Древние славяне полагали, что Берегиня – это великая богиня, породившая все сущее. Ее повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. К ней особенно часто обращались в период созревания хлебов – это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.
Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «прегыня» – «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берер». А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек. Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!
Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой – воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь – лесных русалок.
Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются.
Марена (Морана, Мара) – в соответствии со временами года, богиня, олицетворяющая зиму, упадок. Марена – богиня увядания, смерти. Владычица преисподней, как древнегреческая Персефона.
Марена – антипод богини жизни и плодородия Макоши, однако, одна не смогла бы существовать без другой. Сменяя друг друга, эти богини олицетворяли круговорот жизни и смерти.
Заря
Богиня Заря также известна как Морцана, или Зимцерла. Иногда ее олицетворяет несколько существ, но чаще всего она представляется в виде прекрасной женщины. Заря служила богу Солнца Дажьбогу и считалась его дочерью. В Древнем Риме ее аналогом выступала Аврора, богиня, приносящая дневной свет.
Она следила за языческим божеством Семарглом, птицеподобным вестником между земным и небесным миром. Тот был прикован цепью к Полярной звезде из созвездия Малой Медведицы. Заря должна была наблюдать за тем, что бы он не разорвал цепь. Если это случится, то Вселенная погибнет.
Богиня жила на легендарном острове Буяне. Остров был наделен чудесной силой, на нем жило Солнце, там же находился волшебный камень алатырь, покоящийся в центре мироздания. По преданию, кто его найдет, у того исполнятся все желания. Тем не менее ни один человек не мог найти этот остров.
У Зари были две звезды: утренняя и вечерняя. Такая плотная привязка к звездам, а точнее к природным явлениям, показывает, насколько сильно зависела жизнь людей от сил природы. Многие исследователи отмечают, что славянская вера была более завязана на природных явлениях, чем религиозные представления других народов.
Магура – дочь Додолы. Славянская валькирия или же Афина. Изображалась как дева с крыльями в доспехах и золоченом шлеме, всегда присутствующая на поле брани бок о бок с воинами, подбадривающая их воинственными криками.
Магура была также способна вернуть падшего воина к жизни.
Додола (она же – Перуница) – богиня гроз, жена Перуна, разделяющая со своим мужем власть над стихией грома и молний.
По традиции, обращаться к богине с просьбами о дожде могли только женщины. Облачавшиеся для ритуала в белые платья, они танцевали танец с просьбой даровать соплеменникам дождь.
Недоля, Несреча - в славянской мифологии - Злосчастье - пряха, помощница или младшая сестра Макоши, матери жребия, Ягишна.
Недолю можно накликать, если проклясть ребенка в недобрый час или причитать о том, что у него будет несчастливая судьба. Доля может оставить человека, если он грешит. Доля умирает вместе со своим хозяином, и многие верят, что она сидит на его могиле или навещает дома его родственников.
Если у человека несчастливая Доля, то есть Недоля, ему ни в чем нет удачи, он не вылезает из нищеты, хотя и много работает. У него болеют дети, не плодится и дохнет скот, на его поле всегда плохой урожай. Украинцы представляют себе Недолю в виде нагого человека; дряхлого старика; девушки с лицом старухи и непричесанными волосами; старой черной горбатой женщины в рваном платье; калеки; дохлой собаки; голой кошки; зайца; совы; мыши; птицы с большими крыльями; яйца и так далее. Недоля входит в дом, не спросясь хозяина, садится на печь, грызет сухие корочки и кутается в тряпье, потому что ей всегда холодно. Похожи на Недолю и мелкие демоны — Злыдни, которые невидимо обитают в доме человека или сидят на его плечах; это худые зверьки с облезшей шерстью, и живут они за печью. Белорусская Злыдня представляется невидимой женщиной без языка, глаз и ушей, которая прежде была змеей. По поверьям, от Недоли или Злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, и тогда они перейдут к тому, кто их освободит.
Доля — олицетворение судьбы. Она появляется у каждого человека при рождении и сопровождает его в течение всей жизни, определяя его счастье, благосостояние, а также характер занятий, приносящих человеку богатство. Долей у украинцев также нередко называют душу умершего предка, который, посещая дом, приносит добро или зло своим живым родственникам. Часто Долей именуют только счастливую судьбу, а несчастливую — Недолей, Бедой.
