Осирис — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Основными центрами культа бога были Бусирис в дельте Нила и Абджу (Абидос).
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Он появился на свет в первый из пяти священных дней, которые закрывают год. С ним (либо через три дня) родилась его сестра-близнец Исида. Их сестрой была Нефтида, братом — Сет. Осирис был четвёртым из богов, царствовавшим на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба.
Согласно Гелиопольской легенде, Осирис в Египте создал цивилизацию, обучил людей религии и земледелию, особенно выращиванию виноградной лозы, положив конец варварству. Это вызвало ревность его старшего брата Сета.
В древних «Текстах пирамид» Сет разозлился на брата за подставленную ему подножку, а в Поздний период — из-за адюльтера. Жена Сета по имени Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его супруги Исиды, зачала от него сына Анубиса. Когда Исида узнала об измене Осириса с Нефтидой, то сотрясла вселенную криком отчаяния и сорвала ленты с брачного ложа. Она обратилась к Тоту, который обещал дать средство, чтобы вернуть привязанность супруга. Опасаясь гнева мужа, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где с помощью собак его нашла Исида.
Сет решил отомстить брату. Согласно ранней версии легенды, он подстерёг Осириса на охоте и убил его. Более поздние версии сообщают, что Сет действовал в союзе с 72 заговорщиками. На один из праздников он приказал доставить красивый саркофаг и обещал подарить его тому, кому он придётся впору. Едва Осирис лёг в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и бросили в Нил. Согласно мемфиской легенде, тело Осириса бросили в реку, где тот пролежал три дня и три ночи, поедаемый рыбами.
Себек
Функции: бог рек и озёр, пресных вод и плодородия
Себек, Собек — древнеегипетский бог воды и разлива Нила, ассоциирующийся с крокодилом; считается, что он отпугивает силы тьмы и является защитником богов и людей.
Согласно «Текстам пирамид», Себек — сын Нейт, супруг Рененутет.
Себек был надёжным защитником богов, который свирепостью отпугивает силы зла и тьмы. Однако нередко он выступает против Ра и Осириса.
С развитием религиозного синкретизма Себек отождествлялся с Ра, Хнумом, Амоном, Хонсу, Мином. В Поздний период появилась сопутствующая Себеку богиня — «великая владычица Себектет».
Себек почитался главным образом в Файюмском оазисе с центром в Крокодилополе (Меридово озеро). Здесь он считался демиургом, отчего на него были перенесены некоторые эпитеты и черты Ра. У Себека было несколько ипостасей, которым поклонялись в разных местах оазиса. Кроме Файюма культ Себека имел место ещё в 15 местах, включая Асуан, Эсну, Фивы, Коптос и др. Его называли «владыка Шмуна» (Гебелейн), «владыка Омбоса» (Ком-Омбо), «владыка Ра-Сехна» (Илахун), «владыка Гелиополя».
Расцвет культа Себека относится к периоду правления XII династии (XIX—XVIII века до н. э.), столица которой находилась вблизи Файюма. Правители XII и XIII династии использовали теофорные имена, прибавляли к своему имени «любимый Себеком», подчёркивая тем покровительство бога-крокодила.
Татенен
Татенен — в древнеегипетской мифологии бог земли и времени, демиург, сотворивший из первобытного хаоса мир, богов и людей. Ему принадлежат глубины земли, минералы, растения.
Изображался в виде человека с двойным султаном на голове[6] или в короне атеф.
Центром его почитания был Мемфис. Позже Татенен стал отождествляться с Птахом, из-за чего имя бога Татенена стало синонимично имени Птаха. Синкретический бог Птах-Татенен почитался как дающий пищу.
Имя Татенена переводится как «поднимающаяся земля» и означает уста сотворения мира. Он — первый холм (бенбен) средь первозданных вод, кто создал всё сущее в своём сердце и дал названия. Благодаря Татенену появляется еда, подношения и «все хорошие вещи». В священных гимнах называется отцом солнечного божества, которое рождается поутру, поднимаясь из земли Татенена.
Уаджит
Уаджит или Уто — древнеегипетская богиня-кобра Нижнего Египта, покровительница власти фараона. С богиней-стервятником Нехбет составляет пару Госпожей Двух земель (то есть Верхнего и Нижнего Египта) и часто представлена на царской диадеме — урей.
В древнеегипетской мифологии «папирусоцветная» богиня выступала как кормилица юного Гора, которая помогла его матери Исиде спасти ребёнка от вероломства Сета, когда та пряталась в болотах Дельты. Сходство этого мифа с древнегреческим рассказом о пребывании Аполлона и Латоны на Делосе привело к тому, что в эллинистический период Уто (или Буто, как её называли греки) стали отождествлять с Латоной.
