Все чаще мы сталкиваемся с определением и статьями про синдром отложенной жизни, но мало встречаются статьи об отложенных эмоциях или, правильнее, о подавленных, не прожитых эмоциях. Когда говорят о подавленных эмоциях, вспоминают только здоровье и психосоматику. Есть множество способов запретить себе переживать какое-то чувство, притвориться, что этого чувства нет. Мы все это делаем время от времени и с одной стороны это обычное дело. С другой, запертая внутри себя энергия требует выплеска. Если эмоции не находят «официально разрешённого» выхода, они выбирают следующие варианты:
v Неконтролируемые вспышки. Проще всего пояснить это на злости и раздражении. Если мы регулярно раздражаемся, то стараемся не показывать этого, злость копится, и в какой-то момент любая мелочь может стать последней каплей, переполнившей чашу. В группу риска входят, понятное дело, миролюбивые, вежливые и покладистые люди. Другими словами, те, кто боится конфликтов и стремится угодить окружающим. Кто не высказывает, а «копит». Это механизм проявляется очень ярко, о нем снято множество фильмов, например «Управление гневом» и «С меня хватит».
Но этот же механизм работает не только с гневом. Это и про другие чувства тоже. Например, подавленные страхи могут проявляться в виде фобий, ночных кошмаров и панических атак. А сентиментальные люди, которых какой-либо фильм или рассказ может растрогать до слез - это, как правило те, у кого много непрожитой грусти внутри. Если у вас периодически возникает любое неуправляемое чувство по мелкому поводу, это значит, что на самом деле оно возникает у вас очень часто и вы его накапливаете, а замечаете только тогда, когда оно становится неуправляемым и неконтролируемым.
v Неосознанные действия. Обычно люди не придают значения опискам, ошибкам, оговоркам и случайным действиям. О том, что случайности не случайны, говорил ещё Зигмунд Фрейд.
Описки, оговорки, ослышки, случайные травмы и забывчивость - это никакие не случайные вещи. Они выполняют определённую функцию и их можно расшифровать, узнав о себе и своих эмоциях что-то важное.
v Психосоматика. Это третий способ, как могут проявляться непрожитые эмоции. То есть это физические болезни, берущие начало в психологическом состоянии человека. Он как бы заключает неосознанный контракт внутри себя: «Лучше я переживу эти эмоции телом в виде симптома, но не буду сталкиваться с ними напрямую, потому что это слишком неприятно. По психосоматике написано много книг, но приведу один пример. В семье моих знакомых ребёнок несколько раз в год болел отитами (воспаление уха). Познакомившись с ними поближе, я поняла с чем это было связано. Ребёнку было тяжело выдерживать постоянные упрёки от своих родителей. В какой-то момент мальчик просто сел и закрыл уши, что означало: «Я больше не могу это слышать! Хочу перестать это слышать!». О чем это я?
Иногда, вполне обычные физические болезни начинаются с подавления своих эмоций.
v Сумасшествие. Иногда психические болезни являются следствием того, что человек не справляется со своими эмоциями, или не может защитить себя от непереносимых эмоций. Например, одна из психологических теорий развития шизофрении вводит понятие «двойная связка». Двойная связка - это такая инструкция, которая сама себе противоречит, вроде «стой там, иди сюда». Если с человеком общаться такими инструкциями, его мышление иногда нарушается. Особенно, если это ребёнок.
У одного моего друга в детстве была домашняя обязанность пылесосить ковёр. Когда он это делал, его мама всегда находила к чему придраться, и он постоянно чувствовал себя виноватым. Понятно, что пылесосить он не любил и пытался избежать этого занятия любыми способами, но тогда его называли лентяем и снова ругали, то есть он снова был виноват. Получается такая кривая логика: я виноват, если сделаю, потому что я обязательно сделаю плохо, и виноват, если не сделаю, потому что я лентяй. В такой ситуации невозможно избавиться от постоянного чувства вины, если только не перестать пользоваться логикой. Здесь логика опасна: если одно вытекает из другого, я снова буду виноват, а это больно. Часто подобная ситуация встречается с выражением злости у детей. Когда ребёнок ведёт себя агрессивно, его ругают. Тогда он запрещает себе проявлять злость и старается не показывать своего недовольства, чтобы избежать упрёков. Как правило, потом такие дети не могут отстоять себя в школе или во дворе. Ведь за это их снова ругают. В голове у ребёнка происходит путаница: отстаиваю себя - ругают, не отстаиваю - снова ругают. Какой бы вариант действий я не выбрал, буду все равно виноват. А далее дети начинают искать способ защититься от вины. Как один из вариантов - они вообще ничего не делают без указаний со стороны. Любое самостоятельное действие рассматривается им, как опасное. В зависимости от степени нарушений симптомы могут быть от инфантильности и стремления постоянно искать руководящего партнёра, до неспособности выйти из комнаты. Некоторые психические заболевания имеют начало в воспитании и эмоциональном состоянии человека.
Эти варианты нисколько не противоречат друг другу и не исключают друг друга. Бессознательному ничто не мешает чередовать способы или смешивать их. Например, если человек настолько не хочет идти куда-то, что случайно травмируется, это одновременно и психосоматика, и неосознанное действие. Эти механизмы работают неосознанно. Более того, если мы их осознаем, то они перестают работать. Осознание и проживание своих эмоций - ключ к улучшению вашего состояния. Проговаривайте свои эмоции с близкими, прямо в тот момент, когда их испытываете. Не можете проговорить их с близкими, обратитесь к специалисту. Не закрывайтесь, а проживайте весь спектр своих эмоций, не откладывайте их проживание на потом, чтобы это не оставило отпечаток на вашем психологическом состоянии и здоровье.
