"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)

и ЛИТЕРАТУРА СЕРБИИ". Страница 11.
Автор - А. Погодин.
Содержание:
- Литература Сербии.
- Народная словесность (эпика).
- Старая сербская книжность до падения сербской самостоятельности.
- Сербская литература в эпоху турецкого рабства.
- Сербская литература XIX века.
Скан статьи расположен по ссылке: https://ok.ru/group/66950927876137/topic/153653245791529

ПЕСНЬ О НИБЕЛУНГАХ
https://www.youtube.com/watch?v=T9c4GtiC0pI

"НАРОДНАЯ  СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)". 

Определённые свидетельства о существовании у сербов "народных песен" относятся ко времени, только начиная с XVI века. Словенец Курипешичь составивший немецкое описание своего путешествия по Балканскому полуострову (1531 год), утверждает, что в Хорватии и Боснии народ поёт много песен о юнаках Малкошиче (известен в эпосе Степан Малкович), верном слуге воеводы Родослава Павловича и Кобилович (теп.Кобилич). В 1568 году далматинский поэт П.Гекторович напечатал в своей книге "Ribanqie i ribarsko prigovoranqe" 2-е юнацкие песни. В 1573 году Ст.Герлах упоминает о виденных им в южной Сербии хороводах девушек, которые пели песни, а несколько лет спустя Бузбек в своём "Путешествии в Константинополь" (1582 год) рассказывает, что в 1-м сербском городе он слышал  "причитания и жалобные песни". Т.о., наличность как "эпики", так и  "лирики" в сербской народной словесности XVI века может считаться установленной, но для более ранней эпохи никаких положительных данных нет, кроме общего неясного указания далматинского писателя Шишгорича (1469 год) о свадебных и любовных песнях, которые пелись в Шибенике. Древнейшие эпические песни сербского народа, сохранившиеся в записях XVI-XVIII веков представляют песни, состоящие из 15  или 16 сложных стихов с цезурой посредине и припевом  после каждых нескольких  строк. Они называются "бугарштицами", но охватывают мотивы сербской жизни конца XIV века (Косова битва) до конца XVII века. Название ("бугарштица" "бугарштина, бугаркинья" откуда глагол "бугарити" - пеит эпическую песню на унылый мотив) указывает на болгарский источник этой поэзии, но пришла ли она из Македонии или из западной Болгарии, где сербы сталкивались с болгарами, сказать невозможно. Несомненно, однако, их распространение на далматинском приморье, в Среме, а также в самой Сербии и сербских колониях в Венгрии. Бугарштицы вымерли и заменились "эпическими песнями", вероятно вполне туземного происхождения: это "гуслярские песни, состоящие из  10 сложных стихов с цезурой после 4-го слога и без припева.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914671806505
По содержанию своему, эти "эпические песни" доныне широко распространены и создаваемый вновь под влиянием важных событий, охватывают, можно сказать, всю сознательную жизнь сербского народа: они говорят уже о 1-х королях из династии Неманей (с конца XII века), сосредотачиваются около такого центрального события, как гибель "сербского царства на полях Косовской равнины (1389 год), и около борьбы с турками (в лице народного героя, Марка Кралевича).
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914674719529
Затем, эти  песни дают весьма обстоятельную  хронику "сербских войн" за освобождение под предводительством КараГеоргия (1804-1813 годы), цикл освобождения Черногории от власти турок (1707-1830 годы). События времени князя Милоша Обреновича ("Возстаниiу князя Милоша против турокъ", "Бой у Чачка), освещаются "народным эпосом уже с меньшей последовательностью. Однако, выражение "народной сербской жизни" в эпосе не прекратилось: уже через несколько месяцев после аннексии Боснии и Герцеговины Австрией (в сентябре 1908 года) гусляры пели песни об этом событии, воспевая скорбную участь боснийских братьев под властью иноверных "швабовъ" и призывая к освобождению их.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914499105321
События которые воспевала "сербская народная эпика", ограничиваются для древнейшей эпохи Неманией построением церквей и монастырей и житейными подробностями, происхождение этих песен не ясно: они связаны с церковными воспоминаниями об основателях и ктиторах древних храмовъ. Т.о., эти песни представляют своего рода "церковные стихи".
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914674737705
Их возникновение в эпоху турецкого гнёта, когда церковь являлась "хранительницей народных преданий", объясняется именно "церковными влияниями. Кое какие исторические воспоминания можно найти в песнях, посвящённых Стефану Дечанскому, личности которых, повидимому ещё долго жили в народной памяти.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914674758953

Косовская битва 1389 года, получила в устах "народной эпики" значение, не соответсвующее действительным размерам этого события. Ещё и после Косовского сражения Сербия. которая уже после смерти царя Уроша (2 декабря 1371 года) перестала быть "царством", хранила свою государственную независимость, а потом полусамостоятельность.
