Богатыри из сказаний и былин глазами нейросети

Илья Муромец – один из самых популярных фольклорных персонажей нашей страны. Ему посвящено много былин, в которых богатырь предстаёт в роли главного защитника земли русской. Например, «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Идолище», «Илья Муромец и Тугарин» и другие. О богатыре снято несколько фильмов, мультфильмов и компьютерных игр. Одно время считалось, что Илья Муромец – выдуманный персонаж. Но исследования учёных позволяют сделать вывод: есть вероятность, что у богатыря был реальный прототип, живший в XII столетии.

Жизнь богатыря довольно подробно изложена в былинах. Известно, что до 33 лет он страдал некой болезнью, которая лишила его возможности двигаться. И все эти долгие годы Илья сидел то на печи, то на лавке. Но однажды пришли «калики перехожие» (по другой версии – волхвы). И они попросили мужчину подать им воды. Родителей дома не было, а сам Илья не мог пошевелиться, о чём и заявил гостям: ««Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Однако они повторили просьбу.

Илья попробовал подняться с печи. И у него получилось. После этого мудрые старцы повелели ему отпить из чарки. Всего Илья сделал три глотка, став сильным и здоровым. Так произошло его превращение в богатыря. Перед уходом гости заявили, что Илье нужно отправиться в Киев и поступить на службу к князю. По дороге он найдёт камень, а под ним – оружие, доспехи и коня. Илья выполнил указ старцев и отправился в Киев. Служил князю, защищал Русь и совершил множество ратных подвигов.

Существует несколько версий, откуда был родом Илья. По одной, общепринятой, «калики перехожие» посетили деревню Карачарово, расположенную недалеко от города Мурома (современная Владимирская область). Но не все исследователи согласны с этим утверждением. По второй версии, малой родиной богатыря является городок Карачев (современная Брянская область).

Нет однозначного мнения и насчёт фамилии или прозвища богатыря. Некоторые исследователи считают, что в те далёкие времена город Муром жители Киева называли Моров.
Добрыня Никитич - один из наиболее известных русских героев. Соратник Ильи Муромца и Алёши Поповича, их верный товарищ и боевой друг. В былинах описаны их совместные подвиги, а также удивительные качества самого героя. Помимо того, что Добрыня обладал недюжинной силой, также он славился смекалкой, тактикой, блестящим умом. Его дипломатические способности прекрасно дополняли отменную физическую силу, ловкость, богатырское телосложение.

В сохранившихся былинах говорится о том, что Добрыня служил при дворе князя Владимира, был его верным подданным, выполнял самые опасные и сложные поручения. Жена богатыря - дочь известного героя, Микулы Селяниновича. Звали её Настасья.

Основой для создания былинного образа является реальный человек - воевода Добрыня. Он - родной дядя князя Владимира, брат его матери. Былинное отчество “Никитич” - в честь рязанского полководца Никиты. Такой сборный образ имел сходство и с реальными персонажами, а также дополнен наиболее положительными качествами, что свидетельствует о народной любви к герою.

Если брать во внимание те сюжеты, в которых даже вскользь упоминается персонаж - их больше 50-ти. Былин, где описывается образ и подвиги Добрыни Никитича, как центральной фигуры - 8. В них описываются его поединки с Ильей Муромцем, Дунаем Ивановичем, борьба со змеем. Былины о Добрыне Никитиче также рассказывают нам о Алеше Поповиче, Василии Казимировиче, Насте, поисках невесты для князя.
Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.

Святогор упоминается во многих былинах, сюжет которых дошел до нас только во фрагментах. Неизвестна до конца причина его кончины, сказители четко определяют его в качестве переходного звена между новыми богатырями и старыми. Огромный рост Святогора, его непомерная сила в новом веке, когда нужно обороняться от захватчиков татаро-монгольского ига, оказываются бесполезными. Его не способна выдержать земля и на всю жизнь ему только и остается, что в одиночестве доживать свой век.

