Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте.
Основная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте. А что такое заголовок?
Это обозначение темы или основной мысли текста. В каждом тексте о ком-то или о чём-то говорится. Это тема текста. Тема может быть отражена в заголовке текста.С этой целью следует установить, о чём повествует рассказчик, зачем передаёт эту историю Следует обратить внимание детей на первое и последнее предложения
- Давайте подумаем. С помощью текста человек (автор) передаёт какую-то важную информацию. Этот текст адресован вам, ученикам. Значит, автор хочет, чтобы вы узнали что-то новое. Увидели то, что увидел он, испытали какие-то чувства. Как вы думаете, для чего автор написал именно этот текст, какой была его задача? Что вы почувствовали, узнали? Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг Тема: мальчик и собака
Основная мысль: собака – настоящий друг.
Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста). Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.
Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.
Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.
Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.
На льдине
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
(По Б. Житкову)
Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
Озаглавим каждый абзац:
1. Рыбаки в море.
2. Страшный шторм.
3. Помощь пришла.
Таким образом, у нас получился план текста. Памятка по работе с текстом
1. Прочитайте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите главную мысль текста.
4. Озаглавьте текст.
5. Разбейте текст на части.
6. Озаглавьте каждую часть.
7. Составьте план текста.
8. Определите опорные слова.
9. Перескажите текст.
10. Запишите текст по памяти.
С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению. Конец текста «заставляет читателя вновь обратиться к заглавию, чтобы расшифровать основание художественного произведения».Заголовок связывает конец и начало произведения.Одним из важных приемов понимания текста является осмысление заголовка.Заглавие направляет внимание читателя к тому, что будет изложено далее. Одна из главных функций заголовка — участие в контроле за пониманием произведения.Создатель практически всегда озаглавливает произведение после завершения. Иногда истинный смысл, вкладываемый автором в заголовок, становится понятным лишь после прочтения всего произведения. Итак, одним из важных приемов понимание текста является осмысление его заголовка, так как заголовок в свернутом виде концентрирует, обобщает основное содержание текста. Заглавие выступает в роли посредника между текстом, читателем и действительностью. Иногда можно спросить детей о том, как они понимают название еще до работы над произведением (то есть на первом этапе), а потом вернуться к их предположениям. Или придумать названия к тем произведениям, которые автор не озаглавил, или подобрать другие заглавия к текстам. Так, например, после прочтения рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы», педагог сравнил те названия, что придумали дети: «Лесной пожар», «Случай на пожаре», «Спасение», «Заяц спасает дедушку» – с тем, как автор назвал свое произведение. Сравнение позволило обратить особое внимание на отсутствующее у ребят слово «лапы». Это же показало учителю, что дети не поняли в процессе анализа главную мысль рассказа – что именно инстинкт спас и зайца, и деда-охотника, доверившегося природной мудрости животного. «Как Алеша ежика искал».
Как Алеша ежика искал.
У Алеши был ежик. Он жил в комнате.
Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.
Ну и домик облюбовал себе ёжик! Что такое заглавие
Прочитайте заголовки к одному тексту.
Что о тексте из них вы можете узнать?
О ёжике.
Алеша и ёжик.
Находчивый ёжик.
Ёжик пропал.
Куда пропал ёжик?
Ну и домик!
Ёжику лучше в лесу.
Как Алеша ёжика искал.
(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)
Значит, что отражает этот заголовок? (тему)
Что ещё мы узнали? (главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)
Что отражает этот заголовок? (название главных героев)
Следующий заголовок. Что из него можно узнать?
(ежик был находчивый, что-то нашел)
Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.
Ёжик пропал.
Произошло что? Какое-то событие.
Этот заголовок отражает событие.
И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик?
Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.
Ну и домик! ( ) Знаете вы, что за домик? Интересно узнать?
Этот заголовок вызывает у нас интерес.
А на картинке мы видим, что за домик?
Ёжику лучше в лесу.
Что можно узнать из этого заголовка? (что ежику лучше жить в лесу, а не дома) Почему?
Вы высказали своё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок?
Основную мысль.
«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (о том, что Алеша искал ёжика).
А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).
Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи. О ёжике.
Алеша и ёжик.
Находчивый ёжик.
Тема
Главные герои
Характеристика героя
картинка №1
Ёжик пропал.
Куда пропал ёжик?
Событие
Вопрос, характеризующий
проблему
картинка №2
Ну и домик!
Ёжику лучше в лесу.
Как Алеша ежика искал.
Интерес.
Основная мысль
Тип речи
картинка №3
Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала?
(3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)
Попробуем назвать эти действия:
Сначала жил или был,
Потом пропал,
Затем искал, и, наконец, нашел.
