5 апреля - 139 лет назад отошел ко Господу протоиерей Авраамий Некрасов /14.
08.1805 – 05.04.1886/ Отец Авраамий был духовным сыном преподобного Серафима Саровского. К его памяти он имел всегда особенное уважение; и пока позволяли телесные силы, ежегодно посещал Саровскую пустынь. Преподобный предсказал ему, что он будет обличителем раскольников, благочинным и будет много терпеть от недостойных диаконов. Все это в свое время сбылось. Родился в семье священника села Флоровского Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Во время учебы в Нижегородской духовной семинарии, там случился пожар и юный Авраамий оказал большое усердие, спасая библиотеку, за что был принят на полное казенное содержание. Отец Авраамий имел желание поступить в монастырь, но Бог судил иначе. Инок Нижегородского Печерского монастыря разъяснил ему, что для поступления в монастырь не надо было и учиться столько времени. «Твое учение пропадет, — пояснил он. – Тебя учили, и ты должен учить». В 1828 году Авраамий женился на дочери священника и чуть позднее был рукоположен во иерея. Отправлен в Троицкую церковь села Павлово Нижегородской губернии, где он прослужил 25 лет. В 1840 году был назначен увещевателем раскольников по городу Горбатову и его уезду. Плодом его трудов стало массовое обращение в православие раскольников. Так в 1846 году им было обращено 362 человека. Епископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия, будучи сам строгим иноком, особенно благоволил к арзамасским женским монастырям. Желая еще больше их возвеличить, он перевел в них лучших иереев своей епархии И 1853 году отец Авраамий был перемещен в Арзамасский Николаевский женский монастырь. В 1857 году назначили благочинным женских общин города Арзамаса. В 1862 году был назначен духовником Арзамасского духовенства, коим являлся до самой своей кончины. Священников он наставлял не забывать высоту своего звания, беседовать только о духовном и удаляться от всего светского. Кроме этого, батюшка основал и благоукрасил Покровскую Медянскую женскую обитель. Не будучи монахом, отец Авраамий совершенно отказался от мяса. Даже будучи глубоким старцем, отягощенный болезнями, он всегда был очень воздержан в пище и строго соблюдал все посты. Богослужение отец Авраамий всегда совершал благоговейно и неспешно. Особенно усердно молился за усопших. Он был до крайности воздержен, употреблял пищу более чем умеренно и никогда не ужинал. Сестрам более близким к нему, когда они просили его есть что-нибудь более питательное для укрепления старческих сил, он говорил: «старость, матушка, ничем не подделаешь». Арзамасскую игумению Марию наставлял поститься так, чтобы из-за обеденного стола выходить голодной, то есть вкушать понемногу, а сладкого, ласкающего вкус, никогда не есть. В среду и пяток, а также когда нет полиелея, не позволял готовить рыбы в течение всего года. Во святую Четыредесятницу пищу вкушал только во дни литургийные. К больным же был снисходителен и разрешал им более питательную пищу, за что подвергал сам себя большему воздержанию. Во время предсмертной его болезни, когда врачом предложено было ему употребление питательной пищи, он сказал: «Всю жизнь свою не нарушал поста, нарушу ли теперь?..». Двери дома его отворены были для всех. К нему за благословением и советом шли все: богатые и бедные, знатные и простые, местные жители и обитатели дальних стран, так как слава о его благочестивой жизни достигла отдаленных пределов. Милостив был до безконечности, не отказывал никому из нуждающихся. Кому же не мог услужить, скорбел до крайности. По смерти его, кроме того, что им самим назначено было в келейном духовном завещании на погребение, поминовение, раздачу нищим и сорокоусты, как во всех церквах города Арзамаса и села Павлова, так и во святых местах (у Гроба Господня в Иерусалиме и на святой горе Афонской, лаврах и многих монастырях), − не осталось совершенно ничего. Одежду и вещи тоже почти все раздал при жизни. Отец Авраамий благоговейно чтил память Серафима Саровского, охотно делился с сестрами воспоминаниями о встречах с ним. Ежегодно накануне дня кончины преподобного, 1 января, служил по нему панихиду, за свой счет покупал множество свечей, которые ставил перед всеми иконами в храме и раздавал в руки всем молящимся. Как величайшие святыни хранил лоскут от мантии преподобного, зуб, некогда выбитый напавшими на него разбойниками, и часть власов с головы батюшки Серафима. Будучи духовным чадом преподобного Серафима Саровского