🗼Страницы истории СССР: Сталинец-80, первый послевоенный трактор Челябинского завода 🏭

78 лет назад – 5 января 1946 года, из цехов Челябинского тракторного завода имени Сталина (ЧТЗ) вышел первый трактор, который получил заводской индекс «Сталинец-80» (он же «С-80»).
Первые тракторы Сталинец-80 на конвейере Челябинского завода, 1946 год
Первые тракторы Сталинец-80 на конвейере Челябинского завода, 1946 год
===
Во время Великой Отечественной войны ЧТЗ не выпускал тракторы, поскольку после эвакуации в Челябинск из Ленинграда знаменитого Кировского завода, объединённое предприятие стало называться «Кировский завод НКПТ в городе Челябинске».

НКПТ расшифровывается как Народный комиссариат танковой промышленности, и, соответственно, в 1942 – 1945 годы основной продукцией завода стали тяжёлые и средние танки, а также САУ (самоходные артиллерийские установки) и двигатели для бронетехники.
---
Тракторы "Сталинец-80" на площадке готовой продукции Челябинского завода, 1947 год
Тракторы "Сталинец-80" на площадке готовой продукции Челябинского завода, 1947 год
===
После окончания войны – в октябре 1945 года, было принято Постановление Совнаркома (Совета Народных Комиссаров) СССР "О производстве тракторов на Кировском заводе НКПТ в городе Челябинске".

В этом постановлении было указано:

«1. Утвердить к производству на Кировском заводе НКПТ в г. Челябинске гусеничный трактор по образцу трактора фирмы Катерпиллер модели Д-7, присвоив ему марку «Сталинец-80» (С-80).
2. Запретить Кировскому заводу вносить изменения в конструкцию трактора С-80 по сравнению с трактором Д-7, кроме необходимых по условиям технологии производства, в каждом отдельном случае только с разрешения Наркомтанкопрома.
3. Установить мощность Кировского завода НКПТ в г. Челябинске по выпуску трактора «Сталинец-80» (С-80) в количестве 10.000 штук в 1949 году…
Подпись:
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР И. Сталин»
----
Фрагмент постановления Совнаркома СССР (источник: ЖЖ Юрий Пашолок)
Фрагмент постановления Совнаркома СССР (источник: ЖЖ Юрий Пашолок)
===
Надо отметить, что во время войны трактор Caterpillar D-7, который поставлялся в СССР по ленд-лизу, хорошо зарекомендовал себя в качестве артиллерийского тягача (особенно его «быстроходная» модификация М-1).

Прошло совсем немного времени – и уже 5 января 1946 года первый гусеничный трактор Сталинец-80 был выпущен в Челябинске, а массовое серийное производство трактора Сталинец-80 началось летом 1946 года.
Американский трактор Caterpillar D-7 (выпускался с 1938 по 1955 годы)
Американский трактор Caterpillar D-7 (выпускался с 1938 по 1955 годы)
===
Гусеничный трактор Сталинец-80, полурамной конструкции, относился к 6-му тяговому классу и был предназначен для работы в сельском хозяйстве, на строительстве и транспорте, а также на лесозаготовительных и мелиоративных работах.

Для трактора Сталинец-80 в СКБ (специальном конструкторском бюро) ЧТЗ был разработан новый силовой агрегат – дизельный четырёхцилиндровый двигатель с предкамерным смесеобразованием КДМ-46.

Объём двигателя КДМ-46 составляет 13,5 литра, номинальная мощность (для длительной работы) – 80 лошадиных сил при 1000 об/мин (максимальная мощность 94 л.с.), максимальный крутящий момент – 720 Нм.
---
Дизель КДМ-46
Дизель КДМ-46
===
Объём топливного бака составляет 235 литров (дополнительно можно было установить ещё один бак ёмкостью 115 литров). Для запуска двигателя КДМ-46 использовался 2-цилиндровый бензиновый пусковой двигатель П-46, объёмом 1,4 литра и мощностью 17 лошадиных сил.

Коробка передач – механическая трёхходовая реверсивная, обеспечивает пять передач переднего хода и четыре – заднего хода. Муфта сцепления – непостоянно-замкнутого сухого типа, с одним ведущим и двумя ведомыми дисками.
Так устроен трактор Сталинец-80
Так устроен трактор Сталинец-80
===
Верхний вал коробки передач имеет шлицы для соединительной гибкой муфты, поэтому на трактор можно было установить задний зависимый вал отбора мощности (1000 об/мин).

Конечные бортовые редукторы – двухступенчатые (с двумя парами цилиндрических шестерен на каждое ведущее колесо), тормоза – ленточного типа.
Отреставрированный трактор Сталинец-80 в российском музее
Отреставрированный трактор Сталинец-80 в российском музее
===
Ходовая часть трактора Сталинец-80 имеет полужёсткую подвеску с балансирной поперечной рессорой, на каждой гусеничной тележке (с рамой коробчатого сечения) установлено по пять опорных катков. Стандартная ширина гусениц составляет 500 мм, удельное давление на грунт – 0,48 кг/кв.см.

