Воздвижение Креста, Питер Пауль Рубенс, 1610-1611 годы, холст, масло, Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен, Бельгия.
Фламандский художник, дипломат, коллекционер, один из главных представителей художников барокко Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Германии, в городе Зиген. Будущий художник родился в семье Яна Рубенса и Марии Пипелинкс и происходил из известного семейства ремесленников и предпринимателей. Предки его отца были кожевниками, москательщиками и аптекарями, а матери занимались ковроткачеством и торговлей. Оба семейства были зажиточными. Пауль Рубенс был крещен в Кельне в церкви Святого Петра. В Антверпене Рубенс получил гуманистическое образование эпохи Возрождения, изучал латынь и классическую литературу. Будущий художник учился у известных художников того времени: Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена. После окончания обучения Рубенс 8 лет путешествовал по Италии и жил там, вдохновлялся Рафаэлем, Микеланджело, Тицианом, Тинторетто, Веронезе и много рисовал. В 1598 году художник вступил в Гильдию Святого Луки в качестве независимого мастера. Стиль Пауля Рубенса базировался на итальянском искусстве с его динамическими композициями, смелыми цветами и энергичной манерой. Пауль Рубенс был очень разносторонним художником, специализировался в основном на религиозной живописи и алтарных образах, писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты, пейзажи, создавал исторические полотна, делал эскизы для книжных иллюстраций, карикатуры для фламандских мастерских по изготовлению гобеленов и гравюры для издательств. Выполненные художником исторические картины в основном включали религиозные и мифологические сюжеты, а также сцены охоты. Он писал портреты друзей и автопортреты. Пауль Рубенс был также страстным коллекционером произведений искусства и антиквариата, обладал одной из крупнейших коллекций книг и произведений искусства в Антверпене. Также художник занимался продажей предметов искусства. Монументальный триптих «Воздвижение Креста» был создан Рубенсом для церкви Святой Вальбурги в Антверпене, которую ему было необходимо расписать по заказу купца, главы гильдии галантерейщиков и старосты этой церкви. На динамической центральной части триптиха изображены люди, поднимающие крест, к которому прибит находящийся в предсмертной агонии Иисус Христос. Из пробитых гвоздями рук по его телу растекается кровь. Глаза Иисуса устремлены на небо. Табличка (свиток) с надписью на вершине креста гласит на трех языках: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Рубенс следовал предписаниям, призывающим к исторической точности в представлении священных событий. Поднимающий крест римский солдат в доспехах смотрит на Иисуса с состраданием. Большинство других, помогающих тянуть крест, сосредоточены на своих действиях, они лишь выполняют свои работу. Как и большинство фигур, солдат нарисован с натуры. Основания креста находится в нижнем углу, а его верх в противоположном верхнем, сам Христос – по середине. Это адаптация традиционной Х-образной композиции эпохи Возрождения. Сильная диагональ усиливает ощущение происходящего события и создает эффект динамизма. В отличие от многих других религиозных триптихов, все части этого триптиха посвящены одному сюжету. Центральная часть работы показывает влияние Микеланджело. Богатство красок и техника живописи основываются на идеях Тициана, а драматическая композиция и светотень отражают влияние Караваджо. На протяжении своей жизни художник много работал по заказам влиятельных людей всей Европы. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, многие из которых были созданы совместно с коллегами и учениками. Уникальный стиль барокко художника подчеркивал движение, цвет и чувственность, что соответствовало драматическому художественному стилю. Пауль Рубенс был одним из последних художников, использовавших деревянные панели для станковых работ в технике масляной живописи. Художнику сопутствовали удача и успех как при жизни, так и после смерти.
Inter esse
Воздвижение Креста, Питер Пауль Рубенс, 1610-1611 годы, холст, масло, Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен, Бельгия.
Фламандский художник, дипломат, коллекционер, один из главных представителей художников барокко Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Германии, в городе Зиген. Будущий художник родился в семье Яна Рубенса и Марии Пипелинкс и происходил из известного семейства ремесленников и предпринимателей. Предки его отца были кожевниками, москательщиками и аптекарями, а матери занимались ковроткачеством и торговлей. Оба семейства были зажиточными. Пауль Рубенс был крещен в Кельне в церкви Святого Петра. В Антверпене Рубенс получил гуманистическое образование эпохи Возрождения, изучал латынь и классическую литературу. Будущий художник учился у известных художников того времени: Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена. После окончания обучения Рубенс 8 лет путешествовал по Италии и жил там, вдохновлялся Рафаэлем, Микеланджело, Тицианом, Тинторетто, Веронезе и много рисовал. В 1598 году художник вступил в Гильдию Святого Луки в качестве независимого мастера.
Стиль Пауля Рубенса базировался на итальянском искусстве с его динамическими композициями, смелыми цветами и энергичной манерой. Пауль Рубенс был очень разносторонним художником, специализировался в основном на религиозной живописи и алтарных образах, писал картины на мифологические и аллегорические сюжеты, портреты, пейзажи, создавал исторические полотна, делал эскизы для книжных иллюстраций, карикатуры для фламандских мастерских по изготовлению гобеленов и гравюры для издательств. Выполненные художником исторические картины в основном включали религиозные и мифологические сюжеты, а также сцены охоты. Он писал портреты друзей и автопортреты. Пауль Рубенс был также страстным коллекционером произведений искусства и антиквариата, обладал одной из крупнейших коллекций книг и произведений искусства в Антверпене. Также художник занимался продажей предметов искусства.
Монументальный триптих «Воздвижение Креста» был создан Рубенсом для церкви Святой Вальбурги в Антверпене, которую ему было необходимо расписать по заказу купца, главы гильдии галантерейщиков и старосты этой церкви. На динамической центральной части триптиха изображены люди, поднимающие крест, к которому прибит находящийся в предсмертной агонии Иисус Христос. Из пробитых гвоздями рук по его телу растекается кровь. Глаза Иисуса устремлены на небо. Табличка (свиток) с надписью на вершине креста гласит на трех языках: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Рубенс следовал предписаниям, призывающим к исторической точности в представлении священных событий.
Поднимающий крест римский солдат в доспехах смотрит на Иисуса с состраданием. Большинство других, помогающих тянуть крест, сосредоточены на своих действиях, они лишь выполняют свои работу. Как и большинство фигур, солдат нарисован с натуры. Основания креста находится в нижнем углу, а его верх в противоположном верхнем, сам Христос – по середине. Это адаптация традиционной Х-образной композиции эпохи Возрождения. Сильная диагональ усиливает ощущение происходящего события и создает эффект динамизма. В отличие от многих других религиозных триптихов, все части этого триптиха посвящены одному сюжету. Центральная часть работы показывает влияние Микеланджело. Богатство красок и техника живописи основываются на идеях Тициана, а драматическая композиция и светотень отражают влияние Караваджо.
На протяжении своей жизни художник много работал по заказам влиятельных людей всей Европы. Творческое наследие Рубенса насчитывает около 3000 картин, многие из которых были созданы совместно с коллегами и учениками. Уникальный стиль барокко художника подчеркивал движение, цвет и чувственность, что соответствовало драматическому художественному стилю. Пауль Рубенс был одним из последних художников, использовавших деревянные панели для станковых работ в технике масляной живописи. Художнику сопутствовали удача и успех как при жизни, так и после смерти.