и окормляясь у него при жизни своего великого наставника, после его кончины отец Авраамий ежегодно ездил в Саров на могилку к преподобному за помощью и советом. Знавшие его вспоминали: «Всю свою жизнь он посвятил учительству; не упускал ни одного случая, чтобы беседу с ближними не направить к духовному содержанию и не сказать какого-либо нравоучения. Никто не отходил от него без назидания и утешения». К его советам, как к живительному источнику, прибегали мирские и монашествующие, богатые и бедные. Всегда помня своего учителя преподобного Серафима, он неустанно наставлял и окормлял людей, притекавших к нему за советом. Таким образом, его можно считать продолжателем саровского духовного наставничества. Отец Авраамий всегда и за все благодарил Господа Бога, слово ропота никогда не сходило из уст его. Лишившись супруги своей, он возблагодарил Бога, что Он даровал ему пожить спокойно и благополучно более 50 лет, не зная никаких забот и хлопот по хозяйству. В том же году в Арзамасе был большой пожар, истребивший, между прочим, и дом отца Авраамия, который был тогда уже 74-летним старцем. Он принес благодарение Богу за то, что избавился чрез это от излишнего беспокойства и суеты по содержанию дома. Он имел обыкновение каждый год в летнее время ходить по кельям сестер. Обход всегда начинал с игуменской келлии, и по череде обходил все до последней. Делая сестрам назидательные наставления, в заключение всегда говорил: «Быть может, в последний раз я был у вас в келии. Благодарю вас за любовь вашу; хотя бы и желал, но не могу при жизни заплатить вам, потому что осень моя глубокая настала; может быть, и зима скоро будет; может быть, скоро буду лежать и бездыханный, – и вы, подойдя к моему гробу, скажете: должник, должник наш умер, не уплатя нам долга!» При этом сестры всегда со слезами падали ему в ноги, говоря: «Батюшка! Мы кругом вам обязаны, и как будем жить без вас?» Просящим его молитв о себе, если будет иметь дерзновение у Господа, он всегда говорил с рыданием: «Не смею надеяться; я раб неключимый, творил повеленная мне; вы же за меня помолитесь, да не низведена будет душа моя на место мучения!». За три дня до своей кончины отец Авраамий передал ассигнацию в 50 рублей и сказал: «Отнесите матушке игумении и попросите ее, чтобы 10 лет 1 января (канун смерти преподобного Серафима) служить панихиду, на которой чтобы с именем праведника помянули и убогого Авраамия». Завет этот исполнялся до самого прославления преподобного Серафима. Кончина отца Авраамия была легкой и спокойной, такой, какая бывает только у праведников — «непостыдной и мирной». Батюшка просил все приготовить ко Святому Причащению. Когда сказали, что все готово, то велел себя приподнять и тотчас же сказал: «Идут, идут!» Потом, воздев руки, начал читать молитву: «Верую, Господи, и исповедую…», по прочтении которой поднял голову и уста раскрыл к принятию Святых Таин, вообще действовал, якобы приобщается и вкушает, затем, сделав целование, произнес: «Се прикоснуся устом моим». Между тем духовника не было, и предстоящие, видев это, в страхе и недоумении молчали. Смотря на это явление, они не могли допустить мысли, что это галлюцинация или бред старца Божия, но все были искренно убеждены, что это было небесное явление. После всенощной пришел духовник для приобщения его Святых Христовых Таин и прочитал положенные молитвы. По прочтении молитв отец Авраамий велел всем удалиться и, исповедавшись, приобщился. Запить не смог. Голова его покатилась, и он вдруг как бы обмер. Духовник, видя это, по прочтении благодарственных молитв, начал читать акафист Успению Божией Матери. Во время чтения лицо отца Авраамия оживилось, и он стал креститься. По прочтении последнего кондака, во время троекратного чтения которого он три раза перекрестился, когда нужно было читать первый икос, отец Авраамий сказал: «Ангел предстатель», — и затем, по прочтении, сказал: «Благодарствую». На приветствие духовника с принятием Святых Таин он ответил: «Благодарю!» После этого только пять раз дохнул и с покойным лицом предал дух свой в руце Божии. Отец Авраамий отошел ко Господу 5 апреля 1886 года в Арзамасском Николаевском женском монастыре, где и был погребен у северной стены Николаевского храма. В назидание своим духовным чадам протоиерей Авраамий оставил несколько томов своих духовных писем, часть которых была издана еще при жизни батюшки без указания авторства.
В ДУХЕ И ИСТИНЕ
5 апреля - 139 лет назад отошел ко Господу протоиерей Авраамий Некрасов /14.