Вывод: Вот как много нам может рассказать заголовок о тексте, ещё до чтения. Нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово. Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел. Именно поэтому существует необходимость обучения младших школьников работе с заголовком художественного произведения. Задание .
Прочитайте рассказ. Выберите заглавие. Соедините его карандашом с текстом рассказа.
Три котенка Прогулка Лягушка, рыба, мышь
В. Сутеев.
Три котенка – черный, серый и белый – увидели мышь… и бросились за ней!
Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала.
А из банки вылезли три белых котенка.
Три белых котенка увидели во дворе лягушку и бросились за ней!
Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята за ней!
Лягушка ускакала… а из трубы вылезли три черных котенка.
Три черных котенка увидели рыбу… и бросились за ней!
Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котенка.
Три мокрых котенка пошли домой.
По дороге они обсохли и стали, как были: черный, серый и белый.
Вопросы:
Кого увидели котята?
Почему котята становились то белыми, то черными, то мокрыми?
Отрок
Заголовок. Работа с текстом
#ТекстОсновная мысль – это то главное, что хотел сказать автор в своем тексте.
А что такое заголовок?
Это обозначение темы или основной мысли текста.
В каждом тексте о ком-то или о чём-то говорится. Это тема текста. Тема может быть отражена в заголовке текста.С этой целью следует установить, о чём повествует рассказчик, зачем передаёт эту историю
Следует обратить внимание детей на первое и последнее предложения
Была у Бори собака Шарик. Идет мальчик в школу, а собака за ним бежит. Боря в школе сидит, учится, а Шарик во дворе лежит, ждет. Шарик – настоящий друг
Тема: мальчик и собака
Основная мысль: собака – настоящий друг.
Озаглавить текст можно так: «Боря и Шарик» (этот заголовок отражает тему текста), «Настоящий друг» (этот заголовок отражает главную мысль текста).
Прочитайте текст. Определите, без каких слов не было бы текста.
Ранней весной родились маленькие зайчата. По утрам стояли крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Крепко прижались друг к другу в норке маленькие зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и зайчиха. Она накормит своих зайчат
Слова весна, морозы, норка, мать, зайчиха, накормит – это опорные слова.
Опорные слова связывают предложения в тексте в единое целое.
Составим текст, используя только опорные слова:
весна, дети, лодочка, бумага, сделали, ручей, пустили, поплыла, бежали, смеялись.
Проверим.
Наступила весна. Дети сделали из бумаги лодочку. Ребята пустили ее в ручей. Лодочка быстро поплыла. Они бежали за ней и смеялись
Чтобы передать основную мысль текста, его разбивают на смысловые части – абзацы. Каждый абзац – это новая мысль автора. Абзац пишется с красной строки.
Прочитаем текст и определим его части, выразим основную мысль каждого абзаца.
На льдине
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
(По Б. Житкову)
Рассмотрим первый абзац. В этой части рассказывается о том, как рыбаки отправились на рыбалку:
Зимой море замерзло. Рыбаки собрались на лед ловить рыбу. Поехал и рыбак Андрей. С ним был сынишка Володя.
Основная мысль второго абзаца – начался шторм, и рыбаки оказались на льдине в открытом море:
Много рыбы наловили. Рыбаки решили заночевать. Ночью поднялся сильный ветер. Волны заливали льдину. Кругом было только море.
Основная мысль третьего абзаца – помощь пришла:
Утром рыбаки заметили самолет. Они стали кричать и махать шапками. Вскоре пришел пароход. Люди были спасены.
Озаглавим каждый абзац:
1. Рыбаки в море.
2. Страшный шторм.
3. Помощь пришла.
Таким образом, у нас получился план текста.
Памятка по работе с текстом
1. Прочитайте текст.
2. Определите тему текста.
3. Определите главную мысль текста.
4. Озаглавьте текст.
5. Разбейте текст на части.
6. Озаглавьте каждую часть.
7. Составьте план текста.
8. Определите опорные слова.
9. Перескажите текст.
10. Запишите текст по памяти.
С помощью этой памятки вы сможете подготовиться к пересказу текста или изложению.
Конец текста «заставляет читателя вновь обратиться к заглавию, чтобы расшифровать основание художественного произведения».Заголовок связывает конец и начало произведения.Одним из важных приемов понимания текста является осмысление заголовка.Заглавие направляет внимание читателя к тому, что будет изложено далее. Одна из главных функций заголовка — участие в контроле за пониманием произведения.Создатель практически всегда озаглавливает произведение после завершения. Иногда истинный смысл, вкладываемый автором в заголовок, становится понятным лишь после прочтения всего произведения.
Итак, одним из важных приемов понимание текста является осмысление его заголовка, так как заголовок в свернутом виде концентрирует, обобщает основное содержание текста. Заглавие выступает в роли посредника между текстом, читателем и действительностью.