Максимальная транспортная скорость трактора Сталинец-80 составляет 9,7 км/ч, масса – 11,5 тонн. На трактор устанавливалось тяговое устройство маятникового типа с перемещением серьги в горизонтальной плоскости. Мощность на крюке при работе на второй передаче – 60 лошадиных сил.
Трактор Сталинец-80 заправляется в поле.
Трактор Сталинец-80 заправляется в поле.
===
Трактор Сталинец-80 оснащался двухместной кабиной с открывающимися передними и задними окнами, которая постепенно модернизировалась в течение всего производства.

Управление муфтами поворота трактора осуществляется при помощи рычагов и вспомогательного гидравлического механизма, который понижает усилие на рукоятках рычагов управления.
Два трактора Сталинец-80 и ДТ-54 (справа) 🤠
Два трактора Сталинец-80 и ДТ-54 (справа) 🤠
===
В заключение отметим, что уже в 1953 году на заводе в Челябинске был выпущен 100-тысячный тяжёлый гусеничный трактор Сталинец-80.

Всего же, за 12 лет производства – до 1958 года, на Челябинском тракторном заводе было произведено более 200 тысяч тракторов Сталинец-80 различных модификаций, а затем его сменил на конвейере ЧТЗ более мощный трактор с индексом «С-100».
Фото из журнала "Советский Союз" (№8 за 1953 год)
Фото из журнала "Советский Союз" (№8 за 1953 год)
***
Вступайте в группу (подписывайтесь! 🤠🏭) "Тракторист-Моторист"
https://ok.ru/traktorist.motorist

Комментарии

  • 5 янв 2024 22:05
    Вообще-то С-80 практически копия американского Caterpillar D7 1938-го года, которые поставлялись в СССР по ленд-лизу. После окончания войны Челябинский завод, производивший танки и САУ, нужно было переориентировать на мирную продукцию, которой стране нужно было очень много. И в Москве приняли решение взять американский трактор и наладить его сборку, чтобы не тратить драгоценное время на разработки и испытания. Требование вносить минимум изменений в конструкцию трактора как Челябинским, так и Кировским заводами, было отдельно отражено в Постановлении СНК о начале производства.
    На фото САТ D7 1938-го года
    Фотография
  • 6 янв 2024 21:52
    с100 и т 100 разные трактора вот если бы ВЫ написали с-80 и т 100 тогда да но ХРУЩ свою задницу прикрывал за свои злодеяния и ответил
  • 6 янв 2024 22:02
    ИсторияТрактор является глубокой модернизацией трактора С-100. Изначально трактор должен был называться С-100М (Сталинец − 100 Модернизированный), однако в связи с искоренением культа личности Сталина, был переименован в Т-100М. Переходной моделью от трактора С-100 к трактору Т-100М является трактор Т-108, выпускавшийся с 1962 по 1965 годы. (На самом деле трактор Т-108 никогда не выпускался, Т-108 —Из истории С100
  • 6 янв 2024 22:07
    а потом и гост поменяли и пошли одни тешки т-25 т-16 один толко истинный трактор к-700 и тот сделан по аналогии с джон диром странно вроде гусянка трактор наш изобрел БЛИНОВ а мы все копируем когда мы не свернули не туда?????????? а ВЫ правы на все 200%
  • 6 янв 2024 22:11
    трактор с 65 дизель!
    Фотография
  • 6 янв 2024 22:13
    к4 700 аналогия в чем?
  • 6 янв 2024 23:20
    на облицовке радиатора была надпись СТАЛИНЕЦ
  • 7 янв 2024 07:24
    Немного прочёл, одни **** эксперты, ума нет ****, этот дрышпак выпускался ещё до войны, были они с - 65, хронику посмотрите, идиоты, шли без кабин, 80 выпускалась позже
  • 7 янв 2024 07:53
    Отличный трактор,был сделан под Российские условия эксплуатации,и почти вечный,если правильно обслуживать и вовремя,пришлось поработать, и писать дипломную работу по двигателю КДМ-46 В ТЕХНИКУМЕ ,ПРЕКРАСНЫЙ МОТОР БЫЛ НА НЁМ,И НЕПРИХОТЛИВЫЙ.
  • 7 янв 2024 09:05
    Большая ошибка И.В.Сталина в том что он не прихлопнул этого "развенчателя" в своё время.
  • 7 янв 2024 11:20
    На пускаче П 46 , не заводя дизель , удалось вылезти из болотины.
  • 7 янв 2024 12:21
    А по другому и не вылезешь ! Или на крутую гору , только так !
  • 7 янв 2024 21:51
    Самому мне это делать не пришлось , но видел как это делали бывшие фронтовики ВОВ. И не только на С ( Т ) - 100 , а и на дт - 54.
  • 10 янв 2024 20:57
    почему эмблема кировецкая
  • 10 янв 2024 20:59
    всегда называли соткой