08.1805 – 05.04.1886/
Отец Авраамий был духовным сыном преподобного Серафима Саровского. К его памяти он имел всегда особенное уважение; и пока позволяли телесные силы, ежегодно посещал Саровскую пустынь.
Преподобный предсказал ему, что он будет обличителем раскольников, благочинным и будет много терпеть от недостойных диаконов. Все это в свое время сбылось.
Родился в семье священника села Флоровского Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Во время учебы в Нижегородской духовной семинарии, там случился пожар и юный Авраамий оказал большое усердие, спасая библиотеку, за что был принят на полное казенное содержание.
Отец Авраамий имел желание поступить в монастырь, но Бог судил иначе. Инок Нижегородского Печерского монастыря разъяснил ему, что для поступления в монастырь не надо было и учиться столько времени. «Твое учение пропадет, — пояснил он. – Тебя учили, и ты должен учить».
В 1828 году Авраамий женился на дочери священника и чуть позднее был рукоположен во иерея. Отправлен в Троицкую церковь села Павлово Нижегородской губернии, где он прослужил 25 лет.
В 1840 году был назначен увещевателем раскольников по городу Горбатову и его уезду. Плодом его трудов стало массовое обращение в православие раскольников. Так в 1846 году им было обращено 362 человека.
Епископ Нижегородский и Арзамасский Иеремия, будучи сам строгим иноком, особенно благоволил к арзамасским женским монастырям. Желая еще больше их возвеличить, он перевел в них лучших иереев своей епархии
И 1853 году отец Авраамий был перемещен в Арзамасский Николаевский женский монастырь. В 1857 году назначили благочинным женских общин города Арзамаса. В 1862 году был назначен духовником Арзамасского духовенства, коим являлся до самой своей кончины.
Священников он наставлял не забывать высоту своего звания, беседовать только о духовном и удаляться от всего светского. Кроме этого, батюшка основал и благоукрасил Покровскую Медянскую женскую обитель.
Не будучи монахом, отец Авраамий совершенно отказался от мяса. Даже будучи глубоким старцем, отягощенный болезнями, он всегда был очень воздержан в пище и строго соблюдал все посты.
Богослужение отец Авраамий всегда совершал благоговейно и неспешно. Особенно усердно молился за усопших.
Он был до крайности воздержен, употреблял пищу более чем умеренно и никогда не ужинал. Сестрам более близким к нему, когда они просили его есть что-нибудь более питательное для укрепления старческих сил, он говорил: «старость, матушка, ничем не подделаешь».
Арзамасскую игумению Марию наставлял поститься так, чтобы из-за обеденного стола выходить голодной, то есть вкушать понемногу, а сладкого, ласкающего вкус, никогда не есть.
В среду и пяток, а также когда нет полиелея, не позволял готовить рыбы в течение всего года.
Во святую Четыредесятницу пищу вкушал только во дни литургийные. К больным же был снисходителен и разрешал им более питательную пищу, за что подвергал сам себя большему воздержанию.
Во время предсмертной его болезни, когда врачом предложено было ему употребление питательной пищи, он сказал: «Всю жизнь свою не нарушал поста, нарушу ли теперь?..».
Двери дома его отворены были для всех. К нему за благословением и советом шли все: богатые и бедные, знатные и простые, местные жители и обитатели дальних стран, так как слава о его благочестивой жизни достигла отдаленных пределов.
Милостив был до безконечности, не отказывал никому из нуждающихся. Кому же не мог услужить, скорбел до крайности.
По смерти его, кроме того, что им самим назначено было в келейном духовном завещании на погребение, поминовение, раздачу нищим и сорокоусты, как во всех церквах города Арзамаса и села Павлова, так и во святых местах (у Гроба Господня в Иерусалиме и на святой горе Афонской, лаврах и многих монастырях), − не осталось совершенно ничего. Одежду и вещи тоже почти все раздал при жизни.
Отец Авраамий благоговейно чтил память Серафима Саровского, охотно делился с сестрами воспоминаниями о встречах с ним. Ежегодно накануне дня кончины преподобного, 1 января, служил по нему панихиду, за свой счет покупал множество свечей, которые ставил перед всеми иконами в храме и раздавал в руки всем молящимся.
Как величайшие святыни хранил лоскут от мантии преподобного, зуб, некогда выбитый напавшими на него разбойниками, и часть власов с головы батюшки Серафима.