Иногда можно спросить детей о том, как они понимают название еще до работы над произведением (то есть на первом этапе), а потом вернуться к их предположениям. Или придумать названия к тем произведениям, которые автор не озаглавил, или подобрать другие заглавия к текстам. Так, например, после прочтения рассказа К.Г. Паустовского «Заячьи лапы», педагог сравнил те названия, что придумали дети: «Лесной пожар», «Случай на пожаре», «Спасение», «Заяц спасает дедушку» – с тем, как автор назвал свое произведение. Сравнение позволило обратить особое внимание на отсутствующее у ребят слово «лапы». Это же показало учителю, что дети не поняли в процессе анализа главную мысль рассказа – что именно инстинкт спас и зайца, и деда-охотника, доверившегося природной мудрости животного.
«Как Алеша ежика искал».
Как Алеша ежика искал.
У Алеши был ежик. Он жил в комнате.
Встал однажды утром Алеша и не нашел ежа. Пропал ёжик. Стал Алёша надевать сапог и уколол ногу. Встряхнул он сапог, а из сапога ёж вывалился.
Ну и домик облюбовал себе ёжик!
Что такое заглавие
Прочитайте заголовки к одному тексту.
Что о тексте из них вы можете узнать?
О ёжике.
Алеша и ёжик.
Находчивый ёжик.
Ёжик пропал.
Куда пропал ёжик?
Ну и домик!
Ёжику лучше в лесу.
Как Алеша ёжика искал.
(Мы можем узнать, что этот текст о ёжике)
Значит, что отражает этот заголовок? (тему)
Что ещё мы узнали? (главных героев текста, в тексте будет рассказываться об Алеше и ёжике)
Что отражает этот заголовок? (название главных героев)
Следующий заголовок. Что из него можно узнать?
(ежик был находчивый, что-то нашел)
Мы узнаем, какой ежик был, его характеристику.
Ёжик пропал.
Произошло что? Какое-то событие.
Этот заголовок отражает событие.
И соответственно возникает вопрос. Куда пропал ёжик?
Этот заголовок отражает Вопрос, характеризующий проблему.
Ну и домик! ( ) Знаете вы, что за домик? Интересно узнать?
Этот заголовок вызывает у нас интерес.
А на картинке мы видим, что за домик?
Ёжику лучше в лесу.
Что можно узнать из этого заголовка? (что ежику лучше жить в лесу, а не дома) Почему?
Вы высказали своё мнение, дали свою оценку. Что отражает этот заголовок?
Основную мысль.
«Как Алеша ёжика искал». Что еще можно узнать? (о том, что Алеша искал ёжика).
А что ещё? А можем ли мы узнать тип текста? (да, потому что рассказывается, как Алеша ёжика искал, этот заголовок отвечает на вопрос «Как это было?». А это главный вопрос текста-повествования).
Вывод: Значит, заглавие может отражать тип речи.
О ёжике.
Алеша и ёжик.
Находчивый ёжик.
Тема
Главные герои
Характеристика героя
картинка №1
Ёжик пропал.
Куда пропал ёжик?
Событие
Вопрос, характеризующий
проблему
картинка №2
Ну и домик!
Ёжику лучше в лесу.
Как Алеша ежика искал.
Интерес.
Основная мысль
Тип речи
картинка №3
Обратите внимание. Сколько картинок я подобрала?
(3, значит, действия совершаются в определенной временной последовательности)
Попробуем назвать эти действия:
Сначала жил или был,
Потом пропал,
Затем искал, и, наконец, нашел.
Вывод: Вот как много нам может рассказать заголовок о тексте, ещё до чтения. Нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово.
Работая над заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте. Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел. Именно поэтому существует необходимость обучения младших школьников работе с заголовком художественного произведения.
Задание .
Прочитайте рассказ. Выберите заглавие. Соедините его карандашом с текстом рассказа.
Три котенка Прогулка Лягушка, рыба, мышь
В. Сутеев.
Три котенка – черный, серый и белый – увидели мышь… и бросились за ней!
Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней! Мышь убежала.
А из банки вылезли три белых котенка.
Три белых котенка увидели во дворе лягушку и бросились за ней!
Лягушка прыгнула в старую самоварную трубу. Котята за ней!
Лягушка ускакала… а из трубы вылезли три черных котенка.
Три черных котенка увидели рыбу… и бросились за ней!
Рыба уплыла, а из воды вынырнули три мокрых котенка.
Три мокрых котенка пошли домой.
По дороге они обсохли и стали, как были: черный, серый и белый.
Вопросы:
Кого увидели котята?
Почему котята становились то белыми, то черными, то мокрыми?
Что вы думаете об этих котятах?