2 ноя 2023

В чем секрет “Черного квадрата”? И какое отношение эта картина имеет к искусству?

Иногда у меня в комментариях такая жара! Вот недавно опять была затронута щепетильная тема: “Черный квадрат” Малевича это искусство или нет? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно вернуться в прошлое на сто лет назад и окунуться в историю создания этого произведения, о котором не умолкают споры уже больше века.

Давайте вместе поразмышляем, является ли самая обсуждаемая картина известного абстракциониста шедевром.

В чем секрет “Черного квадрата”? - 955984348206

Левитан - искусство, Малевич - нет?

Исаак Левитан - искусство, Леонардо да Винчи - искусство. А Малевич - нет!

Именно такую мысль написали мне в гневном комментарии. Ведь в понимании многих людей “Черный квадрат” это чистой воды шарлатанство. Просто потому что фактически каждый человек может прямо сейчас сесть и без всякой подготовки нарисовать на бумаге такую же фигуру.

Но есть один нюанс. Любой другой квадрат не будет считаться произведением искусства, а вот полотно, окрашенное в черный цвет Малевичем, висит в Государственной Третьяковской галерее. Почему так? В чем его секрет?

Казимир Малевич, Черный квадрат, 1915 г. wikipedia.org
Казимир Малевич, Черный квадрат, 1915 г. wikipedia.org
Да потому что искусство это вовсе не обязательно сложное, красивое и созданное по всем правилам живописи (скульптуры, кинематографии, музыки) произведение. Иначе каждую картину, где есть симметрия и детальная проработка, можно было бы назвать шедевром. Но это ведь не так.

К произведениям искусства относят то, что:
• Имеет ценность и значимость в контексте эпохи,
• Отражает взгляд художника на актуальную действительность,
• Содержит новаторские приемы и техники,
• Вызывает эмоции у окружающих.
Так вот. Согласно этим пунктам “Черный квадрат” - самое настоящее произведение искусства. Ведь оно появилось в нужное время, в нужном месте, вызвало шквал эмоций и имеет значимость до сих пор.

Как искусство докатилось до черного квадрата

Другой вопрос, как же так случилось, что после Левитана и да Винчи на пьедестал взобралась однотонная геометрическая фигура? Чтобы понять это, нужно немного погрузиться в историю.

В начале XX века художники отчетливо поняли, что традиционное искусство изжило себя. До этого момента они передавали свое мироощущение с помощью разных техник. Одни сосредотачивались на складках тела, другие - на оригинальной подаче света, третьи создавали картины с помощью необычных мазков. Но все они ориентировались на каноны начала XIV века!

Однако эти правила постепенно устаревали. Да и общество менялось. Искусство перестало ассоциироваться с мастерством (ведь любой более-менее талантливый выпускник художественной школы мог легко скопировать даже “Мону Лизу”) и стало более доступным (раньше любоваться картинами могли только избранные).

К XX веку академическая живопись уже воспринималась как пережиток прошлого. А художники начали активно искать новые формы самовыражения, в том числе и Малевич.

Он сначала баловался кубофутуризмом, сводя изображения до простых форм и оттенков.
«Точильщик (Принцип мелькания)», Казимир Малевич, 1912 г. wikipedia.org
«Точильщик (Принцип мелькания)», Казимир Малевич, 1912 г. wikipedia.org
А однажды взял холст, на котором уже было 2 картины, и закрасил его черным цветом (кстати, из-за множества слоев на картине и появился кракелюр).

Эта черная фигура стала апогеем всего развития искусства, его тупиком. Цвет пустоты и самая простая геометрическая форма словно символизировали конец классической живописи. Сам Малевич считал свою точку зрения на искусство высшей формой его развития. Но неожиданно именно это произведение оказалось в истории жирной черной точкой, пунктом невозврата к старым канонам.
Более поздняя работа Малевича. Женщина с граблями. 1928-1932 гг
Более поздняя работа Малевича. Женщина с граблями. 1928-1932 гг

Именно поэтому оценивать “Черный квадрат” по правилам XIV века неправильно. Ведь к нему не применимы такие понятия, как: красиво/не красиво, нравится/не нравится, правильно/не правильно. Да, это примитивная однотонная фигура, не произведение в классическом понимании, но знаковая картина, которая оказала огромное влияние на все искусство в целом. Это высказывание яркого художника, который предсказал будущее живописи.
---
Надеюсь, мне удалось объяснить простым языком, почему “Черный квадрат” все-таки шедевр. Буду рада пообщаться на эту тему в комментариях.

Комментарии

  • 2 ноя 2023 08:59
    лично я ,не понимаю ,может это и искусство ,но не для меня
  • 2 ноя 2023 11:20
    Интересная и познавательная статья! Спасибо!
  • 2 ноя 2023 13:58
    Я добавила бы ещё,те произведения,которые имеют яркую индивидуальность и манеру исполнения,которая отличает их от других авторов.
  • 2 ноя 2023 13:59
    Кстати да! Спасибо! Я прямо чувствовала, что в этом списке чего-то не хватает.
  • 2 ноя 2023 20:27
    Словоблудие!!!
  • 3 ноя 2023 04:39
    Если видишь на картине -
    Нарисован водолаз,
    Нарисована равнина,
    А на ней с ногами глаз,
    Нарисован гуманоид
    И его зелёный друг,
    Ромб, квадрат, параболоид,
    Трапециедальный круг,
    Нарисована сардина,
    Два квадратных синих пня-
    Значит, это не картина,
    А какая-то уйня!..
  • 3 ноя 2023 08:25
    А ведь он чертовски прав! Искусству старых каконов пришел конец! Сейчас "шедевры" создают в лучшем случае за день. А раньше художник по месяцу прорабатывал пейзажи, к примеру. А сейчас мастехин взяли, пара мазков... Напоминает вазу - значит будет ваза. Акварелисты вообще ещп проще делают - пятно поставили - море, второе пятно - закат на море. Да, у акварели такая техника, но стремление все упрощать в акварели реализовать проще простого !
  • 3 ноя 2023 13:53
    Обыкновенные жидовские извращения.
  • 4 ноя 2023 11:08
    Понятно, что это высказывание. Почему это шедевр, искусство и вообще картина - непонятно.
  • 19 ноя 2023 13:32