Интересен и вид трагической гибели, который выбрали для него сказители. По одной из легенд Святогор становится жертвой собственной же силы. Однажды, проезжая на коне, он видит суму. Решает ее поднять, но ничего не выходит, тогда Святогор слезает с коня, пытается вновь поднять загадочную суму и погрязает в земле, так и не достав находку. По все той же легенде, в сумме была сокрыта вся мощь русской земли, вся ее сила. Богатырь хотел переместить ее, поднять, а нужно было лишь облагородить и обработать.

Вторая легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец. Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе. Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.
Алеша Попович – герой русских былин, один из трех богатырей - любимых персонажей былин, младший в «богатырской троице» (вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем). Алеша Попович является главным героем двух былин. В последние годы он стал известен как персонаж популярных мультфильмов. Согласно современным данным, прототипом былинного богатыря стал ростовский боярин Александр (Олеша) Попович, погибший в 1223 году.

Алеша Попович - самый молодой из трех богатырей. Он был сыном попа из Ростова. Отцом Алеши в разных текстах назывались два ростовских святых — святитель Леонтий, и Феодор, первый епископ Ростова.

Алеша вырос шутником и балагуром, а его смелость граничила с дерзостью. Былины наделяют его такими качествами, как находчивость и хитроумие. Алёша хвастлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны. Тем не менее, Алеша - воплощение истинно народных качеств — азарта, смекалки и юмора.

В самой известной былине, где Алеша является главным героем - «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» - Алеша победил богатыря Тугарина хитростью.

Считается, что исторический прототип Алёши Поповича - ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый воин, служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, затем его сыну Константину Всеволодовичу, а после его смерти - киевскому великому князю Мстиславу Старому; вместе с князем он погиб в битве при Калке в 1223 году. «Жил – был досюль поп в Ростове – городе. У него был сын Алексей… Тогда нападали на нашу землю татары. Он и позвался на татаров. Одного татарина за ноги схватил да этим человеком двести тысяч татар перебил… А потом воевали много тут. Смелый Алешенька попович много воевал». Родиной Алёши Поповича считается деревня Селище Ростовского района Ярославской области.

Академик Дмитрий Лихачев указывает, что первое упоминание об Александре Поповиче в летописи относится к 1423 году, то есть через 200 лет после предполагаемой смерти героя.
Вольга́ Святославич — богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами этого героя являются способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц, рыб и зверей. Отождествление Вольги и Волха не является общепринятым в фольклористике.

Вольга происхождения чудесного – сын княжны и Змея Горыныча. Вольга – сам князь, имеющий дружину, и в то же время волшебник-оборотень.

Благодаря этой способности оборачиваться и, когда нужно, оборачивать и свою дружину, Вольга одерживает чудесные победы. В одной былине рассказывается, как Вольга Святославич задумал «воевать турецкое царство». Оборотившись «малой пташкой», перелетел он «окиан-море», прилетел к двору султана турецкого и, сидя на окошке, подслушал разговор султана с женой о том, что собирается султан «воевать землю русскую». Но жена султана почувствовала, что «малая пташка», сидящая на подоконнике, не кто иной, как сам князь Вольга Святославич, и сказала об этом своему мужу.

Тогда птичка-Вольга вспорхнула и тут же оборотилась горностаем, который пробрался в те палаты, где хранилось все оружие турецкого войска. И начал тут Вольга-горностай надкусывать все тетивы турецких луков. Он их не перегрызал, а только надкусывал незаметно, для того, чтобы, когда турки натянут стрелой тетивы, готовясь стрелять, все их «тетивочки шелковые разом бы полопались».

Перелетев затем благополучно птичкой «окиан-море», Вольга собрал свою «дружинушку хоробрую», оборотил ее всю в щук и таким образом переплыл с дружиной «окиан-море». Подступила дружина – уже в человеческом образе – к граду турецкому, но оказалось, что окружен град крепкой несокрушимой стеной, а ворота «узорчатые» крепко-накрепко заперты.

Тогда Вольга опять прибег к волшебству. Оборотил он всю дружину свою в «муращиков» (муравьев), которые пролезли сквозь узоры и щели крепких городских ворот и уже за стеной оборотились вновь в сильную дружину и бросились на врагов. Схватили турки свои луки, стрелы, натянули «тетивочки шелковые», – все тетивочки разом полопались.

Комментарии

Комментариев нет.