27197 004;
1990: Борис Жайворонок, акк. ансамбль п/р В. Калинского, LP «Всю-то я вселенную проехал», Мелодия С20 29153 001;
1991: Вера Журавлева, акк. Л. Оберфельд (ф-но), LP «Дай, милый друг, на счастье руку», Мелодия С60 32023 006.
Эдуард Хиль http://www.youtube.com/watch?v=r-3_OT2TOHY
5. ХРИЗАНТЕМЫ
Слова и музыка Александры Радошевской.
Ты хочешь знать: зачем теперь
Я умираю? О, поверь,
Что страсть к тебе мне сердце гложет,
Но кто любви моей не знал,
Тот безучастно повторял:
Еще понравится, быть может!
Лишь твой обман заметил я,
Как пожелал убить тебя,
Чтоб кровь твоя из раны сочилась;
Тебя навек бы потерял,
Хотя любил и обожал!
Но злоба страсти покорилась!
Я угасаю с каждым днем,
Но не виню тебя ни в чем,
Уж смерти предо мной эмблема…
Прости меня, не забывай
И на могилу обещай
Ты приносить мне хризантемы.
© "Хризантемы" : Романс для голоса с ф.-п.: d.1-d.2 / Соч. бар. А.И. Радошевской; Приплет. к: Д 67/1258 СПб. : Н.Х. Давингофъ, 1904.
Романс на музыку и слова баронессы Александры Игнатьевны Радошевской. Датируется 1904 годом.
Впервые записан на грампластинку в 1907 году Николаем Северским и в том же году Александром Бобровым. Также входил в репертуар Вари Паниной, Михаила Вавича, Льва Сибирякова, Марии Эмской.
Грамзапись:
1907: Николай Георгиевич Северский, акк. ф-но, С.-Петербург. Concert Record “Gramophone” G.C.-3-22710;
1907: Александр Ефимович Бобров, акк. ф-но, С.-Петербург. Zonophone X-62642;
1908: Варя Панина, акк. гитпры, Москва. Zonophone Х-63584;
1908: Михаил Иванович Вавич, акк. ф-но. Лирофонъ 390;
1910: Варя Панина, акк. цитра и гитара, Москва. Фаворитъ 1-76124;
1910: Лев Михайлович Сибиряков, акк. ф-но, С.-Петербург. РАОГ 2613;
1911: Мария Александровна Эмская, акк. ф-но. Premier Record 21147;
1913: А. О. Кирсанов, С.-Петербург. Amour Gramophone Record 4-22631.
6. ПОМНИШЬ НОЧЬ?
Музыка Алексея Таскина, слова Константина Северянина.
Помнишь ночь немую? В тишине аллей
Соловей влюблённый пел среди ветвей,
В тёмном небе плыли ярких звёзд огни.
В целом мире были мы одни...
Трепет первой страсти, сладость первых грёз,
В миг волшебный счастья ты мне в дар принёс.
Неземные ласки мне сулил твой взгляд,
И шептал нам сказки сад...
Нежный звук гитары вторил песням и мольбам,
Нас пьянили чары, и так сладко было нам...
Помнишь, как бесшумно ты те песни оборвал?
Как меня безумно целовал!
Помнишь ночь немую? В тишине аллей
Соловей влюблённый пел среди ветвей,
И та ночь внимала, свой восторг тая,
И та ночь слыхала: "Я твоя!... Твоя!"
© "Помнишь ночь?" : Романс для голоса с ф.-п.; c.1-as.2 / © Слова К. Северянина; Муз. А. Таскина Д 96/512 СПб. : Леопас, б.г.
Романс Алексея Таскина на слова Константина Северянина.
Алексей Владимирович Таскин (1871–1942), композитор, который долгое время был аккомпониатором Анастасии Вяльцевой.
Константин Яковлевич Северянин (настоящая фамилия Шумлевич; ? – 1942), поэт, журналист.