Но "эпика поняла это поражение Сербии" и гибель князя Лазаря, как "пропасть (падение) Сербского Царства" и объясняла этот факт или нравственными мотивами или изменой 1-го из  главных вождей.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914674799145
Известный сюжет о соперничестве  2-х жён героев, легший в основание "Пенсни о Нибелунгах", приминился к "косовскому циклу". Дочери князя (царя) Лазаря, из которых 1-на замужем за Внуком Бранковичем, а другая за Милошемъ Обиличем, спорят, чей муж доблестнее; на этой почве вырастает интрига, ложное обвинение Обилича в намерении изменить во время сражения. На этом мотиве и сосредотачивается несколько песен "косовского цикла", тогда как другим мотивом является необходимость выбора между "земным и небесным царством, который был предложен царю Лазарю в письме упавшем с неба". Земное царство - победа над турками; небесное царство - гибель,но награда на небесах*(*1).

*(*1). - /Предложение весьма сомнительное/.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914499109673
И самое сражение "чвето и честито било и миломе Богу приступачно" (богоугодно, свято и честно). Косовский цикл, обнимающий песни как о самом сражении, так и  о лицах и событиях, с ним связанных, никогда не представлял единства в смысле 1-й обширной эпопеи, как полагал в 1877 году А.Павич ("Narodne pqesme o boju na Kosovu", "Zagreb", 1877). Но в основе его всё-таки  лежала  цельная "косовская легенда", которая складывалась в XV-XVI и в начале XVII века приняла  законченный характер. К ней и восходят известные "косовские песни", отличающиеся единством стиля и содержания ("Косово. Српеке народне песме o bojy на Косову", 1906 год; здесь и обзор литературы: М.Халанского "О сербских народных песняхкосовского цикла", Рус.Фил.Вестник1883 года). Этот цикл, вполне определённо  видит в Вуке Бранковиче, 1-м из  величайших  героев  послекосовской Сербии, изменника, а в убийце  султана Мурада. Милоше - жертву преступных подозрений; царь Лазарь - святой "обретение головы" которого воспевает отдельная песня.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914671957289
Особое место в "сербской народной эпике" занимает цикл песен о Марке Кралевиче". восходящий по своему происхождению к Македонии, где 1-м из вассальных туркам, полунезависимых государей был Марк. Это был сын приближённого к царю Стефану Душану полководца Вукашина, который после смерти Душана и распадения его царства сделался независимым государём в Македонии; его сын Марк был кралем в Прилепе и под именем краля-Марка известен болгарскому "эпосу", но в сербском он остался "королевичем". Личность кралевича Марка, отважного борца против турок и в то же время любимца султана, сделалась любимой и центральной  фигурой большого числа "песен", всевозможных "миелогических сказаний", "исторических легенд"относящихся к другим лицам и т.п. Т.о.,  для "истории образования народного эпоса" цикл Марка Кралевича представляет большой интерес. Он изучен в 3-х томном труде  профессора М.Халанского "Южнославянские сказания о Кралевиче Марке" (1893-5). Цикл песен, относящихся к возрастанию Кара-Георгия, собран в издании профессорского Друштва в Белграде: "Споменица о стогодишньици српскы устанка под Карадjордjем"(1904 год). Из сборников "сербских эпических песен самыми замечательными являются следующие: Вук Стеф, Караджич, "Српске народне пjесме" (II-VIII кн.1845-1900); Бл. Стоjадинович "Српске народне пjесме" (I-II, 1869 год); Б.Петранович "Српске народне пjесме и з Босне и Херцеговин, енске пjесме стариjеi времена" (1867-1870 годы); В.Богишич "Народне пjесме из стариiх наjвише приморских записа" (1878, сборнпик бугарштицъ). Прекрасный обзор "народного сербского  эпоса" представляет труд Т.Маретича "Nasa narodna epika" (1909 год).