Фараоны считали источником своей царской власти и непобедимости в войнах покровительство богинь-защитниц Нижнего и Верхнего Египта — Уаджит и Нехбет, соответственно. По этой причине их изображения были необходимой принадлежностью царского убора, причём Уаджит стилизованно представлял налобный урей.
«Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что змея этого вида бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, её изображали над головами богов.
Хапи
Время почитания и значимость: Центры культа: - Гебель эс-Сильсила - Элефантина Категория: космогоническое божество Функции: бог реки Нил, податель влаги и урожая
Хапи — бог ежегодных разливов Нила и покровитель урожая в египетской мифологии.
Хапи олицетворял ежегодный разлив Нила, богатого плодородным илом, позволявшим египтянам выращивать зерновые культуры по берегам этой реки. Согласно обычаю, египтяне во время ежегодных разливов говорили «Хапи прибывает». Хапи символизировал плодородные земли и противопоставлялся безжизненной пустыне.
Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана.
Из-за его плодородной природы Хапи иногда считали «Отцом богов», также он считался заботливым отцом, который поддерживал космос в равновесии. Хапи имел символическую связь с богом земли Гебом и с «повелителем Непер» (богом зерна).
Когда богов Египетского пантеона изображали парами (муж/жена), у бога Хапи время от времени появлялась жена по имени Мерет («любимая»). Тем не менее, Нил связывался с землёй, а Хапи говорил, что станет мужем покровительницы земли; в Верхнем Египте ею была богиня Нехбет, а в Нижнем Египте — богиня Уаджит. Спустя время его стали отождествлять с первозданным океаном Нуном, жена которого Наунет создана в первичных водах; вместе они олицетворяли небо и были первыми из богов Гермопольской Огдоады.
В основном, культ Хапи практиковался на острове Элефантин. Жрецы бога Хапи проводили специальные ритуалы, чтобы обеспечить Египет стабильными ежегодными разливами реки. Эти жрецы пользовались специальным измерительным прибором «ниломером», которым определяли уровень воды в реке и прогнозировали урожайность.
Арт и красота
Божества египетской мифологии
Центры культа: Гелиополь
Функции: бог плодородия
Осирис — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии и судья душ усопших. Основными центрами культа бога были Бусирис в дельте Нила и Абджу (Абидос).
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Он появился на свет в первый из пяти священных дней, которые закрывают год. С ним (либо через три дня) родилась его сестра-близнец Исида. Их сестрой была Нефтида, братом — Сет. Осирис был четвёртым из богов, царствовавшим на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба.
Согласно Гелиопольской легенде, Осирис в Египте создал цивилизацию, обучил людей религии и земледелию, особенно выращиванию виноградной лозы, положив конец варварству. Это вызвало ревность его старшего брата Сета.
В древних «Текстах пирамид» Сет разозлился на брата за подставленную ему подножку, а в Поздний период — из-за адюльтера. Жена Сета по имени Нефтида полюбила Осириса и, приняв облик его супруги Исиды, зачала от него сына Анубиса. Когда Исида узнала об измене Осириса с Нефтидой, то сотрясла вселенную криком отчаяния и сорвала ленты с брачного ложа. Она обратилась к Тоту, который обещал дать средство, чтобы вернуть привязанность супруга. Опасаясь гнева мужа, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где с помощью собак его нашла Исида.
Сет решил отомстить брату. Согласно ранней версии легенды, он подстерёг Осириса на охоте и убил его. Более поздние версии сообщают, что Сет действовал в союзе с 72 заговорщиками. На один из праздников он приказал доставить красивый саркофаг и обещал подарить его тому, кому он придётся впору. Едва Осирис лёг в саркофаг, заговорщики захлопнули крышку, заколотили и бросили в Нил. Согласно мемфиской легенде, тело Осириса бросили в реку, где тот пролежал три дня и три ночи, поедаемый рыбами.
Функции: бог рек и озёр, пресных вод и плодородия
Себек, Собек — древнеегипетский бог воды и разлива Нила, ассоциирующийся с крокодилом; считается, что он отпугивает силы тьмы и является защитником богов и людей.
Согласно «Текстам пирамид», Себек — сын Нейт, супруг Рененутет.
Себек был надёжным защитником богов, который свирепостью отпугивает силы зла и тьмы. Однако нередко он выступает против Ра и Осириса.
С развитием религиозного синкретизма Себек отождествлялся с Ра, Хнумом, Амоном, Хонсу, Мином. В Поздний период появилась сопутствующая Себеку богиня — «великая владычица Себектет».
