РУССКИЙ МИР: Русский "венецианец" Александр Николаевич Волков-Муромцев и его "Палаццо Волкофф"
Русский учёный в области химии и агрономии, художник-акварелист, искусствовед. …Он всячески уклонялся от выставок на родине под какими-то надуманными, вымышленными предлогами. Даже был скандальный момент: сам Александр III предложил ему стать куратором выставки, но художник как-то любезно ушел в сторону и сказал что-то вроде того, что лучше вы к нам приезжайте в Лондон. В основном, тогда он выставлялся в Лондоне. В итоге, картины Волкова или Руссоффа (псевдоним) широко циркулируют сейчас по всему миру, продаются на аукционах, ими украшают обложки книг, даже коврики делают с его пейзажами. В самой же России их можно сосчитать по пальцам. Третьяков купил одну картину, которая находится в запасниках. Есть еще несколько экзотических пейзажей там же. Однажды один вид Венеции приобрела в Царском Селе Александра Федоровна, последняя российская императрица, о чем Волков рассказывает в своих мемуарах. Сама картина исчезла из России (ее вывез один гитлеровский оккупант) и неожиданным образом вернулась в Царскосельский дворец несколько лет тому назад по линии реституции…
Александр Волков-Муромцев (Roussoff). Вид Венеции. Акварель
Александр Николаевич Волков (1844-1928), дворянин с трехсотлетней историей рода, владел имением на Псковщине, но не имел с него дохода и стал государственным служащим – профессором кафедры физиологии растений Новороссийсского университета. А потом вдруг оставил карьеру ученого и уехал в Италию, где сделался очень успешным венецианским художником русского происхождения. И так хорошо стал зарабатывать на своих картинах, что спустя три года жизни в Венеции купил исторический особняк на Большом канале, получивший название по настоящей фамилии владельца – Палаццо Волкофф.
Александр Николаевич Волков
Александр Николаевич Волков
Автопортрет
Через некоторое время он получил в наследство от дяди, брата матери, богатое имение-майорат с прибавкой второй части к фамилии – Муромцев.
В годы революции потерял все свои российские владения, оставшись только с фамилией, славой художника, кругом европейских знакомств и единственным имуществом – особняком в Венеции. Под конец жизни Александр Николаевич засел за воспоминания, которые заняли больше полутысячи страниц и охватили всю его жизнь. Рукопись в переводе на английский язык находилась в типографии, когда художник скончался. Затем оригинал был утрачен, сам художник с каждым годом все более и более забыт, особенно на Родине. Но все-таки забвение оказалось не вечным.
картина "Улица в Каире"
Вышедшая в издательстве «Алетейя» книга представляет собой обратный перевод. (Впрочем, возможно, «обратный» - не совсем верно: есть мнение, что Волков-Муромцев писал свои воспоминания на французском языке). Объем книги меньше, чем первое английское издание. Составитель решил уделить больше внимания не реконструкции всей биографии забытого мастера, а реконструкция европейской культурной жизни, современной его основному творческому периоду. Тогда Волков общался с коронованными особами, с художественной элитой, в первую очередь, а в Венеции жили блестящие живописцы, в основном, тоже иностранцы – англичане, немцы, австрийцы. Его также тянуло к музыкальному миру: он описал свои встречи с Ференцем Листом, был почти своим человеком в доме Вагнера. Многие годы его связывали романтические отношения с знаменитой актрисой Элеонорой Дузе, и страницы о ней имеют большую ценность для искусствоведов.
Волков-Муромцев А.Н. Палаццо Волкофф. Мемуары художника. /сост., науч.ред. и коммент. М.Г.Талалая; пер. с англ. О.И.Никандровой. – СПб.: «Алетейя», 2021. – 226 с., ил. (Италия-Россия)
Издание иллюстрировано репродукциями хорошего качества, хотя и ограниченного выбора. Имеет именной указатель и «геральдический постскриптум» – небольшое исследование о содержании и происхождении герба Волковых. Источник: ru.wikipedia.org,dzen.ru, livelib.ru, gogod-812.ru
Написанное остаётся (Scripta manent) (12+)
РУССКИЙ МИР: Русский "венецианец" Александр Николаевич Волков-Муромцев и его "Палаццо Волкофф"
Русский учёный в области химии и агрономии, художник-акварелист, искусствовед. …Он всячески уклонялся от выставок на родине под какими-то надуманными, вымышленными предлогами. Даже был скандальный момент: сам Александр III предложил ему стать куратором выставки, но художник как-то любезно ушел в сторону и сказал что-то вроде того, что лучше вы к нам приезжайте в Лондон. В основном, тогда он выставлялся в Лондоне. В итоге, картины Волкова или Руссоффа (псевдоним) широко циркулируют сейчас по всему миру, продаются на аукционах, ими украшают обложки книг, даже коврики делают с его пейзажами. В самой же России их можно сосчитать по пальцам. Третьяков купил одну картину, которая находится в запасниках. Есть еще несколько экзотических пейзажей там же. Однажды один вид Венеции приобрела в Царском Селе Александра Федоровна, последняя российская императрица, о чем Волков рассказывает в своих мемуарах. Сама картина исчезла из России (ее вывез один гитлеровский оккупант) и неожиданным образом вернулась в Царскосельский дворец несколько лет тому назад по линии реституции…
В годы революции потерял все свои российские владения, оставшись только с фамилией, славой художника, кругом европейских знакомств и единственным имуществом – особняком в Венеции. Под конец жизни Александр Николаевич засел за воспоминания, которые заняли больше полутысячи страниц и охватили всю его жизнь. Рукопись в переводе на английский язык находилась в типографии, когда художник скончался. Затем оригинал был утрачен, сам художник с каждым годом все более и более забыт, особенно на Родине. Но все-таки забвение оказалось не вечным.
Вышедшая в издательстве «Алетейя» книга представляет собой обратный перевод. (Впрочем, возможно, «обратный» - не совсем верно: есть мнение, что Волков-Муромцев писал свои воспоминания на французском языке). Объем книги меньше, чем первое английское издание. Составитель решил уделить больше внимания не реконструкции всей биографии забытого мастера, а реконструкция европейской культурной жизни, современной его основному творческому периоду. Тогда Волков общался с коронованными особами, с художественной элитой, в первую очередь, а в Венеции жили блестящие живописцы, в основном, тоже иностранцы – англичане, немцы, австрийцы. Его также тянуло к музыкальному миру: он описал свои встречи с Ференцем Листом, был почти своим человеком в доме Вагнера. Многие годы его связывали романтические отношения с знаменитой актрисой Элеонорой Дузе, и страницы о ней имеют большую ценность для искусствоведов.
Источник: ru.wikipedia.org,dzen.ru, livelib.ru, gogod-812.ru
Подготовлено главным библиотекарем отдела компьютерных технологий Центральной библиотеки г. Анапа И.А. Павловой
#читайанапа#библиотека#русскиймир#александрволковмуромцев