Комментарии
- 5 янв 2022 02:44Михаил Лермонтов"СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА", 1756 - 1763 годы.... | Интересный контент в группе Концептуальная эстетика в палитре творчества"СЕМИЛЕТНЯЯ ВОЙНА", 1756 - 1763 годы. Автор - М.Покровский, 1908 год. https://yandex.ru/video/preview/?text=семилетняя война 1756-17...OK.RU
- 5 фев 2022 16:51Михаил ЛермонтовПожар Москвы 1812 годаПожар Москвы 1812 года - Кто на самом деле поджег столицу при наступлении Бонапарта?Телеканал «Звезда»
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Михаил Лермонтов
"СОЧИНЕНИЯ М.
Ю.ЛЕРМОНТОВА". Том 2-й. Страница 2.8.
Серия - "Русская художественная литература".
II. "Стихотворения 1837 - 1841 годы".
Содержание:
"Французская мистификация".
- 46). "Воздушный корабль (из Зейдлица)".
- 47). "Соседка".
- 48). "Пленный рыцарь".
- 49). "М.П.Соломирской".
- 50). "Отчего".
ФРАНЦУЗСКАЯ МИСТИФИКАЦИЯ.
Начнём с легенды о "Маленьком Красном Человечке", который появился в коридорах дворца Тюильри сразу после его постройки и исчез навсегда в пламени, разрушившим прекрасное здание. А было это так:
Когда в 1560 году Екатерина Медичи пришла к власти, на берегу Сены, неподалёку от Лувра существовала лишь маленькая королевская резиденция, - подарок Франциска Iго своей матери. Вокруг, - бескрайние поля, песчаный карьер, черепичная фабрика и скотобойня, в которой некий Жан вместе с 2-мя сыновьями занимались своим кровавым делом. В 1564 году Екатерина Медичи, обитавшая в Лувре решает сделать подарок себе любимой, а именно построить новый дворец, - независимый, но в то же время расположенный неподалёку от Лувра. Она приглашает архитектора Филибера Делорма и предлагает ему расширить и приукрасить резиденцию на берегу реки. Работы по благоустройству дворца оказываются для Екатерины прекрасным поводом для того чтобы внести кое-какие изменения в состав своего окружения. Жан живодёр, в частности, очень мешал Екатерине, поскольку однажды ему довелось случайно услышать 1-н конфиденциальный разговор, благодаря которому, Жан оказался посвящённым в некоторые тайны королевы. И вот, однажды вечером 1570 года, когда Жан чистил свои рабочие принадлежности перед дверью скотобойни, перед ним вдруг возник мрачный человек, который вонзил свой кинжал прямо ему в сердце со словами:
- "Королева считает, что ты знаешь слишком много. Ты должен умереть."
Однако убийца промахнулся, и прежде чем он успел нанести смертельный удар, Жан промолвил:
- "Я вернусь..."
Де Нёвилль вымыл свой кинжал в фонтане, в котором отмокали инструменты Жана и покинул место преступления.
- "Королева будет довольна и вознаграждение, несомненно, будет соизмеримо с испытанным ею облегчением", - думал Де Нёвилль в тот момент, когда явственно почувствовал, что кто - то его преследует.
Он резко развернулся, и тут же задрожал от страха: перед ним стоял Жан живодёр, истекающий кровью, красный с головы до ног. Казалось, он хочет утащить Де Нёвилля вместе с собой в Ад. Де Нёвилль вытащил свой кинжал и попробовал снова пронзить "демона-мясника". Но не тут - то было: кинжал встретил лишь Пустоту, и Ветер, возникший от взмаха ножом, обдал кожу убийцы. Де Нёвилль побежал обратно в скотобойню, по дороге исследуя все закоулки. Но нет, жертва необъяснимым образом испарилась, не оставив ни малейшего следа. Дрожа от страха, Де Нёвилль побежал во дворец, чтобы рассказать королеве об ужасном происшествии приключившимся с ним. Катерина, величественная до кончиков ногтей лишь рассмеялась и посоветовала своему слуге поехать подлечить нервы в деревне.
Эпоха, о которой идёт речь, была наполнена "мистицизмом", "историями о привидениях и демонах, ведьмах и колдунах", и конечно же, хорошая Флорентийка, какой была королева имела придворного "астролога", который тщательно изучал все происходящие вокруг события и помогал королеве избегать их "вредоносного влияния".
"Астролога" звали Косм Рюжьери, и именно ему, в 1570 году впервые явился "Красный человек" Тюильри - "призрак Жана живодёра".