Будучи духовным чадом преподобного Серафима Саровского и окормляясь у него при жизни своего великого наставника, после его кончины отец Авраамий ежегодно ездил в Саров на могилку к преподобному за помощью и советом.
Знавшие его вспоминали: «Всю свою жизнь он посвятил учительству; не упускал ни одного случая, чтобы беседу с ближними не направить к духовному содержанию и не сказать какого-либо нравоучения. Никто не отходил от него без назидания и утешения».
К его советам, как к живительному источнику, прибегали мирские и монашествующие, богатые и бедные. Всегда помня своего учителя преподобного Серафима, он неустанно наставлял и окормлял людей, притекавших к нему за советом. Таким образом, его можно считать продолжателем саровского духовного наставничества.
Отец Авраамий всегда и за все благодарил Господа Бога, слово ропота никогда не сходило из уст его. Лишившись супруги своей, он возблагодарил Бога, что Он даровал ему пожить спокойно и благополучно более 50 лет, не зная никаких забот и хлопот по хозяйству.
В том же году в Арзамасе был большой пожар, истребивший, между прочим, и дом отца Авраамия, который был тогда уже 74-летним старцем. Он принес благодарение Богу за то, что избавился чрез это от излишнего беспокойства и суеты по содержанию дома.
Он имел обыкновение каждый год в летнее время ходить по кельям сестер. Обход всегда начинал с игуменской келлии, и по череде обходил все до последней.
Делая сестрам назидательные наставления, в заключение всегда говорил:
«Быть может, в последний раз я был у вас в келии. Благодарю вас за любовь вашу; хотя бы и желал, но не могу при жизни заплатить вам, потому что осень моя глубокая настала; может быть, и зима скоро будет; может быть, скоро буду лежать и бездыханный, – и вы, подойдя к моему гробу, скажете: должник, должник наш умер, не уплатя нам долга!»
При этом сестры всегда со слезами падали ему в ноги, говоря: «Батюшка! Мы кругом вам обязаны, и как будем жить без вас?»
Просящим его молитв о себе, если будет иметь дерзновение у Господа, он всегда говорил с рыданием: «Не смею надеяться; я раб неключимый, творил повеленная мне; вы же за меня помолитесь, да не низведена будет душа моя на место мучения!».
За три дня до своей кончины отец Авраамий передал ассигнацию в 50 рублей и сказал: «Отнесите матушке игумении и попросите ее, чтобы 10 лет 1 января (канун смерти преподобного Серафима) служить панихиду, на которой чтобы с именем праведника помянули и убогого Авраамия». Завет этот исполнялся до самого прославления преподобного Серафима.
Кончина отца Авраамия была легкой и спокойной, такой, какая бывает только у праведников — «непостыдной и мирной». Батюшка просил все приготовить ко Святому Причащению. Когда сказали, что все готово, то велел себя приподнять и тотчас же сказал: «Идут, идут!»
Потом, воздев руки, начал читать молитву: «Верую, Господи, и исповедую…», по прочтении которой поднял голову и уста раскрыл к принятию Святых Таин, вообще действовал, якобы приобщается и вкушает, затем, сделав целование, произнес: «Се прикоснуся устом моим».
Между тем духовника не было, и предстоящие, видев это, в страхе и недоумении молчали. Смотря на это явление, они не могли допустить мысли, что это галлюцинация или бред старца Божия, но все были искренно убеждены, что это было небесное явление.
После всенощной пришел духовник для приобщения его Святых Христовых Таин и прочитал положенные молитвы. По прочтении молитв отец Авраамий велел всем удалиться и, исповедавшись, приобщился. Запить не смог. Голова его покатилась, и он вдруг как бы обмер.
Духовник, видя это, по прочтении благодарственных молитв, начал читать акафист Успению Божией Матери. Во время чтения лицо отца Авраамия оживилось, и он стал креститься.
По прочтении последнего кондака, во время троекратного чтения которого он три раза перекрестился, когда нужно было читать первый икос, отец Авраамий сказал: «Ангел предстатель», — и затем, по прочтении, сказал: «Благодарствую».
На приветствие духовника с принятием Святых Таин он ответил: «Благодарю!» После этого только пять раз дохнул и с покойным лицом предал дух свой в руце Божии.
Отец Авраамий отошел ко Господу 5 апреля 1886 года в Арзамасском Николаевском женском монастыре, где и был погребен у северной стены Николаевского храма.
В назидание своим духовным чадам протоиерей Авраамий оставил несколько томов своих духовных писем, часть которых была издана еще при жизни батюшки без указания авторства.