Комментарии
- АлександРа ПРИМАковаКомментарий удалён.
- 31 мая 2021 13:32"СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ""ОЧЕРК по ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ". Глава 4. Страница 4.3.4. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: "ИСТОРИЯ ДОМАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ". Глава IV.2. "ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА". III. "ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ в РОССИИ в IX - XVII веках". Часть 1-я. Автор - И.Я.Щипанов. По поводу содержания "Пчелы": состоит из отдельных "Слов", посвящённых различным проблемам, например "мудрости" и "добродетели", "правде" и "дружбе", "вере" и "закону" и т.д. В подобранных и расположенных в строго тематическом плане отрывках и высказываниях из древних "мыслителей" и "писателей" прославлялась "мудрость " и "добродетель", подчёркивалось, что "мудрость над всеми добродетелями царствует", а "добродетель", объявлялась "корнем" и "источником" всякой мудрости, что "лукавство от безумия начинается". Много здесь изречений. посвящённых "нравственным принципам" и "моральному долгу" людей в повседневной жизни, прославлению их. С этой стороны "Пчела" представляла собой интересный "философский документ", в котором "пропагандировались идеи", выдвинутые древними "мыслителями" по вопросам "морали" и "долга". https://ok.ru/group/53842365251663/topic/153774749231951"ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ" | Группа на OK.ru | Вступай, читай, общайся в Одноклассниках!Группа "ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ" в ОдноклассникахOK.RU
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
"СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ"
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)
и ЛИТЕРАТУРА СЕРБИИ". Страница 11.
Автор - А. Погодин.
Содержание:
- Литература Сербии.
- Народная словесность (эпика).
- Старая сербская книжность до падения сербской самостоятельности.
- Сербская литература в эпоху турецкого рабства.
- Сербская литература XIX века.
Скан статьи расположен по ссылке: https://ok.ru/group/66950927876137/topic/153653245791529
"НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ (ЭПИКА)".
Определённые свидетельства о существовании у сербов "народных песен" относятся ко времени, только начиная с XVI века. Словенец Курипешичь составивший немецкое описание своего путешествия по Балканскому полуострову (1531 год), утверждает, что в Хорватии и Боснии народ поёт много песен о юнаках Малкошиче (известен в эпосе Степан Малкович), верном слуге воеводы Родослава Павловича и Кобилович (теп.Кобилич). В 1568 году далматинский поэт П.Гекторович напечатал в своей книге "Ribanqie i ribarsko prigovoranqe" 2-е юнацкие песни. В 1573 году Ст.Герлах упоминает о виденных им в южной Сербии хороводах девушек, которые пели песни, а несколько лет спустя Бузбек в своём "Путешествии в Константинополь" (1582 год) рассказывает, что в 1-м сербском городе он слышал "причитания и жалобные песни". Т.о., наличность как "эпики", так и "лирики" в сербской народной словесности XVI века может считаться установленной, но для более ранней эпохи никаких положительных данных нет, кроме общего неясного указания далматинского писателя Шишгорича (1469 год) о свадебных и любовных песнях, которые пелись в Шибенике. Древнейшие эпические песни сербского народа, сохранившиеся в записях XVI-XVIII веков представляют песни, состоящие из 15 или 16 сложных стихов с цезурой посредине и припевом после каждых нескольких строк. Они называются "бугарштицами", но охватывают мотивы сербской жизни конца XIV века (Косова битва) до конца XVII века. Название ("бугарштица" "бугарштина, бугаркинья" откуда глагол "бугарити" - пеит эпическую песню на унылый мотив) указывает на болгарский источник этой поэзии, но пришла ли она из Македонии или из западной Болгарии, где сербы сталкивались с болгарами, сказать невозможно. Несомненно, однако, их распространение на далматинском приморье, в Среме, а также в самой Сербии и сербских колониях в Венгрии. Бугарштицы вымерли и заменились "эпическими песнями", вероятно вполне туземного происхождения: это "гуслярские песни, состоящие из 10 сложных стихов с цезурой после 4-го слога и без припева.
Косовская битва 1389 года, получила в устах "народной эпики" значение, не соответсвующее действительным размерам этого события. Ещё и после Косовского сражения Сербия. которая уже после смерти царя Уроша (2 декабря 1371 года) перестала быть "царством", хранила свою государственную независимость, а потом полусамостоятельность.
Но "эпика поняла это поражение Сербии" и гибель князя Лазаря, как "пропасть (падение) Сербского Царства" и объясняла этот факт или нравственными мотивами или изменой 1-го из главных вождей.
*(*1). - /Предложение весьма сомнительное/.
ПАДЕНИЯ СЕРБСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ".