Однажды Косм пришёл к королеве, и поведал:
- "Вчера вечером, когда я, как всегда, изучал звёзды, чтобы узнать о будущем Вашего Величества, мой кабинет вдруг заполнился странным туманом. Я стал оглядываться, и вдруг заметил около камина маленького человека с нечёткими чертами. Он обратился ко мне и произнёс такие ужасные вещи, что я не уверен, должен ли я их Вам повторять".
Поскольку королева настаивала, "астролог" продолжил:
- "Странные видения возникли передо мной, я видел взлёт, падение и опалу будущих хозяев дворца. Призрак также предупредил меня, что он выгонит Вас отсюда и что Вы умрёте около Сен-Жермена. После чего он исчез".
Катерина вернулась в свои аппартаменты и нервозным жестом отпустила своих придворных дам. Когда наступила ночь, Катерина, уже было задремавшая, вдруг проснулась, почувствовав, как что - то щекочет её руку. Открыв глаза, она увидела перед собой "привидение", которое повторило ей предсказание, сделанное накануне "астрологу":
- "Сен-Жермен принесёт тебе погибель".
Сказав это, "призрак" исчез. Придворные дамы, сбежавшиеся на крик королевы:
- "Красный Человек!", конечно же ничего и никого не увидели.
С тех пор королева избегала всех мест, которые носили название "Сен-Жермен": города, деревни, церкви, замки, озёра, Катерина даже близко к ним не приближалась. Она отказалась от королевской резиденции "Сен-Жермен-ан-Лэ", покинула свой дворец Тюильри, который находился на территории прихода "Сен-Жермен" л’Оксерруа и построила себе новый дворец, "отель де Суассон" рядом с "Сен-Эсташ".
"Маленький Красный Человек" продолжал наносить свои визиты королевы. Её дочь, Маргарита де Валуа, будущая королева Марго, написала в своём дневнике:
- "Королева, моя мать, перед потерей каждой своего ребёнка видела большой красный огонь, которому она зачастую кричала: - "Господи, храни моих детей!", но тотчас после этого она получала печальное предсказание".
Катерина потеряла 3-х из 10-ти своих детей, и о каждой потере её предупреждал "Маленький Красный Человек". Он также появился перед ней ночью накануне "турнира", во время которого был убит муж Катерины, Генрих II, в 1559 году.
4 января 1589 года, когда Катерина Медичи пребывала в "замке Блуа", она вдруг почувствовала, что силы её покинули. Капеллан, который её обычно исповедовал, отсутствовал, поэтому 1-го из слуг послали на улицу, дабы он привёл к королеве 1-го попавшегося "человека Церкви". Этим "первым попавшимся" оказался монах - Жюльен де Сен-Жермен…
"Маленький Красный Человек" не показывался на протяжении 20 лет, вплоть до ночи с 13 на 14 мая 1610 года, когда он появился перед Генрихом IV. Последний, слишком занятый подготовкой "войны", которую он собирался вести против "империи Габсбургов" и Испании, не обратил на него никакого внимания. А на следующий день он был убит Равальяком.
И опять, долгое время "Маленький Красный Человек" никому не показывался, в следующий раз его увидели лишь в 1792 году. В тот момент члены королевской семьи были "пленниками" во дворце Тюильри. Однажды вечером, когда королева Мария-Антуанетта позировала перед своей парикмахершей, она увидела в зеркале, как "красный туман стал заполнять комнату". В центре она различила силуэт мужчины, истекающего кровью. Её крик рассеял "видение" и всё вернулось в норму. Однако на следующее утро, её муж Людовик, проснувшись, увидел у своей кровати "Маленького Красного Человека". Но супруги никогда не слышали о "Маленьком Красном Человеке", и решили, что эти "видения" вызваны событием, произошедшим накануне: 1-н из "республикантов", Жан Леруж поднял - "сердце быка на кончике своего копья". К сердцу была приколота надпись "сердце аристократа". На следующий день Людовик XVI был перевезён в тюрьму Тампль.
Накануне 9 ноября 1799 года "Маленький Красный Человек" посоветовал Наполеону "совершить государственный переворот", правда на этот раз "Призрак" почему - то был одет в зелёное…
Бонапарт, став Первым консулом, обосновался в Тюильри (несомненно по совету "Маленького Красного Человека").
Однажды, занимаясь "государственными делами" в своём новом кабинете, Наполеон увидел конверт на мраморном камине. Он вскрыл печать и прочитал несколько слов, начертанных на бумаге:
- "Ты будешь здесь больше, чем король" и подпись: "Красный Человек".