"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914554690345
"Лирические народные песни" известны под именем "женских", поскольку они описывают любовные отношения между юношей и девушкой. Эти "песни" имеют различный размер (от 5 до 16 слогов. чаще всего 10): они богаты образами и чувством, особенно  боснийские любовные песни ("севдалиске песме"), в которых силён элемент "восточной эротики". К этой же группе "лирической поэзии относятся "песни свадебные" ("сватовске"). "причитанья" ("тужбалице") и др. Далее. много "песен связано с известными обрядами ("Коледа", "Божичъ", "Спасов дан") или с известными занятиями (на прелу, на бабинама, желтелачке) или с профессиями (слепачке. т.е. "нищенские") и т.д. В совокупности, всё это составляет  весьма обширный круг "народной лирики", который охватывает все стороны семейной, родовой и народной жизни. Непосредственность и свежесть образов делают эту "поэзию" ценным материалом для исследований "фольклористов". Из сборников их следует отметить: В.Караджич "Спрске народ. пjесме" (I); М.Милоjedbx Песме и обычаjи укрупноi народа сербскоi (I-III, 1870). Раjкович "Срп. нар. песме (женске) на "Славониiе" *1869 год); Ястребов "Обычаи и пъсни турецких сербов" (1886 год); Попович-Радолюбъ "Српске севдалинке" (1892 год) и др. "Народные сербские сказки" разделяются на "женские ("гатке", "баjке", "женске приповетке"), в которых рассказывается о чудесных приключениях героев и "мужские" ("мушке приповетке"), лишённый чудес, но представляющий занимательный сюжет легенды, сказки о животных и происхождении явлений Мира, и наконец "сказки шутливые", "анекдоты и т.п. Некоторые "сказки" группируются в целые циклы (о колдунах, о покойниках, благодарящих живых за спасение их чести и т.п.). Происхождение этих "сказок" то же что и вообще "европейских сказок": здесь скрещиваются всевозможные "литературные влияния". Лучшие сборники "сказок" Караджича (4 тома, 1821-1897 года); Николича (2 т, 1842 год, 2 изд.1899 год). "Литература о сербской народной сказке" и других областях "народной словестности приведена подробно П.поповичем "Преглед српске кньижевности" (1909 год, русс. перевод 1910 год).
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914499105065
"СТАРАЯ  СЕРБСКАЯ  КНИЖНОСТЬ  до  
ПАДЕНИЯ  СЕРБСКОЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ". 

Сербская "литература" начинается с переписки священных и богослужебных книг, в которую вторгаются, независимо от воли переписчика, особенности его произношения церковнославянских слов и форм, т.н. "сербиамы". Церковно-славянский язык, изменённый в незначительной мере под влиянием "сербского", остаётся в продолжение всего этого периода языком "сербской письменности". Содержание последней точно также не выходит из рамок "церковного влияния": оро сводится к назиданию, благочестивым размышлениям, "летописи", "легенд" и т.п. и представляет значительное сходство, по общему направлению, с "древнерусской и древнеболгарской письменностью".Начало самостоятельного "литературного творчества" в Сербии относится к началу XIIIека и связано с именем 1-го сербского археипископа св. Савы (около 1175-1236 годы), который написал топик для Студеницкой лавры, житие своего отца Стефана Немани в монашестве ("Живот Симеуна", издан Шафариком в Pamatky drey. pisemn. Lihoslvanuv, 1851), типики Карейскiй и Хилендарскiй, письмо  игумену Спиридону и не сохранившуюся службу св. Симеону (отцу Савы, Стефану Немане). О жизни и литературной деятельности св. Савы: "Свети Сава" (1900 год). По следам своего  брата, основавшего  "сербскую письменность" пошёл его брат Стефан Первоначальный (ок. 1165-1223 годы), составивший также биографию  своего отца. в которой элемент исторический выдвинут значительно вперёд по сравнению с  поучительным житиньем. "Живот св. Симеуна" Стефана издан Шафариком в "Pamatkach", а также  Мартыновым в "Памятники древней письменности" (III. 1880 год). Учеником св. Савы был также писатель XIII века Доментиан, - автор "житий Савы", (1258 года) и Ст. Немани (1264 год). Житие Савы (изд. Даничича, 1865 год) представляет значительнейший библиографический труд в старой "сербской письменности", тогда как  "Живот св. Симеуна" является лишь переработкой сочинения Стефана Первовечн.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914672047401
В конце XIII века или начале XIV века появляется уже попытка внести "художественный элемент" в житие: это основанный на житии Доментиана новый "Живот св. Саве" монаха Овдосия (изд. Даничича. 1860 год, "Живот св. Саве, написано Доментиjан"). К XIV веку относится уже  обширный "исторический труд", представляющий в виде ряда биографий обзор целого периода "сербской истории". Он принадлежит монаху Данiилу, который в конце жизни был "сербским архиепископом" и умер в 1346 году. Его обширный труд "Животи кральева и архиепископа српских" (издан Даничича, 1866 год). И.Павлович "Кньижевни радови арх. Данила", II 1888 год) возник из ряда отдельно написанных, по церковной надобности, биографий. Он начинается с жития краля Уроша, с сыновьями кот., Драгутином и Милутином, Даниил имел личные отношения; и жития Драгутина королевы Елены и особенно Милутина имеют большое историческое значение, хотя автор старается повсюду удержать автобиографический тон и впадает иногда в резкие противоречия этого тона с изложением преступных действий кралей. Важна также биография краля Стефана Деканчанскаго, тогда как "Живот" Стефана душана при кот. Даниил умер, представляет лишь очерк нескольких важнейших событий царствования. Биографии археипископов более кратки и менее важны по содержанию.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914672265769
В этих исторических трудах заключается всё то оригинальное, что дала старая "сербская письменность" в XIII-XIV веках. Что касается "переводной литературы" , то она охватывала все отрасли, которые были  распространены в "вульгарной византийской литературе": "жития", "легенды о святых", "исторические хроники" и т.п., а также "сборники нравоучительных изречений": ("О разуме" превизора Василия, попа Драголя, напеч. В.Ягичем в "Споменикъ" XIII), "Пчелы" и памятники "византийского церковного законодательства" (Фотиевъ Номокановъ и Законникъ имп. Василия, переведённые в 1-й половине XIII века, Синтагма Матвея Властаря Солунянина, переведённая около 1347 года, типики-уставы разных монастырей). 
