2 ноя 2023
В чем секрет “Черного квадрата”? И какое отношение эта картина имеет к искусству?
Иногда у меня в комментариях такая жара! Вот недавно опять была затронута щепетильная тема: “Черный квадрат” Малевича это искусство или нет? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно вернуться в прошлое на сто лет назад и окунуться в историю создания этого произведения, о котором не умолкают споры уже больше века. Давайте вместе поразмышляем, является ли самая обсуждаемая картина известного абстракциониста шедевром.
Левитан - искусство, Малевич - нет?
Исаак Левитан - искусство, Леонардо да Винчи - искусство. А Малевич - нет!Именно такую мысль написали мне в гневном комментарии. Ведь в понимании многих людей “Черный квадрат” это чистой воды шарлатанство. Просто потому что фактически каждый человек может прямо сейчас сесть и без всякой подготовки нарисовать на бумаге такую же фигуру.
Но есть один нюанс. Любой другой квадрат не будет считаться произведением искусства, а вот полотно, окрашенное в черный цвет Малевичем, висит в Государственной Третьяковской галерее. Почему так? В чем его секрет?
Да потому что искусство это вовсе не обязательно сложное, красивое и созданное по всем правилам живописи (скульптуры, кинематографии, музыки) произведение. Иначе каждую картину, где есть симметрия и детальная проработка, можно было бы назвать шедевром. Но это ведь не так.
К произведениям искусства относят то, что:
• Имеет ценность и значимость в контексте эпохи,
• Отражает взгляд художника на актуальную действительность,
• Содержит новаторские приемы и техники,
• Вызывает эмоции у окружающих.
Так вот. Согласно этим пунктам “Черный квадрат” - самое настоящее произведение искусства. Ведь оно появилось в нужное время, в нужном месте, вызвало шквал эмоций и имеет значимость до сих пор.
Как искусство докатилось до черного квадрата
Другой вопрос, как же так случилось, что после Левитана и да Винчи на пьедестал взобралась однотонная геометрическая фигура? Чтобы понять это, нужно немного погрузиться в историю.
В начале XX века художники отчетливо поняли, что традиционное искусство изжило себя. До этого момента они передавали свое мироощущение с помощью разных техник. Одни сосредотачивались на складках тела, другие - на оригинальной подаче света, третьи создавали картины с помощью необычных мазков. Но все они ориентировались на каноны начала XIV века!
Однако эти правила постепенно устаревали. Да и общество менялось. Искусство перестало ассоциироваться с мастерством (ведь любой более-менее талантливый выпускник художественной школы мог легко скопировать даже “Мону Лизу”) и стало более доступным (раньше любоваться картинами могли только избранные).
К XX веку академическая живопись уже воспринималась как пережиток прошлого. А художники начали активно искать новые формы самовыражения, в том числе и Малевич.
Он сначала баловался кубофутуризмом, сводя изображения до простых форм и оттенков.
К произведениям искусства относят то, что:
• Имеет ценность и значимость в контексте эпохи,
• Отражает взгляд художника на актуальную действительность,
• Содержит новаторские приемы и техники,
• Вызывает эмоции у окружающих.
Так вот. Согласно этим пунктам “Черный квадрат” - самое настоящее произведение искусства. Ведь оно появилось в нужное время, в нужном месте, вызвало шквал эмоций и имеет значимость до сих пор.
Как искусство докатилось до черного квадрата
Другой вопрос, как же так случилось, что после Левитана и да Винчи на пьедестал взобралась однотонная геометрическая фигура? Чтобы понять это, нужно немного погрузиться в историю.В начале XX века художники отчетливо поняли, что традиционное искусство изжило себя. До этого момента они передавали свое мироощущение с помощью разных техник. Одни сосредотачивались на складках тела, другие - на оригинальной подаче света, третьи создавали картины с помощью необычных мазков. Но все они ориентировались на каноны начала XIV века!
Однако эти правила постепенно устаревали. Да и общество менялось. Искусство перестало ассоциироваться с мастерством (ведь любой более-менее талантливый выпускник художественной школы мог легко скопировать даже “Мону Лизу”) и стало более доступным (раньше любоваться картинами могли только избранные).
К XX веку академическая живопись уже воспринималась как пережиток прошлого. А художники начали активно искать новые формы самовыражения, в том числе и Малевич.
Он сначала баловался кубофутуризмом, сводя изображения до простых форм и оттенков.
А однажды взял холст, на котором уже было 2 картины, и закрасил его черным цветом (кстати, из-за множества слоев на картине и появился кракелюр).
Эта черная фигура стала апогеем всего развития искусства, его тупиком. Цвет пустоты и самая простая геометрическая форма словно символизировали конец классической живописи. Сам Малевич считал свою точку зрения на искусство высшей формой его развития. Но неожиданно именно это произведение оказалось в истории жирной черной точкой, пунктом невозврата к старым канонам.
Эта черная фигура стала апогеем всего развития искусства, его тупиком. Цвет пустоты и самая простая геометрическая форма словно символизировали конец классической живописи. Сам Малевич считал свою точку зрения на искусство высшей формой его развития. Но неожиданно именно это произведение оказалось в истории жирной черной точкой, пунктом невозврата к старым канонам.
Именно поэтому оценивать “Черный квадрат” по правилам XIV века неправильно. Ведь к нему не применимы такие понятия, как: красиво/не красиво, нравится/не нравится, правильно/не правильно. Да, это примитивная однотонная фигура, не произведение в классическом понимании, но знаковая картина, которая оказала огромное влияние на все искусство в целом. Это высказывание яркого художника, который предсказал будущее живописи.
---
Надеюсь, мне удалось объяснить простым языком, почему “Черный квадрат” все-таки шедевр. Буду рада пообщаться на эту тему в комментариях.
Нарисован водолаз,
Нарисована равнина,
А на ней с ногами глаз,
Нарисован гуманоид
И его зелёный друг,
Ромб, квадрат, параболоид,
Трапециедальный круг,
Нарисована сардина,
Два квадратных синих пня-
Значит, это не картина,
А какая-то уйня!..