Себек почитался главным образом в Файюмском оазисе с центром в Крокодилополе (Меридово озеро). Здесь он считался демиургом, отчего на него были перенесены некоторые эпитеты и черты Ра. У Себека было несколько ипостасей, которым поклонялись в разных местах оазиса. Кроме Файюма культ Себека имел место ещё в 15 местах, включая Асуан, Эсну, Фивы, Коптос и др. Его называли «владыка Шмуна» (Гебелейн), «владыка Омбоса» (Ком-Омбо), «владыка Ра-Сехна» (Илахун), «владыка Гелиополя».
Расцвет культа Себека относится к периоду правления XII династии (XIX—XVIII века до н. э.), столица которой находилась вблизи Файюма. Правители XII и XIII династии использовали теофорные имена, прибавляли к своему имени «любимый Себеком», подчёркивая тем покровительство бога-крокодила.
Татенен — в древнеегипетской мифологии бог земли и времени, демиург, сотворивший из первобытного хаоса мир, богов и людей. Ему принадлежат глубины земли, минералы, растения.
Изображался в виде человека с двойным султаном на голове[6] или в короне атеф.
Центром его почитания был Мемфис. Позже Татенен стал отождествляться с Птахом, из-за чего имя бога Татенена стало синонимично имени Птаха. Синкретический бог Птах-Татенен почитался как дающий пищу.
Имя Татенена переводится как «поднимающаяся земля» и означает уста сотворения мира. Он — первый холм (бенбен) средь первозданных вод, кто создал всё сущее в своём сердце и дал названия. Благодаря Татенену появляется еда, подношения и «все хорошие вещи». В священных гимнах называется отцом солнечного божества, которое рождается поутру, поднимаясь из земли Татенена.
Уаджит или Уто — древнеегипетская богиня-кобра Нижнего Египта, покровительница власти фараона. С богиней-стервятником Нехбет составляет пару Госпожей Двух земель (то есть Верхнего и Нижнего Египта) и часто представлена на царской диадеме — урей.
В древнеегипетской мифологии «папирусоцветная» богиня выступала как кормилица юного Гора, которая помогла его матери Исиде спасти ребёнка от вероломства Сета, когда та пряталась в болотах Дельты. Сходство этого мифа с древнегреческим рассказом о пребывании Аполлона и Латоны на Делосе привело к тому, что в эллинистический период Уто (или Буто, как её называли греки) стали отождествлять с Латоной.
Фараоны считали источником своей царской власти и непобедимости в войнах покровительство богинь-защитниц Нижнего и Верхнего Египта — Уаджит и Нехбет, соответственно. По этой причине их изображения были необходимой принадлежностью царского убора, причём Уаджит стилизованно представлял налобный урей.
«Иероглифика» IV века н. э. повествует, что египтяне имели иероглиф со змеёй, которую называли «уреем», что по-гречески значило «василиск», и он обозначал «вечность». Египтяне верили, что змея этого вида бессмертна, дыханием она способна убить любое другое существо, её изображали над головами богов.
Время почитания и значимость:
Центры культа: - Гебель эс-Сильсила
- Элефантина
Категория: космогоническое божество
Функции: бог реки Нил, податель влаги и урожая
Хапи — бог ежегодных разливов Нила и покровитель урожая в египетской мифологии.
Хапи олицетворял ежегодный разлив Нила, богатого плодородным илом, позволявшим египтянам выращивать зерновые культуры по берегам этой реки. Согласно обычаю, египтяне во время ежегодных разливов говорили «Хапи прибывает». Хапи символизировал плодородные земли и противопоставлялся безжизненной пустыне.
Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана.
Из-за его плодородной природы Хапи иногда считали «Отцом богов», также он считался заботливым отцом, который поддерживал космос в равновесии. Хапи имел символическую связь с богом земли Гебом и с «повелителем Непер» (богом зерна).
Когда богов Египетского пантеона изображали парами (муж/жена), у бога Хапи время от времени появлялась жена по имени Мерет («любимая»). Тем не менее, Нил связывался с землёй, а Хапи говорил, что станет мужем покровительницы земли; в Верхнем Египте ею была богиня Нехбет, а в Нижнем Египте — богиня Уаджит. Спустя время его стали отождествлять с первозданным океаном Нуном, жена которого Наунет создана в первичных водах; вместе они олицетворяли небо и были первыми из богов Гермопольской Огдоады.
В основном, культ Хапи практиковался на острове Элефантин. Жрецы бога Хапи проводили специальные ритуалы, чтобы обеспечить Египет стабильными ежегодными разливами реки. Эти жрецы пользовались специальным измерительным прибором «ниломером», которым определяли уровень воды в реке и прогнозировали урожайность.