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914672092201
Вместе с этой "церковной литературой" в Сербию проникла из Византии и "светская", к которой относятся: "Повесть о Троянской войне", переведённая где-то в Дуклии (например Ягичем в "Primeri starohrvatskjezika", II) роман "об Александре Великом"(сербский перевод не старше XIII века, издан Новаковичем. 1879 год), в "Гласнике"), притча о "царе Синагрине и Акире премудром" (обзор переводов в издат. Григорьева "Повесть об Акире Премудром", М., 1993 год, "Стефанитъ  и Ихнилатъ" (изд. Даничичем в "Starine, II", "Варлаам и Iасафъ, L) и целый ряд других  "поучительных повестей" ("о Китоврасе", "Царь Константин", "Соломон" и т.д.), иногда известных и в "сербской письменности", но утраченных в "рукописях сербского народа". Подробности в книге А.Гавриловича "Историjaрпске и српске и хрватске кньижевности словенско-народного jузика" (1910 год), а также в книге Поповича О. "Законникъ" и "христовулахъ". В XV веке "сербская литература" представляет несколько самостоятельных писателей. Здесь находилась после "падения Болгарского царства", по словам Цамблака:

 - "Последнее прибежище православного христианства на Балканском полуострове". 
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914672353833
Полунезависимый государь Сербии, деспотъ Стефан Лазоревич (1389-1427 года), был прозван современными книжниками за своё покровительство науке Вторым Манасией (Константин Манасия, греческий писатель XII века, автор  "поэтической хроники", был вероятно любимым писателем Стефана Лазаревича). Он основал на р.Ресавъ монастырь Манасiия или Ресава, откуда вышел ряд неправильных  церковно-славянских текстов (т.н. "Ресавскаго извода"). Самому Стефану принадлежат: прозаическая элегия "Слово любьве" (имеется ввиду христианская любовь; напечат. Новаковичем в Starin, IX), введение к ней в форме молитвы и апокалиптическая притча "Моудрость и пророчаствiе", в котором в аллегорической форме представлена судьба Сербии, угрожающая ей со строноны турок опасность и  предстоящее самим туркам поражение от Москвы (напечатано Даничичем в Starin, IV). Друг и сотрудник Стефана Лазаревича, Константин Философ, был родом из Болгарии, но после падения её самостоятельности (1393 год) переселился ко двору Константина, где сделался  наставником детей (грамматиком) и "исправителем книг". Ему принадлежат: обширная историческая биография деспота Стефана "Живот", напечат. А.Поповым в "Изборнике слав. и рус. сочин. и стат" 1896 год, ср. Извест Отд.рус.яз. и слов 1906 год, ст.С.Розанова) и сочинение по реформе правописания, где автор ратует за возстановление точной церковнославянской орфографии "Сказание изъявленно о писменахъ", изд. с введением и комментариями В.Ягичем в 1896 году, в "Разсужд. южно-слав. и рус.стар."). В 1407 году при ближайшем  участии Константина ("пръводникъ Костадинъ", как он подписался на биографии деспота Стефана), началасьсложная работа над новыми "переводами книг с греческого языка" и "исправлением старых". Из Ресавы это литературное направление распространилось и по другим частям Сербии(в Раваницу. Белград, Смедерево и др). Известен целый ряд лиц, примкнувших к этому направлению и действовавших при  жизни деспота Стефана Лазаревича или после него. Они перевели "Шестодневъ Iоана Златойста", "Беседы св. отцов", "Хронику Зонары", "Книги Царств" и т.д. Во главе их стоял вероятно Константинъ Философ, который после долгих скитаний умер после  1431 года. 