Бонапарт напишет потом в своём дневнике:
- "Я почувствовал как кровь приливает к моему лицу, скомкал письмо и вместе с конвертом швырнул в горящие угли. Я хотел встретить этого Красного Человека и наказать его за эту дерзость. С этими мыслями я подошёл к окну и начал смотреть на Небо. Прямо надо мной сияла звезда, такая красивая и яркая, что я был ослеплён. Облака обходили её стороной. И тут я отчётливо расслышал:
- "Эта звезда, это твоя, ты видишь, как она сияет! Твой блеск будет таким же!"
Бонапарт провёл "расследование", но никто из слуг не знал, откуда взял письмо (хотя поговаривали, что в коридорах дворца время от времени видели "маленького человечка", одетого в красное).
Накануне битвы при Маренго, "Красный Человек" снова появился перед Наполеоном и сказал:
- "Ты будешь императором, королём Италии и увидишь Мир у своих ног!"
Вдохновлённый этими словами, Бонапарт "побил австрийцев" 14 июня 1800 года. Однако став "императором", Наполеон перестал слушать "советы Маленького Красного Человека". Он развёлся с Жозефиной Богарне в 1809 году, чтобы жениться на Марии-Луизе Австрийской и вступил в "войну с Испанией" (1808-1814 годы). "Призрак ругал его на протяжении всей русской кампании" (1812-1813 годы), а прямо перед "Бородинской битвой" - "Красный человек" прошептал на ухо "императору":
- "Спокойствие, ты идёшь слишком быстро. Тебе не хватит людей и друзья предадут тебя".
- "Комнату заполнил красный туман, а когда он рассеялся, то Людовик увидел прямо перед ним Красного Человека, неподвижного и молчаливого".
Людовик провёл рукой перед глазами, и человек исчез. Это событие из сада наблюдал брат короля, граф д’Артуа, который вначале решил, что "во дворце начался пожар, но после списал на галлюцинацию". Однако с этого дня здоровье Людовика стало ухудшаться, в результате чего он скончался 16 сентября 1824 года.
Последний раз Маленького "Красного Человека" видели во время пожара, начавшегося 26 марта 1871 года - этот пожар за 3-и дня "разрушил дворец, простоявший 3-и века". Рассказывали, что в тот момент, когда Огонь блуждал по фасаду дворца, в центре здания произошёл большой взрыв, после чего в окнах зала Маршалов очевидцы наблюдали красный силуэт. После чего "Маленький Красный Человек" навсегда исчез из этого Мира.
/Информация взята из книги Dominique Lesbros "Paris mysterieux et insolite" (сборника "необычных и мистических рассказов о Париже") - "Маленький Красный человечек"/.
В своей прекрасной монографии "Граф Сен - Жермен, Тайна Королей" мисс Купер - Окли давала перечень наиболее важных имён, под которыми этот удивительный человек действовал между 1710 и 1822 годами. Было ясно, что Сен - Жермен принимал эти имена в интересах секретной службы:
- "В течение этого времени мы имели Сен - Жермена как маркиза де Монферарта, графа Белламаре или Аймара и Венеции, шевалье Шенинга в Пизе, шевалье Велдона в Милане и Лейпциге, графа Салтыкова в Генуе и в Ливорно, графа Тцароги в Трисдорфе, принца Ракоши в Дрездене, графа Сен - Жермена в Париже, Гааге, Лондоне и Санк - Петербурге".
Граф Сен - Жермен описывался, как человек среднего роста, пропорционально сложенный, приятной наружности, с правильными чертами лица. Он был смугл, с тёмными, часто припудренными волосами. Одевался просто, обычно в чёрное, но его одежды были всегда лучшего качества и превосходно сидели на нём. У него была "мания обладания камнями", имевшимися у него не только на кольцах, но и на часах, цепочке, табакерке, пряжках. 1-н ювелир оценил пряжку на его башмаке в 200 000 франков. Он был без единой морщины на лице, бодрый и здоровый, не ел мяса, не пил вина, редко ел при посторонних. Хотя его считали "шарлатаном" и "самозванцем" некоторые знатные лица при "французском дворе", Людовик XV резко отчитал "придворного" за нелестное замечание о графе. Грация и благородство, характерные для его поведения, вместе с
совершенным чувством самоконтроля в любых ситуациях. Этот замечательный человек имел способность к "предсказанию", вплоть до мельчайших подробностей вопросов и деталей, которые ему только еще хотели задать. Обладал чувством, родственным "телепатии", мог ощущать "потребность прибытия" в далёкий город или государство. Удивительна была его способность "появляться в гостях или дома, не используя обычные двери - появлялся из ниоткуда" и так же "исчезать в неизвестном направлении, не проходя через двери".