По одним верованиям, Доля рождается вместе с человеком, по другим, Долю человеку нарекает мать при рождении или дает Бог.
Доля товарищ Дажьбога в свите Радегаста вместе с Недолей. Она может превращаться в мышь.
Арт и красота
Богини из славянской мифологии
Некоторые ученые считают, что название «берегиня» сходно с именем громовержца Перуна и со старославянским словом «прегыня» – «холм, поросший лесом». В свою очередь, это слово родственно слову «брег», «берер». А ведь ритуалы по вызыванию, заклинанию берегинь свершались обычно на возвышенных, холмистых берегах рек. Пожалуй, не менее значимо здесь слово «оберег». Ведь великая богиня должна была оберегать созданных ею людей!
Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой – воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь – лесных русалок.
Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются.
Марена – антипод богини жизни и плодородия Макоши, однако, одна не смогла бы существовать без другой. Сменяя друг друга, эти богини олицетворяли круговорот жизни и смерти.
Богиня Заря также известна как Морцана, или Зимцерла. Иногда ее олицетворяет несколько существ, но чаще всего она представляется в виде прекрасной женщины. Заря служила богу Солнца Дажьбогу и считалась его дочерью. В Древнем Риме ее аналогом выступала Аврора, богиня, приносящая дневной свет.
Она следила за языческим божеством Семарглом, птицеподобным вестником между земным и небесным миром. Тот был прикован цепью к Полярной звезде из созвездия Малой Медведицы. Заря должна была наблюдать за тем, что бы он не разорвал цепь. Если это случится, то Вселенная погибнет.
Богиня жила на легендарном острове Буяне. Остров был наделен чудесной силой, на нем жило Солнце, там же находился волшебный камень алатырь, покоящийся в центре мироздания. По преданию, кто его найдет, у того исполнятся все желания. Тем не менее ни один человек не мог найти этот остров.
У Зари были две звезды: утренняя и вечерняя. Такая плотная привязка к звездам, а точнее к природным явлениям, показывает, насколько сильно зависела жизнь людей от сил природы. Многие исследователи отмечают, что славянская вера была более завязана на природных явлениях, чем религиозные представления других народов.
Магура была также способна вернуть падшего воина к жизни.
По традиции, обращаться к богине с просьбами о дожде могли только женщины. Облачавшиеся для ритуала в белые платья, они танцевали танец с просьбой даровать соплеменникам дождь.
Недолю можно накликать, если проклясть ребенка в недобрый час или причитать о том, что у него будет несчастливая судьба. Доля может оставить человека, если он грешит. Доля умирает вместе со своим хозяином, и многие верят, что она сидит на его могиле или навещает дома его родственников.
Если у человека несчастливая Доля, то есть Недоля, ему ни в чем нет удачи, он не вылезает из нищеты, хотя и много работает. У него болеют дети, не плодится и дохнет скот, на его поле всегда плохой урожай. Украинцы представляют себе Недолю в виде нагого человека; дряхлого старика; девушки с лицом старухи и непричесанными волосами; старой черной горбатой женщины в рваном платье; калеки; дохлой собаки; голой кошки; зайца; совы; мыши; птицы с большими крыльями; яйца и так далее. Недоля входит в дом, не спросясь хозяина, садится на печь, грызет сухие корочки и кутается в тряпье, потому что ей всегда холодно. Похожи на Недолю и мелкие демоны — Злыдни, которые невидимо обитают в доме человека или сидят на его плечах; это худые зверьки с облезшей шерстью, и живут они за печью. Белорусская Злыдня представляется невидимой женщиной без языка, глаз и ушей, которая прежде была змеей. По поверьям, от Недоли или Злыдней избавиться очень трудно, но возможно. Для этого нужно хитростью заставить их залезть в мешок и бросить его в болото. Злыдней можно связать и оставить на дороге, и тогда они перейдут к тому, кто их освободит.
По одним верованиям, Доля рождается вместе с человеком, по другим, Долю человеку нарекает мать при рождении или дает Бог.
Доля товарищ Дажьбога в свите Радегаста вместе с Недолей. Она может превращаться в мышь.