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914672432169
Также болгарин родом, но "сербский писатель" по своей деятельности был Григорий Цамблакъ (1364-1450 годы), который  написал в сербской рецензии церковно-славянского языка "Живот св. Петке" (1399-1400 годы). "Живот Стефана Детчанскаго" (1407-8 годы) и "Службу" этому святому (А.И.Яцимирский "Григорий Цамблакъ", 1904 год. В XIV веке возникает  "сербская летопись". которая разделяется на 2-е группы: "старшая", боле значительная по содержанию и более длинная и "младшая", боле краткая. В 1-ю  группу входят следующие 6 летописей: "Копоринская", написанная в 1453 году; "Верхобрезническая", написанная в 1650 году (события в них доведены до 1371 года). "Печская" и2-е "Студеницкия" - все от XVI века (события доведены до  1391 года) и "Цетиньская", тоже XVI век. Эти "летописи" черпаются из  1-х источников (старых записей "житий монаха Теодосия, Цамблака, Константина Философа", но не из сочинения Савы и почти ничего из Стефана Первовенчан. или "Животов" Даниила; они более или менее совпадают в своём изложении до 1371 года и вероятно, древнейшая редакция возникла ещё в XV веке. "Младших летописей" известно до 40; они возникли значительно позже (б.м., уже начале XVI века) и разделяются на е части: "общую", содержащую  мировую историю" и "сербскую", заключающую краткие сведения по "сербской истории" от Стефана Немани. Из этих  "летописей" известны "Сеченичская", "Рачанская" и другие. Многие "сербские летописи" напечатаны Шафариком в "Pamatky" и стояновичем: "Српскски родословн и летописи" (Гласник, 1883 год); В.Качановский "Сербския жития и летописи" Слав. Сборн. III) и его же  "История Сербии" (т.I. Особую группу "сербских летописей" составляют "Родословы", содержащи краткие сведения о "сербских государях". Прототипом их является "Загребенский родослов" (Летоп. Мат.Српске, кн.150), восходящий к началу XV века. Боле полные исторические данные сообщают позднейшие "родословы" (Карловацкий, XVI век, напеч. Шафариком в "Pamatky" и "Троношеский, XVIII  напечат. в "Гласникъ", V).
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914499107113
"СЕРБСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  в  ЭПОХУ  ТУРЕЦКОГО  РАБСТВА". 

Сербская литература в период турецкого рабства почти прекратила своё существование в следствие тех неблагоприятных для культурного развития условий, в которых очутился "сербский народ". Самостоятельное "литературно творчество" почти прекратилось, но переписывание книг продолжилось во многих церквах. Точно также  возникшее "живое национальное сознание" требовало продолжения "летописания" и многие из "летописей" краткого или полного извода отмечают события XVI-XVIII веков.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914679297577
В "богослужебных" и других книгах делаются записи, которые указывают на чрезвычайное  почтение к книге во время и на продолжение  литературной устной традиции" от "эпохи независимости" (И.Стояновичъ  "Стари српски записи и натписи", I-III, 1902 - 1905 годы,  и особенно От.Станоjевичъ "Книге и друго у старим спрскимъ записима", 1906 год). Из писателей этой эпохи не известен почти никто. Патрiарх Печескiй (1614-47 годы) Паисiй написал "Службу царю Урошу" и его "Живот", но  последний представлят краткий очерк жизни и перечисление чудес, совершенных святым после смерти. Перепиской книг почти ограничивается эта эпоха.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914674478633
Обзор старосербской литературы дан П.Поповичем, А.Гавриловичем, А.Пыпиным в "Исторiи слав.литературъ"(1881 год) и др. "Хрестоматия С.Новаковича "Примери кньижевности и jезика старого и српска-словенскаго" (много изданiй, 3-й в 1904 году).
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914499105833
"СЕРБСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  XVIII века".