Записан на грампластинку в 1907 году Анастасией Вяльцевой.
Грамзапись:
1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А.В. Таскин (ф-но), С.-Петербург. Патэ 27214.
7. МНЕ ХОЧЕТСЯ ЛЮБИТЬ
Музыка А. Савичева, слова Барона Б. Б.
Мне хочется любить
Безумно, страстно, нежно...
С тобой весь мир забыть
Для неги безмятежной.
Как счастье сердце ждет
Любовь свою излить.
Тоска его гнетет.
Мне хочется любить!
Нет розы без шипов,
Любви нет без страданья,
Я все терпеть готов
За миг очарованья.
Пусть горечь всю до дна
Придется мне испить...
Моя мечта одна:
Мне хочется любить!
Кого любиь? Вопрос!..
Но, кажется, я знаю,
Среди любовных грез
Твой образ призываю!
Хоть смертию любовь
Пришлось бы искупить,
Я повторяю вновь:
Мне хочется любить!
© «Цыганское раздолье», собрание любимейших и новейших цыг. романсов и песен. Муз. маг, «Северная лира», СПб, 1907 г.
Цыганский романс А. Савичева на слова Барона Б. Б. Записан известной исполнительнецей цыганских романсов Александрой ильмановой в сопровождении фортепьяно в 1907 году.
Грамзапись:
1907: Александра Васильевна Ильманова, акк. ф-но, Москва. Gramophone Concert Record G.C.-2-23159;
1990: Эльмира Жерздева, акк. А. Бисеров (ф-но), LP «Романсы из репертуара Анастасии Вяльцевой», Мелодия С60 30441 007.
8. ОКОВЫ ЛЮБВИ
Слова и музыка В. Я. Радомского-Кольчак.
Зачем страдать, зачем жалеть
Мне об отвергнутой любви,
Ведь глубины моей души
Не понял ты, не понял ты.
О, сброшу с себя я оковы любви
И постараюсь забыться.
Налейте, налейте мне чару вина,
Дайте вином мне упиться!
Любя тебя, мечтала я
Безумным счастьем насладиться,
Но в один миг мои мечты
Разбил мне ты, разбил мне ты.
О, сброшу с себя я оковы любви
И постараюсь забыться.
Налейте, налейте мне чару вина,
Дайте вином мне упиться!
© Оковы любви : Для голоса с сопровожд. ф.-п.: d.1-f.2 / Слова и муз. В.Я. Радомского-Кольчак МЗ 187/2624 СПб. : Давингоф, [1908].
Романс на слова и музыку В. Я. Радомского-Колчак.
Впервые записан на грампластинку в 1907 году Анастасией Вяльцевой.
Послушать:
1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А. Таскин (ф-но), С.-Петербург. Патэ 27210;
1909: Мария Александровна Каринская, акк. ф-но, Москва. Zonophone Х-63761;
1910: Нина Викторовна Дулькевич, акк. ф-но, С.-Петербург. Zonophone Х-2-63021;
1912: Михаил Иванович Вавич, акк. ф-но. Сирена Грандъ Рекордъ 12769 .
Михаил Вавич http://www.youtube.com/watch?v=WOqRSzUFwnc
9. КАК ХОРОШО
Слова и музыка Сергея Зилоти.
Как тяжело, как тяжело,
Как тяжело расставаться с тобой;
Не увидать, не услыхать
И не дышать тобою одной.
Да, тяжело, да, тяжело,
Да, тяжело мне расстаться с тобой.
Как горячо, как горячо,
Как горячо кровь бьется моя,
Прижмись ко мне скорей нежней
И на груди сладко усни.
Да, горячо, да, горячо,
Да, горячо бьется кровь моя.
Как хорошо, как хорошо,
Как хорошо с тобою мне быть;
В очи глядеть, любить и млеть
И в поцелуе умереть.
Да, хорошо, да, хорошо,
Да, хорошо с тобою мне быть.