Граф Сен - Жермен путешествовал по многим странам. Во время правления Петра III приезжал в Россию, и между 1732 - 1742 годами был гостем при дворе шаха Персидского. По поводу его путешествий Уна Бирх писала:
- "Путешествия Сен - Жермена занимают больший период времени и покрывают огромное число стран. От Персии до Франции и от Калькутты до Рима - везде он был известен и почитаем. Гораций Уолпол говорил с ним в Лондоне, в 1745 году, Клайв знавал его в Индии в 1756 году, мадам Аллемар уверяла, что видела его в Париже в 1789 году, через 5 лет после его предполагаемой смерти. Многие люди уверенны в том, что они говорили с ним в начале 19 века. Он был на короткой ноге с коронованными особами в Европе и имел множество друзей выдающихся людей всех национальностей. Он часто упоминался в мемуарах тех дней, как таинственная личность. Фридрих Великий, Вольтер, мадам де Пампадур, Руссо, Четем, Уолпол - все знали его лично, все жгуче интересовались его происхождением. Но так никто не смог, даже по прошествии десятилетий, раскрыть, почему он появился, как якобинский агент в Лондоне, как шпион в Петербурге, как Алхимик и знаток картин в Париже и как русский генерал в Неаполе. Время от времени приоткрывается завеса, и мы видим его музицирующим в Версале, сплетничающим с Уолполом в Лондоне, сидящим в библиотеке Фридриха Великогов Берлине или проводящим встречи посвященных в пещерах Рейна".
"Теософ" Фрэнсис Адни полагал, что граф не был сыном принца Ракоши из Трансильвании, но учитывая его возраст, он мог быть самим принцем Ракоши, который был известен своей натурой, склонной к "философии" и "мистицизму". Тот же "писатель" верил, что Сен-Жермен прошёл через "философскую смерть" в 1884 году (как это сделал Фрэнсис Бэкон в 1626 году и Франсуа Ракоши в 1735 году). Адни верил, что граф был знаменитым графом Габалисом, а как граф Хомпеш он был последним Гроссмейстером Рыцарей Мальты. Хорошо известно, что многие "члены европейских секретных обществ инсперировали собственную смерть для различных целей". Маршал Ней, "член Общества Неизвестных Философов", избежал расстрела и жил под именем Питера Стюарта Нея в Северной Каролине около 30 лет (на смертном одре Ней сказал доктору Локку, его врачу, что был маршалом Франции Неем).
По поводу неуловимого графа Сен - Жермена А.Ланг писал:
- "На самом деле Сен - Жермен умер во дворце принца Чарльза в
1780 - 1785 гг? Не удалось ли ему во время революции бежать из
французской тюрьмы, где его якобы видел Гросли? Не он ли был известен лорду Литтону в 1860 году? Не является ли он таинственным московским советником Далай - Ламы? Кто знает? Он любимый персонаж мемуаров XVII века". (Подробнее можно прочитать в книге "Исторические Мистерии").
#ФранцузскаяМистика
#СенЖермен
#Наполеон
По синим волнам океана, лишь звёзды блеснут в Небесах,
Корабль одинокий несётся, несётся на всех парусах.
Не гнутся высокие мачты, на них флюгера не шумят,
И молча в открытые люки чугунные пушки глядят.
Не слышно на нём капитана, не видно матросов на нём;
Но скалы, и тайные мели, и бури ему нипочём.
Есть остров на том океане - пустынный и мрачный гранит;
На острове том есть могила, а в ней император зарыт.
Зарыт он без почестей бранных врагами в сыпучий песок,
Лежит на нём камень тяжёлый, чтоб встать он из гроба не мог.
И в час его грустной кончины, в полночь, как свершается год,
К высокому берегу тихо воздушный корабль пристает.
Из гроба тогда император, очнувшись, является вдруг;
На нём треугольная шляпа и серый походный сюртук.
Идёт и к рулю он садится и быстро пускается в путь.
Несется он к Франции милой, где Славу оставил и трон,
Оставил наследника-сына и старую гвардию он.
И только что землю родную завидит во мраке ночном,
Опять его сердце трепещет и очи пылают огнём.