С развитием многочисленной "сербской эмиграции" в Венгрии с конца XVII в здесь возникает новое "литературное  движение". Так как положение эмигрантов было очень тяжёлым в национальном отношении, и им приходилось непрерывно бороться за свободу своей "религии" и "языка", то живо почувствовалась необходимость в "печатном слове". Когда же  в конце XVIII в имп. Iосиф II предпринял ряд реформ в империи, в частности в сербских колониях в Венгрии, то в населении он нашёл "класс развитой буржуазии", который живо воспринял  новые идеи. От "сербских торговцев", составлявших "ядро этого населения", вышла инициатива основания новых школ, издания полезных книг, образования духовенства и т.п. Т.о, в течение XVIII века "сербская литература" возрождается и переживает несколько периодов. 1-й  из них характеризуется сильным русским влиянием. Угнетаемые в "религиозном" и "национальном" отношениях, "сербы" обращают все свои надежды, со времени Петра Великого, на Россию и отсюда ждут  и получают помощь в виде книг, церковной утвари, учителей. Так с 1726 года не мало потрудился для просвещения сербов М.Т.Суворовъ, основавший "славянскую школу" сначала в Карловцах и потом в Белградъ. Деятельность суворова между "сербами", весьма тяжёлая, продолжалась  до 1737 года.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914674441769
Другие русские школы (с 1733 года) были основаны  воспитанниками "киевской духовной академии". До половины XVIII века "русские" учителя работали среди "сербов"; с другой стороны, "сербы" поступают в учебные заведения россии, особенно Киева и Москвы (П.А.Кулаковский "Начало русской школы у сербов в XVIII веке", 1903 год); М.Грузiичъ "Српске школе 1718-1739 "; друг. лит. у Скерлича "Српска кньижевност у XVIII веку" 1909 год). Вследствие этих причин возник особенный "сербский язык", основанный на русском  и церковнославянском и называвшийся "славяно-сербским" (особенно 1725-1740 годы). Только  в самом конце XVIII века усиливается стремление к созданию "народного сербского языка" (Дос.Обрадович). Писателями XVIII века были Кирiянъ Рачанин ("Букварь", напис. в 1717 году). Iepomej Рачанин ("Путешествие ко граду Iерусалиму", написанное 1704 году); Гаврiилъ Стефановичъ Венцловичъ, 1-н из выдающихся "борцов за православие среди сербов", пытавшийся  писать "по-простому", т.е. "народным языком", и переведший много  церковных и поучительных книг; Юрiй Бранковичъ, неудачный претендент на "сербский престол" и автор  огромной рукописной "Истории сербов", которая часто переписывалась и имела большое национальное значение. Х.Жефановичъ, или Джефарович, автор "Гербовника сербских земель"Стемматография". 1741 год); В.Петровичъ ("История о Черной Горы", 1754 год); п. Iулинацъ веденiе в iсторiю происхожденiя славено-сербскаго народа". Венец. 1765 год); З.Орфелинъ ("Горестный плачь славный иногда Сербiи. 1761 год, Венец "Славено-сербский магазинъ", Веец., 1768 год журналъ по образцу "ежемъсячныхъ сочиненiй русск. Ак. Наукъ, "Житiя и славныя дъла Г.Имп.Перта Вел." 2 тома, 1772 год, Венец.). Особенно крупным выразителем  этого направленiя въ "серб. лит." XVIII века был Iован Раjичъ (1726 -1801), кот. явился выразителемъ возродившагося "нацiонального сознанiя сербовъ" . Онъ горячо боролся со стремленiями Австрии ввести въ Cербiи унiю и написал "Катихисiсъ малый" (1774 г), бывший до 1863 г. школьным руководствомъ. Как поэтъ, хотя и весьма мало одаренный, Раjичъ написал поэму "Бой змая со орлови" (1791 г.), гдъ описывается война Турцiи съ Россiей и Австрией, трагедiю "О смерти послъдняго царя сербского, Уроша Пятого" (1798 г., перев. съ рус) и особенно важный труд "Исторiя  разных  славенскихъ народовъ, наипаче болгаръ, хорватовъ и србовъ" (1794-1795 гг., 4 тома). Представителем "идей рацiонализма" XVIII ве
ка, т.н. "iрзнфинизма", былъ крупнъйшiй писатель XVIII века, Досифей Обрадовичъ. Къ нему  примыкаютъ I Мушкатировичъ ("Краткое размышленiе о праздници", 1786 г, "Причте", 1787, и др.). А.Везиличъ (поэма "Краткое написание о спокойной жизни", 1788 год). Гр.Трлаjичъ (поэма "Забавленiе единаго лъетнего утра, или удивленiе естественнымъ красотамъ", 1793 г.). П. Соларичъ (1781-1821 гг., любимый ученикъ Обрадовича, переводчикъ нъсколькихъ популярно-научныхъ книгъ) и др. Т.о. въ XIX веке "сербская литература" выступаетъ уже съ извъстнымъ запасомъ новыхъ идей и со стремленiем выработать "народный языкъ, свободный отъ "церковно-славянизмовъ" и русского влiянiя.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914671725353
"СЕРБСКАЯ  ЛИТЕРАТУРА  XIX века".