Сербская "литература" начинается с переписки священных и богослужебных книг, в которую вторгаются, независимо от воли переписчика, особенности его произношения церковнославянских слов и форм, т.н. "сербиамы". Церковно-славянский язык, изменённый в незначительной мере под влиянием "сербского", остаётся в продолжение всего этого периода языком "сербской письменности". Содержание последней точно также не выходит из рамок "церковного влияния": оро сводится к назиданию, благочестивым размышлениям, "летописи", "легенд" и т.п. и представляет значительное сходство, по общему направлению, с "древнерусской и древнеболгарской письменностью".Начало самостоятельного "литературного творчества" в Сербии относится к началу XIIIека и связано с именем 1-го сербского археипископа св. Савы (около 1175-1236 годы), который написал топик для Студеницкой лавры, житие своего отца Стефана Немани в монашестве ("Живот Симеуна", издан Шафариком в Pamatky drey. pisemn. Lihoslvanuv, 1851), типики Карейскiй и Хилендарскiй, письмо игумену Спиридону и не сохранившуюся службу св. Симеону (отцу Савы, Стефану Немане). О жизни и литературной деятельности св. Савы: "Свети Сава" (1900 год). По следам своего брата, основавшего "сербскую письменность" пошёл его брат Стефан Первоначальный (ок. 1165-1223 годы), составивший также биографию своего отца. в которой элемент исторический выдвинут значительно вперёд по сравнению с поучительным житиньем. "Живот св. Симеуна" Стефана издан Шафариком в "Pamatkach", а также Мартыновым в "Памятники древней письменности" (III. 1880 год). Учеником св. Савы был также писатель XIII века Доментиан, - автор "житий Савы", (1258 года) и Ст. Немани (1264 год). Житие Савы (изд. Даничича, 1865 год) представляет значительнейший библиографический труд в старой "сербской письменности", тогда как "Живот св. Симеуна" является лишь переработкой сочинения Стефана Первовечн.
- "Последнее прибежище православного христианства на Балканском полуострове".
Сербская литература в период турецкого рабства почти прекратила своё существование в следствие тех неблагоприятных для культурного развития условий, в которых очутился "сербский народ". Самостоятельное "литературно творчество" почти прекратилось, но переписывание книг продолжилось во многих церквах. Точно также возникшее "живое национальное сознание" требовало продолжения "летописания" и многие из "летописей" краткого или полного извода отмечают события XVI-XVIII веков.
С развитием многочисленной "сербской эмиграции" в Венгрии с конца XVII в здесь возникает новое "литературное движение". Так как положение эмигрантов было очень тяжёлым в национальном отношении, и им приходилось непрерывно бороться за свободу своей "религии" и "языка", то живо почувствовалась необходимость в "печатном слове". Когда же в конце XVIII в имп. Iосиф II предпринял ряд реформ в империи, в частности в сербских колониях в Венгрии, то в населении он нашёл "класс развитой буржуазии", который живо воспринял новые идеи. От "сербских торговцев", составлявших "ядро этого населения", вышла инициатива основания новых школ, издания полезных книг, образования духовенства и т.п. Т.о, в течение XVIII века "сербская литература" возрождается и переживает несколько периодов. 1-й из них характеризуется сильным русским влиянием. Угнетаемые в "религиозном" и "национальном" отношениях, "сербы" обращают все свои надежды, со времени Петра Великого, на Россию и отсюда ждут и получают помощь в виде книг, церковной утвари, учителей. Так с 1726 года не мало потрудился для просвещения сербов М.Т.Суворовъ, основавший "славянскую школу" сначала в Карловцах и потом в Белградъ. Деятельность суворова между "сербами", весьма тяжёлая, продолжалась до 1737 года.
ка, т.н. "iрзнфинизма", былъ крупнъйшiй писатель XVIII века, Досифей Обрадовичъ. Къ нему примыкаютъ I Мушкатировичъ ("Краткое размышленiе о праздници", 1786 г, "Причте", 1787, и др.). А.Везиличъ (поэма "Краткое написание о спокойной жизни", 1788 год). Гр.Трлаjичъ (поэма "Забавленiе единаго лъетнего утра, или удивленiе естественнымъ красотамъ", 1793 г.). П. Соларичъ (1781-1821 гг., любимый ученикъ Обрадовича, переводчикъ нъсколькихъ популярно-научныхъ книгъ) и др. Т.о. въ XIX веке "сербская литература" выступаетъ уже съ извъстнымъ запасомъ новыхъ идей и со стремленiем выработать "народный языкъ, свободный отъ "церковно-славянизмовъ" и русского влiянiя.
"Ложноклассическое направление", проникнув в Сербию, создает здесь "манию одописания" - это направление ввёл учёный монах Лукiанъ Мущицкiй (1777-1837 гг.), кот. написал 4 тома поучительных стихотворений и одъ на разные случаи (из.1838-1847 гг.). Его "ученое стихотворство" имело то значение, что распространяло уважение и интерес к "литературе в сербском обществе", кроме того,Мушицкiй уже ратовалъ за права "народнаго языка въ письменности", предназначенной для широкихъ массъ. В том же направлении "распространения новых научных и философских идей и создания сербской литературы на искусственном литературном языке" действовалли: Вуjичъ, Видаковскичъ, С.Сараjлиjа (1791-1847 гг.). I. Поповичъ и другие.
#Сербия