9. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Педагогический совет — постоянно действующий орган коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуна передового педагогического опыта. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения. Заседания педагогического совета, если они проходят активно, творчески, способствуют повышению профессионального уровня воспитателей, развивают педагогическое мышление, интерес к методической работе. Педагогический совет обеспечивает организационное, мотиваци- онное и эмоциональное единство педагогического коллектива, что в совокупности создает поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функционирование группы людей как коллектива. Главными задачами педагогического совета являются: ^ объединение усилий педагогического коллектива ДОУ на повышение уровня воспитательно-образовательной работы; ^ внедрение в практику достижений науки и передового педагогического опыта. В настоящее время педагогический совет — это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам воспитательно-образовательного процесса детского сада, и его деятельность регламентируется Положением (Приложение 7). Тематика заседаний педагогического совета определяется задачами деятельности ДОУ на учебный год. Предлагаем следующий алгоритм подготовки и проведения педагогического совета: S работа творческой группы педагогов по подготовке к педсовету; анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива анкетирование детей и родителей по теме педсовета; подготовка технологической карты проведения педсовета; демонстрация детских видов деятельности, мероприятий по | теме педсовета с комментариями педагога; ^ работа творческих групп педагогов в рамках педсовета для решения совместных поставленных задач и обоснования сделанных выводов; S работа совместных творческих групп педагогов и родителей | воспитанников для решения поставленных задач с обоснованием сов-j местных принятых решений. При подготовке педсовета перед руководителем / старшим воспитателем ДОУ стоят следующие задачи: ^ уточнение задач педсовета, обоснование их актуальности; S сбор и обобщение информации; S наблюдение за детьми и работой педагогов; S беседы с воспитателями; анкетирование, тестирование; срезы знаний детей; ^ составление таблиц, схем. Готовясь к педагогическому совету, воспитатели, логопеды, музыкальный руководитель решают следующие задачи: S собирают информацию о детях; ^ проводят срезы знаний, изучают психофизические особенности детей, готовят информацию по проблеме; S свободно обмениваются мнениями: что мешает работать, при-j чины проблемы, пути ее преодоления; S готовят конкретные предложения по своей проблеме; ^ оформляют выставки, обрабатывают результаты анкетирована диагностик. Продуктивность педсовета зависит от темы. Теоретические положения по теме педсовета иллюстрируются примерами из практик жизнедеятельности ДОУ. Составной частью педсовета может быть игра. Ее назначение доказать утверждаемый тезис педсовета. Отдельным вопросом рассматриваются творческие отчеты педагов, в которых они делятся опытом своей работы. Обязательная часть педсовета — дискуссия. Проводить ее нужно таким образом, чтобы каждый желающий педагог мог высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. В процессе дискуссии необходимо сформировать единство мнений. Важен общий эмоциональный настрой на педсовете. Нельзя злоупотреблять разбором многочисленных упущений и недочетов со стороны педагогического коллектива. Необходимо учитывать потенциальные возможности каждого педагога, корректно указывая на пробелы в работе, и конструктивно их решать. После проведения педагогического совета можно провести анкетирование, в ходе которого педагоги оценивают свою работу на педсовете. Пример анкеты представлен в Приложении 8. Согласно алгоритму педагогического совета проводится его анализ. Таким образом, эффективная организация заседания педагогического совета — своеобразная школа повышения и совершенствования мастерства, обучения и воспитания педагогического коллектива. Итогом работы педсовета должно стать решение. Совместное определение темы, анализ деятельности, поиск путей решения определенных трудностей создают обстановку личной ответственности каждого за выполнение намеченного. При принятии совместного решения нет того психологического сопротивления, которое часто встречается при административном решении. Оно должно быть ясным, конкретным, реальным, чтобы его выполнение вызывало чувство завершенности, удовлетворенности от проделанной работы. Выполняя решение педагогического совета, заведующий/методист: ^ организует выполнение решений и рекомендаций педагогического совета; У создает благоприятный микроклимат; У создает условия для творческого использования и внедрения передового опыта; У формирует интерес к принятому решению; ^ информирует коллектив о ходе выполнения решений педсовета. Выполняя решение педагогического совета, воспитатели, логопеды, музыкальный руководитель: У изучают деятельность детей своей группы; ^ взаимопосещают занятия и обмениваются мнениями с коллегами; ^ осуществляют самообразование; проводят цикл открытых занятий по изученной проблеме, творческие отчеты, персональные выставки; S оформляют фото- и литературные альбомы, проводят видеосъемку; •S изготавливают новые игровые или наглядные материалы с последующей презентацией на педсовете; S участвуют в конкурсах среди педагогов. Технологические схемы организации педсоветов представлены в Приложении 9.
Педагогам дошкольного образования
:Любовь Шамбельская(Ульянова)
2.
9. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Педагогический совет — постоянно действующий орган коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуна передового педагогического опыта. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения. Заседания педагогического совета, если они проходят активно, творчески, способствуют повышению профессионального уровня воспитателей, развивают педагогическое мышление, интерес к методической работе.
Педагогический совет обеспечивает организационное, мотиваци- онное и эмоциональное единство педагогического коллектива, что в совокупности создает поле морально-интеллектуального напряжения, без которого невозможно функционирование группы людей как коллектива.
Главными задачами педагогического совета являются:
^ объединение усилий педагогического коллектива ДОУ на повышение уровня воспитательно-образовательной работы;
^ внедрение в практику достижений науки и передового педагогического опыта.
В настоящее время педагогический совет — это консилиум педагогов-профессионалов по вопросам воспитательно-образовательного процесса детского сада, и его деятельность регламентируется Положением (Приложение 7). Тематика заседаний педагогического совета определяется задачами деятельности ДОУ на учебный год.
Предлагаем следующий алгоритм подготовки и проведения педагогического совета:
S работа творческой группы педагогов по подготовке к
педсовету;
анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива анкетирование детей и родителей по теме педсовета; подготовка технологической карты проведения педсовета; демонстрация детских видов деятельности, мероприятий по | теме педсовета с комментариями педагога;
^ работа творческих групп педагогов в рамках педсовета для
решения совместных поставленных задач и обоснования сделанных выводов;
S работа совместных творческих групп педагогов и родителей | воспитанников для решения поставленных задач с обоснованием сов-j местных принятых решений.
При подготовке педсовета перед руководителем / старшим воспитателем ДОУ стоят следующие задачи:
^ уточнение задач педсовета, обоснование их актуальности; S сбор и обобщение информации; S наблюдение за детьми и работой педагогов; S беседы с воспитателями;
анкетирование, тестирование; срезы знаний детей;
^ составление таблиц, схем.
Готовясь к педагогическому совету, воспитатели, логопеды, музыкальный руководитель решают следующие задачи: S собирают информацию о детях; ^ проводят срезы знаний, изучают психофизические особенности детей, готовят информацию по проблеме;
S свободно обмениваются мнениями: что мешает работать, при-j чины проблемы, пути ее преодоления;
S готовят конкретные предложения по своей проблеме; ^ оформляют выставки, обрабатывают результаты анкетирована диагностик.
Продуктивность педсовета зависит от темы. Теоретические положения по теме педсовета иллюстрируются примерами из практик жизнедеятельности ДОУ.
Составной частью педсовета может быть игра. Ее назначение доказать утверждаемый тезис педсовета.
Отдельным вопросом рассматриваются творческие отчеты
педагов, в которых они делятся опытом своей работы.
Обязательная часть педсовета — дискуссия. Проводить ее нужно таким образом, чтобы каждый желающий педагог мог высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. В процессе дискуссии необходимо сформировать единство мнений.
Важен общий эмоциональный настрой на педсовете. Нельзя злоупотреблять разбором многочисленных упущений и недочетов со стороны педагогического коллектива. Необходимо учитывать потенциальные возможности каждого педагога, корректно указывая на пробелы в работе, и конструктивно их решать.
После проведения педагогического совета можно провести анкетирование, в ходе которого педагоги оценивают свою работу на педсовете.
Пример анкеты представлен в Приложении 8.
Согласно алгоритму педагогического совета проводится его анализ. Таким образом, эффективная организация заседания педагогического совета — своеобразная школа повышения и совершенствования мастерства, обучения и воспитания педагогического коллектива.
Итогом работы педсовета должно стать решение. Совместное определение темы, анализ деятельности, поиск путей решения определенных трудностей создают обстановку личной ответственности каждого за выполнение намеченного. При принятии совместного решения нет того психологического сопротивления, которое часто встречается при административном решении. Оно должно быть ясным, конкретным, реальным, чтобы его выполнение вызывало чувство завершенности, удовлетворенности от проделанной работы.
Выполняя решение педагогического совета, заведующий/методист:
^ организует выполнение решений и рекомендаций педагогического совета;
У создает благоприятный микроклимат;
У создает условия для творческого использования и внедрения передового опыта;
У формирует интерес к принятому решению;
^ информирует коллектив о ходе выполнения решений педсовета.
Выполняя решение педагогического совета, воспитатели, логопеды, музыкальный руководитель:
У изучают деятельность детей своей группы;
^ взаимопосещают занятия и обмениваются мнениями с коллегами;
^ осуществляют самообразование;
проводят цикл открытых занятий по изученной проблеме, творческие отчеты, персональные выставки;
S оформляют фото- и литературные альбомы, проводят видеосъемку;
•S изготавливают новые игровые или наглядные материалы с последующей презентацией на педсовете;
S участвуют в конкурсах среди педагогов.
Технологические схемы организации педсоветов представлены в Приложении 9.