"Ложноклассическое направление", проникнув в Сербию, создает здесь "манию одописания" - это направление ввёл учёный монах Лукiанъ Мущицкiй (1777-1837 гг.), кот. написал 4 тома поучительных стихотворений и одъ на разные случаи (из.1838-1847 гг.). Его "ученое стихотворство" имело то значение, что распространяло уважение и интерес к "литературе в сербском обществе", кроме того,Мушицкiй уже ратовалъ за права "народнаго языка въ письменности", предназначенной для широкихъ массъ. В том же направлении "распространения новых научных и философских идей и создания сербской литературы на искусственном литературном языке" действовалли: Вуjичъ, Видаковскичъ, С.Сараjлиjа (1791-1847 гг.). I. Поповичъ и другие.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914672472617
Уже приближается к "народности" П.П.Нъгошъ; нолозунг новаго направления был дан знаменитым собирателем "народных сербских песен" и создателем новой сербской литературы", Вукомъ Караджичемъ, которому только в 60-хгодаъ XIX стол. удалось добиться полнаго признания. До этой эпохи в "сербской литературе" господствовало ещё  страе правописание и язык был преполнен руссизмами и церк.-славянизмами.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914671914793
Центром умственной жизнистановится венгерский город Новый Садъ, который после 1860 года получает название "Сербскиъ Афинъ". Въ Пештъ и Вънъ "сербские студенты" учреждают "дитературные кружки , и со вступлением на престол Михаила Обреновича (1858 г.) въ Бълградъ возникаетъ "новая литературная жизнь", во главе которой становися молодёжь. "Омладина" (I.Скерличъ "Омладина и ньена кньижевност") знаменует целую эпоху не только "литературной", но и в "политической жизни сербскаго народа", как выразительница стремлений его к объединению.
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914672407593
Возникшая в 1866 году в Новомъ Садъ "Уjдиненьевна Омладина Спрска "воспитатала в своих идеях не одно поколение. Это было направление "нацiонального романтизма", проводившее свои взгляды в цълом рядъ журналов("Седмица 1852-58 гг, "Щумадинка", 1850-57 гг., "Даница", 1860-1871 гг., "Вила", съ 1865 г. въ Бълградъ, "Матица" съ 1865 года в Новомъ Садъ, и др.). Их всех писателей новаго направления белее замечательны: Бранко Радичевичъ (1824-59 гг.), автор лирических и эпических стихотворений, Богобоj Атанацковичъ (1826-1858 гг.), реформатор "сербской прозы в духе стремлений от романтизма к реализму", поэты I. Нновичъ Оточанинъ, З.Суидечичъ и I. Иличъ и особенно крупный  поэт Змай-Iованъ Iовановичъ (1833-1904 гг.). ; лучшие сборники его лирики: "Дюличи", Дюличи увеоци") и Джура Якшичь, (1832-1878 гг.). Из  боле поздних представителей "омладинского движения" следует назвать Л.Костича (1841-1910 гг.), автора слабых лирических стихотворений и нескольких драм в духеШекспира; разносторонняго писателя Милорада Шапчанина (1842-1895гг.), который писал лирические стихотворения, драмы и поэмы, рассказы в прозе и т.д. Более значительной величиной представляется Чедомилъ Мiятович (род.1842 г., который внёс в "сербскую литературу" - "романтической идеализацiи прошлаго. Он написал ряд очень популярных "исторических романов и повестей, в которых много фантазии и идеализма", но мало "исторической истины". Таковы его известнейшие рассказы: Зека Капетан" (1862 г), "Раjко од Расине" (1892 г.) и другие. К тому же направлению "омладинского романтизма" принадлежит "драматург" К.Руварац, сантиментальный  новеллист" Марковичъ и другие. 