Статью подготовил педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи» Веселова Анна Алексеевна
МКУ "Центр ППМС помощи"
Отложенные эмоции = отложенная жизнь
v Неконтролируемые вспышки. Проще всего пояснить это на злости и раздражении. Если мы регулярно раздражаемся, то стараемся не показывать этого, злость копится, и в какой-то момент любая мелочь может стать последней каплей, переполнившей чашу. В группу риска входят, понятное дело, миролюбивые, вежливые и покладистые люди. Другими словами, те, кто боится конфликтов и стремится угодить окружающим. Кто не высказывает, а «копит». Это механизм проявляется очень ярко, о нем снято множество фильмов, например «Управление гневом» и «С меня хватит».
Но этот же механизм работает не только с гневом. Это и про другие чувства тоже. Например, подавленные страхи могут проявляться в виде фобий, ночных кошмаров и панических атак. А сентиментальные люди, которых какой-либо фильм или рассказ может растрогать до слез - это, как правило те, у кого много непрожитой грусти внутри. Если у вас периодически возникает любое неуправляемое чувство по мелкому поводу, это значит, что на самом деле оно возникает у вас очень часто и вы его накапливаете, а замечаете только тогда, когда оно становится неуправляемым и неконтролируемым.
v Неосознанные действия. Обычно люди не придают значения опискам, ошибкам, оговоркам и случайным действиям. О том, что случайности не случайны, говорил ещё Зигмунд Фрейд.
Описки, оговорки, ослышки, случайные травмы и забывчивость - это никакие не случайные вещи. Они выполняют определённую функцию и их можно расшифровать, узнав о себе и своих эмоциях что-то важное.
v Психосоматика. Это третий способ, как могут проявляться непрожитые эмоции. То есть это физические болезни, берущие начало в психологическом состоянии человека. Он как бы заключает неосознанный контракт внутри себя: «Лучше я переживу эти эмоции телом в виде симптома, но не буду сталкиваться с ними напрямую, потому что это слишком неприятно. По психосоматике написано много книг, но приведу один пример. В семье моих знакомых ребёнок несколько раз в год болел отитами (воспаление уха). Познакомившись с ними поближе, я поняла с чем это было связано. Ребёнку было тяжело выдерживать постоянные упрёки от своих родителей. В какой-то момент мальчик просто сел и закрыл уши, что означало: «Я больше не могу это слышать! Хочу перестать это слышать!». О чем это я?
Иногда, вполне обычные физические болезни начинаются с подавления своих эмоций.
v Сумасшествие. Иногда психические болезни являются следствием того, что человек не справляется со своими эмоциями, или не может защитить себя от непереносимых эмоций. Например, одна из психологических теорий развития шизофрении вводит понятие «двойная связка». Двойная связка - это такая инструкция, которая сама себе противоречит, вроде «стой там, иди сюда». Если с человеком общаться такими инструкциями, его мышление иногда нарушается. Особенно, если это ребёнок.
У одного моего друга в детстве была домашняя обязанность пылесосить ковёр. Когда он это делал, его мама всегда находила к чему придраться, и он постоянно чувствовал себя виноватым. Понятно, что пылесосить он не любил и пытался избежать этого занятия любыми способами, но тогда его называли лентяем и снова ругали, то есть он снова был виноват. Получается такая кривая логика: я виноват, если сделаю, потому что я обязательно сделаю плохо, и виноват, если не сделаю, потому что я лентяй. В такой ситуации невозможно избавиться от постоянного чувства вины, если только не перестать пользоваться логикой. Здесь логика опасна: если одно вытекает из другого, я снова буду виноват, а это больно. Часто подобная ситуация встречается с выражением злости у детей. Когда ребёнок ведёт себя агрессивно, его ругают. Тогда он запрещает себе проявлять злость и старается не показывать своего недовольства, чтобы избежать упрёков. Как правило, потом такие дети не могут отстоять себя в школе или во дворе. Ведь за это их снова ругают. В голове у ребёнка происходит путаница: отстаиваю себя - ругают, не отстаиваю - снова ругают. Какой бы вариант действий я не выбрал, буду все равно виноват. А далее дети начинают искать способ защититься от вины. Как один из вариантов - они вообще ничего не делают без указаний со стороны. Любое самостоятельное действие рассматривается им, как опасное. В зависимости от степени нарушений симптомы могут быть от инфантильности и стремления постоянно искать руководящего партнёра, до неспособности выйти из комнаты. Некоторые психические заболевания имеют начало в воспитании и эмоциональном состоянии человека.
Эти варианты нисколько не противоречат друг другу и не исключают друг друга. Бессознательному ничто не мешает чередовать способы или смешивать их. Например, если человек настолько не хочет идти куда-то, что случайно травмируется, это одновременно и психосоматика, и неосознанное действие. Эти механизмы работают неосознанно. Более того, если мы их осознаем, то они перестают работать. Осознание и проживание своих эмоций - ключ к улучшению вашего состояния. Проговаривайте свои эмоции с близкими, прямо в тот момент, когда их испытываете. Не можете проговорить их с близкими, обратитесь к специалисту. Не закрывайтесь, а проживайте весь спектр своих эмоций, не откладывайте их проживание на потом, чтобы это не оставило отпечаток на вашем психологическом состоянии и здоровье.
Статью подготовил педагог-психолог МКУ «Центр ППМС помощи» Веселова Анна Алексеевна