На берег большими шагами он смело и прямо идёт,
Соратников громко он кличет и маршалов грозно зовёт.
Но спят усачи-гренадёры - в равнине, где Эльба шумит,
Под снегом холодным России, под знойным песком пирамид*(*78).
И маршалы зова не слышат: иные погибли в бою,
Другие ему изменили и продали шпагу свою.
И, топнув о землю ногою, сердито он взад и вперёд
По тихому берегу ходит, и снова он громко зовёт:
Зовёт он любезного сына, опору в превратной Судьбе;
Ему обещает полмира, а Францию только себе.
И долго, его поджидая, стоит император один
- Стоит он и тяжко вздыхает, пока озарится Восток,
И капают горькие слёзы из глаз на холодный песок,
Потом на корабль свой волшебный, главу опустивши на грудь,
Идёт и, махнувши рукою, в обратный пускается путь"*(*79).
По сюжету "народной легенды":
- "Каждый год в день смерти Наполеона к острову Св. Елены направляется "Волшебный корабль", на нём нет команды, он неуязвим для морских бурь и скал. Цель плавания - забрать с острова Призрак великого полководца и доставить его во Францию. Лермонтов с сочувствием относится к бывшему непримиримому врагу России, похороненному "без почестей бранных". Когда "корабль-призрак" пристаёт к берегу, император пробуждается от своего Вечного Сна. В мрачной решимости он поднимается на борт и направляется во Францию. Для Призрака Наполеона не существует понятия Времени, он надеется встретиться с сыном и своей верной гвардией. При виде французских берегов бывший император чувствует огромный прилив сил и тягу к новым победам. В ночной тишине раздается громкий клич Наполеона к своим войскам, но он остается без ответа: прах лучших воинов Франции рассеян по местам прошлых боёв. Отчаявшись, Наполеон зовёт своего сына, обещая ему "полмира", но и наследник императора уже давно мёртв. Печальный Призрак до самого Рассвета проливает горькие слёзы, понимая, что прошлое уже не вернуть. С Восходом Солнца он возвращается на "корабль" и отправляется к месту своего вечного заточения". Лермонтову по-человечески жаль бывшего "могущественного повелителя", ведь "долгое время Судьба была к нему благосклонна, позволяя одерживать блестящие победы над любой армией". "Военные успехи поддерживали его непререкаемый авторитет в европейской политике, но когда счастливая звезда Наполеона закатилась, против него ополчились все бывшие восторженные почитатели". "Позорный плен, заключение и смерть - такую плату должен был он принести за своё величие". Отныне его Призрак должен вечно страдать и тешить себя Надеждой на возвращение Власти/.
*(*78). - /- "Но спят усачи-гренадёры - в равнине, где Эльба шумит, под снегом холодным России, под знойным песком пирамид..." - в этих строках обозначены основные вехи "военной карьеры" Наполеона (в обратном хронологическом порядке): битва при Лейпциге в 1813 году; война 1812 года с Россией; египетский поход в 1798-1799 годах/.
*(*79). - /О личности и жизни Наполеона написано огромное количество "произведений". В России "поэты" и "писатели" так же "отдавали дань уважения великому полководцу", в т.ч. Лермонтов в своем "творчестве" неоднократно обращался к фигуре Наполеона, в результате чего оставил наследием "наполеоновский цикл стихотворений". В 1840 году было написано "стихотворение" - "Воздушный корабль". Возможным мотивом для написания стали "сообщения о намерении французского правительства перенести прах императора с острова Св. Елены во Францию".
#ВоздушныйКорабль
#ИзЗейдлица
47). "СОСЕДКА*(*80)", 1840 год.
- "Не дождаться мне, видно, Свободы, а тюремные дни будто годы;
И окно высоко над землей! И у двери стоит часовой!
Умереть бы уж мне в этой клетке, кабы не было милой соседки!..
Мы проснулись сегодня с Зарей, я кивнул ей слегка головой.
Разлучив, нас сдружила Неволя, познакомила общая доля,
Породнило желанье одно да с двойною решеткой окно;
У окна лишь поутру я сяду, волю дам ненасытному взгляду...
Вот напротив окошечко: стук! Занавеска подымется вдруг.
На меня посмотрела плутовка! Опустилась на ручку головка,
А с плеча, будто сдул Ветерок, полосатый скатился платок,
Но бледна её грудь молодая, и сидит она, долго вздыхая,
Видно, буйную думу тая, всё тоскует по Воле, как я.