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)   - 914679267625
Ещё не закончилось развитие "романтической школы в сербской литературе", когда стало развиваться новое направление "реалистическое". проводником его в Сербии служил с 1868 года болгарский эмигрант Каравеловъ, поклонник Чернышевского, а их "сербских писателей" Светозар Марковичъ. Сербский реализм" происхождения "русскаго" и имел тот же характер увлечения "естествознанием", "позитивизмом" и "дарвинизмом" что и в Россiи. В политике он выразился стремлением к освобожденiю народных массъ отъ политическаго гнета и объединенiю всего сербскаго народа, к распространенiю в народъ трезвыхъ взглядов на жизнь, къ его просвъщънiю т.п. "Реализм" сделался до конца XIX века основным направлением "сербской литературы". Он проводился во многих журналах": ("Пребдница", 1873 г., "Рад", 1874 г., "Отаджбина", 1875-92гг., "дело". съ 1894 и др.), романах, которые становятся особенно обычными именно в эту пору, комедии и критике. "Эпическая поэма"совершенно пропадает, "лирика" исчезает в 70-х годах, но позже даёт замечательнаго поэта Воjислава Илича (1862-1894 гг.). Из писателей "реалистическаго направления" следует отметить Якова Игньатовича (1824-18888гг.), автора нескольких "социальных романов"; Милована Глишича (1847-1908 гг.). создателя "сербской реалистической повести из народнаго быта"; Лаз.Лазаревича (1851-1890 гг.), автора нескольких "сентементальных рассказов, отмеченных большим даром наблюдательности и художественности; Янко Веселиновича (1862-1905гг.). описывавшего по преимуществу "деревенскую жизнь" и умевшего передать, хотя с некоторой "идеализацией" - "дух народности"; Симо Матавуля (1852-1908 гг.), чрезвычайно плодовитаго "романиста", автора путешествiй, драматурга и т.д.Менее значительны ранковичъ (1863-1899 гг.), поклонник толстого и переводчик русских писателей, Сремацъ (1855-1906 гг.), Р.домановичъ (1873-1908 гг.), автор нескольких "политических сатир", Бр.Нушичъ, чрезвычайно плодовитый "драматург" (род. 1864 г), пользующийся успехом "новеллист" и др. В области критики реалистическое направление выдвинуло Св.Марковича, Светислава Вуловича(1847-1898 гг.); монографiя "Бранко Радичевичъ", критическiя о тъатръ "Из позоришта", Любомира Недича (1852-1902 гг.); проф. филос. въ Высшей Школъ. автор книг "Новиjи српски писци", "Критичке Студиjе" и др), I Скерлича (проф.ист.сер литер. въ Бълград. унив., авторъ лучшихъ исторiй сербской литературы съ отдъльныхъ очерковъ о писателяхъ, которые выходятъ выпусками подъ общимъ заглавiемъ: "Кньиге и писци", 5 вып.), Б.Поповича (проф. унив. въ Бългр., редакт. "Серб.Книж.Гласн."). Новъйшими писателями являются поэты Iованъ Дучичъ, Миланъ Ракичъ (род.1876 г.). Ст.Луковичъ (1877-1902 гг., поэтъ-модернистъ). В.Петровичъ (род.1884 г, авторъ стихотворенiй, проникнутыхъ тонкими и сложными настроениями). Борислав Станковичъ. Милутинъ Усковичъ (род. 1884 г., новеллист в духъ французскихъ пистелей), В.Iовановичъ (род.1884 г., авторъ важной драмы "Наши синови", 1906 г.). "Сербская литература" развивается въ это время болъе подъ влиянiемъ французской и немецкой. нежели русской. Книги получают больше распространение, чем раньше, и число книг растёт - по "истории новой сербской литературе". См.: I.Скерличъ "Историjа нове српске кньижевности" (1912 г.); Б.попочичъ "Антологиjа новиjе српскке сербск. литерат. Пыпина въ "Ист. славян литер." и А.Степовича, "Очерки исторiи сербо-хорв. литер" (1899 г.).
#Сербия

Комментарии

  • Комментарий удалён.
  • 31 мая 2021 13:32
    "ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". Глава 4. Страница 4.3.4. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: "ИСТОРИЯ ДОМАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ". Глава IV.2. "ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА". III. "ФИЛОСОФСКАЯ  МЫСЛЬ  в  РОССИИ в IX - XVII веках". Часть 1-я. Автор -  И.Я.Щипанов.  По поводу содержания "Пчелы": состоит из отдельных  "Слов", посвящённых различным проблемам, например "мудрости" и "добродетели", "правде" и "дружбе", "вере" и "закону" и т.д. В подобранных и расположенных в строго  тематическом  плане отрывках и высказываниях из древних "мыслителей" и "писателей" прославлялась "мудрость " и "добродетель", подчёркивалось, что "мудрость над всеми добродетелями царствует", а "добродетель", объявлялась "корнем" и "источником" всякой мудрости, что "лукавство от безумия начинается". Много здесь изречений. посвящённых "нравственным принципам" и "моральному долгу" людей в повседневной жизни, прославлению их. С этой стороны "Пчела" представляла собой интересный "философский документ", в котором "пропагандировались идеи", выдвинутые древними "мыслителями" по вопросам "морали" и "долга".    https://ok.ru/group/53842365251663/topic/153774749231951