Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье.

Леса давали дешевый и разнообразный материал, изделия из которого крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.
Особую популярность завоевали донца для прялок (это лавочка, на которую садилась мастерица). Городецкие прялки в отличие от других были разборными. Окончив работу, пряха вынимала гребень, а донце вешала на стену для украшения избы. Поэтому народные умельцы особенно старательно украшали их резьбой и росписью.
Изначально прялки делали с использованием элементов инкрустации, т.е. сочетания двух пород деревьев, отличных по цвету. В основной доске делали резьбу, куда вставляли различные фигурки из мореного дуба. В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец, нанося сказочные, красивые цветы. Постепенно они вытеснили трудоемкую работу с резьбой и стали основой для развития отдельного промысла - городецкая роспись.
В росписи использовались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, черного цветов. Ею стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки, сани, игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.
Стиль и манера рисования в этой росписи окончательно установились в конце 19 века и остаются неизменными до наших дней.
С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи: чаепития, гулянья, сценки из жизни, персонажи сказок, сцены войны.
1890-е гг. - расцвет городецкого промысла. Он просуществовал около 50 лет и к н. 20 века пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось.
Возрождение городецкой росписи началось с 1935 года. Постепенно были открыты общественные мастерские, организовано профессионально обучение художников, расширен ассортимент расписных изделий.
В 1951 году в селе Курцево была открыта столярно-мебельная и художественная артель «Стахановец», а с 1960 года она была преобразована в фабрику «Городецкая роспись».
Особенности формы
Промысел городецких мастеров многообразен в современных изделиях быта. Сейчас художники расписывают более 50 наименований изделий: вазы, шкатулки, подставки, солонки, панно-тарелки, карандашницы, сахарницы, чайницы, погремушки, яйца, конфетницы, игрушки, хлебницы, сундучки, разделочные доски, наборы, шкатулки, панно, коробки, копилки, полочки, кухонные шкафчики, детскую мебель и прочие предметы обихода).
Расписные изделия – не просто элемент декора, а часто предметы не только красивые, но и функциональные, активно использующиеся.
С 1995 г. возрождена технология старинной иконописи 14-15вв. (иконы пишутся на липовой доске, иконы на камне).
Городецкие мотивы можно встретить в оформлении книг. Популярно выполнение городецкой росписи на стенах, колоннах, бордюрах.
Образы и сюжеты
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях и резьбе основное впечатление дают жанровые сцены.
Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.
Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства, пышный парад костюмов. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое другое.
Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки - вот набор образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля.
Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами.
Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в изделиях городецких мастеров живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Особенно часто изображение разных вариантов птиц: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Самое же примечательное в Городце – это конь. Красивый, гордый конь с сильной шеей и тонкими пружинистыми ногами.
Существует три вида композиции в Городецкой росписи:
цветочная роспись. В ней могут использоваться такие типы орнамента как: «Букет», «Гирлянда, «Ромб», «Цветочная полоса», «Венок»;
цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» - может быть симметричной и ассиметричной;
сюжетная роспись. Может встречается роспись в 2-3 яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, и т. п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть представлена в виде цветочной полосы.
Орнамент
В росписи значительное место занимает орнамент.
В городецкой росписи Орнамент образуют различные элементы – геометрические, растительные, животные.
Говоря о растительных элементах городецкой росписи, нельзя не упомянуть городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок и являются в городецкой росписи символом здоровья и процветания. Популярны бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы. Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев.
Животные мотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, а конь – богатство.
Основными геометрическими элементами городецкой росписи являются точки, скобки, круги, дуги, капли, спирали, штрихи. В ходе создания узора происходит нанесение элементов на поверхность изделия.
Этапы изготовления
Городецкая роспись, в отличие от жостовской, не требует предварительной обработки поверхности и совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, черного или желтого цвета.
Выполнение городецкой росписи осуществляется в три этапа.
Первый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Выполняется широкой плоской кистью.
Второй этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки.
Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным цветом того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. Таким образом, однотонные силуэты приобретают некоторую объемность.
Ознакомление дошкольников с росписью
Знакомство с городецкой росписи начинают со старш. дошк. возраста.
Основные задачи, решаемые при обучении детей декор. рисованию:
Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи.
Сформировать навыки технического исполнения городецкой росписи.
Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
Педагогические средства, рекомендованные для решения этих задач представлены на слайде.
Первое знакомство направлено на углубленное знакомство детей с городецким узором. Детям показываются изделия, красочные иллюстрации. При рассматривании обращается внимание, во-первых, на особенности городецкой росписи, во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, необходимо подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи.
На этом же занятии проходит знакомство детей с элементами данной росписи, дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки.
Далее знакомим детей с новыми элементами - волнистая линия, круги, а также закрепляется цветовая гамма. Больше внимания стоит обратить на технику рисования. Перед тем как изобразить какой-либо элемент росписи на бумаге, обязательно рисовать его в воздухе.
Постепенно знакомим детей с городецким розаном, с городецкими листиками и кустиками, с городецкой купавкой, с городецким фазаном (петух), городецкой лошадкой.
В работе можно использовать различные рабочие тетради (одна из которые есть у нас в детском саду), раскраски, шаблоны.

Комментарии

  • 25 мая 2021 12:58
    В рамках проекта воспитанники познакомились с таким видом росписи, как городецкая. Ребята узнали историю происхождения, виды узоров, орнаментов, этапы изготовления росписных предметов