Не грусти, дорогая соседка... Захоти лишь - отворится клетка,
И, как божии птички, вдвоём Мы в широкое поле порхнём.
У отца ты ключи мне украдёшь, сторожей за пирушку усадишь,
А уж с тем, что поставлен к дверям, постараюсь я справиться сам.
Избери только ночь потемнее, да отцу дай вина похмельнее,
Да повесь, чтобы ведать я мог, на окно полосатый платок.
- "Здесь написана была пьеса "Соседка", только с маленьким прибавлением. Она действительно была интересная соседка, я видел её через окно, но решёток у него не было, и она была вовсе не дочь тюремщика, а вероятно это была дочь какого-нибудь чиновника, служащего в "Ордонанс-гаузе", где и тюремщиков то нет, а часовой с ружьём точно стоял у двери..."
По свидетельству "биографа" Лермонтова - П.А.Висковатого, "писатель" В.А.Сологуб, знакомый Лермонтова:
- "Видл даже изображение этой девушки, нарисованной Лермонтовым, с подписью: - "La jolie fille d`un sous-officier" - "Хорошенькая дочь у 1-го унтер-офицера" (фр). "Поэт" с нею действительно переговаривался через окно"/.
#Соседка
- "Молча сижу под окошком темницы; синее Небо отсюда мне видно:
В Небе играют всё вольные птицы; глядя на них, мне и больно и стыдно.
Нет на устах моих грешной молитвы, нету ни песни во Славу любезной:
Помню я только старинные битвы, меч мой тяжёлый да панцирь железный.
В каменный панцирь я ныне закован, каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован, конь мой бежит, и никто им не правит.
Быстрое Время - мой конь неизменный, шлема забрало - решетка бойницы,
Каменный панцирь - высокие стены, щит мой - чугунные двери темницы.
Мчись же быстрее, летучее Время! Душно под новой бронёю мне стало!
Смерть, как приедем, подержит мне стремя
- Слезу и сдёрну с лица я забрало".
*(*81). - /Предположительно относится к весне 1840 года - времени, когда Лермонтов "Стихотворение завершает тюремную тему", написано, когда "поэт находился под арестом за дуэль" с Э.де Барантом. Э.Герштейн относил "стихотворение" к 1841 году на том основании, что оно "объединено со стихотворениями этого времени темой смерти" (№ 406, 414 и др.). Однако к этой теме Лермонтов обращался и в 1840 году (№ 392 - "Благодарость"; №399 - "Завещание"). Едва ли "стихотворение" написано в 1-е месяцы 1841 года, когда Лермонтов был в отпуске в Петербурге (до 14 апреля): "стихотворения" более позднего периода вошли в записную книжку, где автографа "Пленного рыцаря" нет. Опубликовано впервые - в журнале "Отечественные записки", 1841 года, том XVII, № 8, отд.III, стр.268/.
#ПленныйРыцарь
- "Над Бездною Адской блуждая*(*83), Душа преступная порой
Читает на Воротах Рая узоры надписи святой.
И часто тайную отраду находит муке неземной,
За непреклонную ограду стремясь завистливой мечтой.
Так, разбирая в заточенье досель мне чуждые черты,*(*84)
Я был Свободен на мгновенье могучей Волею Мечты.
Залогом Вольности желанной, Лучом Надежды в Море Бед
Мне стал тогда Ваш безымянный, но вечно-памятный привет".
*(*82). - /По всей вероятности, Лермонтов, находясь под арестом, получил от Соломирской (жены однополчанина) приветственное письмо. Впервые опубликовано в 1842 г. в «Отечественных записках» (т. 24, № 10, отд. I, с. 320). /.
*(*83). - /- "Над Бездной Адскою блуждая..." - обращено к Марии Петровне Соломирской (урождённой графине Апраксиной: 1811 - 1859 годы), жене камер-юнкера В.Д.Соломирского, брата П.Д.Соломирского, полковника лейб-гвардии Гусарского полка с 1833 года, сослуживца Лермонтова/.
*(*84). - /- "Так, разбирая в заточенье досель мне чуждые черты..." - послание Лермонтова написано (предположительно) в ответ на письмо/.
#МПСоломирской
- "Мне грустно, потому что я тебя Люблю,
И знаю: молодость цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты Судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе".
*(*85). - /Принято считать, что "стихотворение" обращено к М.А.Щербатовой (о ней смотри в комментариях к стихотворению "Молитва" - "В минуту жизни трудную..."/.
#Отчего
#Стихотворения1837/1841годы
#ЛермонтовМЮ