© Очи черные: Старинный русский романс. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
Романс, слова и музыка – Сергея Ильича Зилоти (1862 – 1914), военно-морского офицера, генерал-майора, заместителя начальника Адмиралтейского Генерального штаба, музыканта-любителя. Погиб в начале Первой мировой войны.
Записан на грампластинку Варей Паниной в сопровождении гитар К. Василева и Н. Шишкина в 1907 году.
Грамзапись:
1907: Варя Панина, акк. гитары, Москва. Граммофон 63591;
1985: Валерий Агафонов, LP «Песни сердца», Мелодия С60 23375 007.
Галина Улетова http://www.youtube.com/watch?v=NPykaAn1ueE
10. ЖДУ ТЕБЯ, ПРИДИ СКОРЕЕ!
Музыка Р.Б., слова Василия Мюле.
Приди ко мне, на землю мгла спустилась,
Природа спит и тихо всё вокруг.
И небо звёздами уже покрылось,
Спеши скорей на зов, мой милый друг!
Свой аромат цветочки распустили,
И птички гимн любви в кустах поют,
И лебеди уже к брегам приплыли,
И нас манят под свой любви приют.
Миг чудесный и прелестный
Для свиданья наступил;
Жду тебя, приди скорее.
Я к ногам твоим склонюсь!
Сердце бьётся всё сильнее,
В муках страшных я томлюсь!
Ах, услышь моё моленье,
Страстно я люблю тебя...
Принеси мне облегченье,
Ведь страдаю без тебя!
© Жду тебя, приди скорее!.. [Ноты] : [романс : для голоса с сопровождением фортепиано] : cis;-e; / муз. Р. Б. ; сл. В. К. Мюле (Васильева); Санкт-Петербург : Давингоф, [1887-1917]
Романс на музыку некоего Р.Б. на слова Василия Карловича Мюле (настоящая фамилия Васильев), драматического писателя, автора романсов.
Записан на грампластинку Анастасией Вяльцевой в сопровождении гитар Алексея Таскина на фортепьяно в 1907 году.
Грамзапись:
1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А.В. Таскин (ф-но), С.-Петербург. Патэ 27215.
Другие песни 1907 года
11. Лишь луна взойдет (К. Тыртов)
1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А.В. Таскин (ф-но), С.-Петербург. Пате 27218
12. Гимн любви (А. Чернявский – N.N.)
1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А.В. Таскин (ф-но), С.-Петербург. Пате 27207;
13. Ветерочек (Софус Гердаль – N.N.)
1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А.В. Таскин (ф-но), С.-Петербург. Пате 27209;
14. Здесь (А. Чернявский – N.N.)
1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А.В. Таскин (ф-но), С.-Петербург. Пате 27217;
15. За те кари очи (В. Радомский)
1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А.В. Таскин (ф-но), С.-Петербург. Пате 27219
16. Серенада (Колыбельная песнь) (Ш. Гуно – В. Гюго, пер. А. Горчаковой)
1907: Антонина Васильевна Нежданова, акк. А. Могилевский (скрипка), Москва. Gramophone Concert Record G.C.-2-23132
17. Дудочка (К. Тидеман – N.N.)
1907: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. А.В. Таскин (ф-но), С.-Петербург. Пате 27204;
18. Ласточка (Е. Дель-Акуа)
1907: Мария Александровна Михайлова, акк. оркестр, С.-Петербург. Elephone 183
19. Во сне я горько плакал (Р. Шуман – Г. Гейне)
1907: Николай Николаевич Фигнер, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.- 3-22719
20. Душечка девица (А. Даргомыжский – N.N.)
1907: Мария Александровна Михайлова, акк. Б.С.Трояновский (балалайка), С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-2-43148
(При написании использовались материалы сайта «Russian Records», а так же лазания по Интернету).
На фотографии один из популярных певцов в 1907 году в Российской Империи Михаил Иванович Вавич (1881 —1930).