11 мая - День памяти Полины Осипенко (1907 - 1939) - советской летчицы, Героя Советского Союза.

На рубеже 1930-1940-х годов многие мальчишки и девчонки в Советском Союзе грезили авиацией и небом. Во многом это объяснялось достижениями молодой советской авиационной промышленности и появлением новых героев, в которых так нуждалась страна.
Для подрастающего поколения кумирами становились отважные летчики и летчицы, среди которых была и Полина Денисовна Осипенко, удостоенная высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза. Награждение состоялось после завершения рекордного беспосадочного перелета по маршруту Москва – Дальний Восток в сентябре 1938 года.
Полина Денисовна Осипенко (в девичестве — Дудник) родилась (25 сентября) 8 октября 1907 года в селе Новоспасовка Екатиринославской губернии. Семья Полины была очень бедной, и именно поэтому она окончила только два класса церковно-приходской школы, была вынуждена пойти работать няней, а после батрачкой.
После прихода советской власти в ее селе организовали колхоз. Полина прошла курсы птицеводов и устроилась работать на ферму. Работа была тяжелой, но несмотря на это, она находила силы для учебы и окончила вечернюю школу. Затем работала заведующей колхозной птицефермой.
Первый муж Полины — односельчанин Степан Говяз — был военным лётчиком. Именно он и подготовил жену к поступлению в Качинскую школу военных пилотов. И хотя её первая попытка поступить туда не увенчалась успехом, но девушка добилась своего и, с помощью лётчиков-инструкторов во время их полетов, научилась управлять У-2. Затем, во время визита на «Качу» К.Е. Ворошилова, она упросила его зачислить её в училище, которое окончила в 1933 году.
В последующие годы Полина служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации. Ей принадлежали рекорды высоты для женщин в полетах с открытой кабиной – 8804 м, рекордное время перелета от Черного до Белого морей (10 час. 33 мин).
22 мая 1937 года Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Через два дня - мировой рекорд при полете с грузом: 7009 метров груз в одну тонну.
2 июля 1938 года экипаж в составе Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (беспосадочный перелет Севастополь–Архангельск). За свой подвиг Осипенко первой из женщин страны получила звание Героя Советского Союза.
А 24-25 сентября 1938 года вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой Полина Осипенко совершила рекордный беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре). А вскоре, в ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.
В мае 1939 года майор Полина Осипенко, работавшая тогда в летной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полетах на курсах усовершенствования начальствующего состава.
В первый день летчики работали в помещении с тренажером. Они по очереди занимали кабину и выполняли по приборам задание инструктора. На следующий день летали с инструкторами и только на третий день перешли к самостоятельным полетам.
С утра 11 мая облака низко нависли над землей. Но полеты начались в точно указанное в графике время. Каждый самолет летал в отведенной ему зоне.
По предложению Героя Советского Союза Анатолия Серова, также проходившего обучение на этих курсах, летчики разделились на пары: один находился в закрытой кабине, другой - в открытой, вместо инструктора.
Потом менялись местами.
Серов вылетел на задание с Полиной Осипенко. Сначала она находилась в закрытой кабине и вела машину вслепую. В это время Серов, сидя в передней открытой кабине, корректировал полет. После сел в закрытую кабину, место инструктора заняла Полина Осипенко. Самолет легко и красиво пошел в воздух.
Но это был последний полет замечательных летчиков.
Полёт был рассчитан на 40 минут, но в расчётное время лётчики на базу не вернулись. В 9 часов 40 минут на их поиски вылетел майор Литвинов, который обнаружил УТИ-4 Серова — Осипенко разбившимся между деревнями Высокое и Фурсово, в 25 километрах северо-западнее Рязани.
Согласно свидетельствам многочисленных очевидцев, лётчик снизил самолёт до высоты 300—500 метров, после чего приступил к выполнению виражей. Первый вираж был выполнен успешно, но при переходе на второй пилот сильно задрал нос, вследствие чего машина потеряла скорость и свалилась в штопор. По тому, что колпак кабины Серова был откинут, а УТИ-4 вошёл в землю в начальной стадии пикирования было понятно — экипаж понимал, что происходит, и пытался вывести самолёт из штопора. Наручные часы лётчика, остановившиеся от удара, показывали время 9 часов 9 минут.
На основании проведённого расследования был сделан следующий вывод о причинах катастрофы:
1) потеря высоты до 500—300 метров вместо заданной не ниже 1000 метров;
2) совершая полёт под колпаком, А. К. Серов совершил пилотажную ошибку на малой высоте, потеряв скорость, свалился в штопор;
3) инструктор-контролёр П. Д. Осипенко не сумела своевременно вмешаться в управление самолётом и скорректировать допущенную ошибку.
В приказе НКО «О мерах по предотвращению аварийности в частях Военно-Воздушных Сил РККА» № 070 4 июня 1939 года действия комбрига Серова и майора Осипенко были охарактеризованы как «безобразное, больше того, преступное нарушение элементарных правил полётов, обязательных для каждого лётчика, и начальников — в первую голову».
Таким образом, вся ответственность за катастрофу была возложена исключительно на экипаж самолёта.
Ещё одной вероятной причиной катастрофы могла стать неудовлетворительная работа прибора «Пионер», являвшегося комбинированным указателем поворота и скольжения. Михаил Якушин вспоминал, что после первого вылета Полина Осипенко пожаловалась Серову на подозрительные показания прибора. Именно работу «Пионера» и планировал проверить Анатолий Константинович во время второго полёта. Неточные показания прибора в условиях слепого полёта вполне могли привести к штопору.
В связи с трагической гибелью П.Осипенко и А.Серова в стране был объявлен траур,.
На фото в передовицах, вышедших 15 мая 1939 года, Сталин несет урну с прахом Серова к Кремлевской стене. Молотов несет урну с прахом Полины.
После траурного митинга урны с прахом погибших под орудийный салют были торжественно захоронены в Кремлевской стене. Вечная им память....

11 мая - День памяти Полины Осипенко (1907 - 1939) - советской летчицы, Героя Советского Союза. - 982325904426
11 мая - День памяти Полины Осипенко (1907 - 1939) - советской летчицы, Героя Советского Союза. - 982325904170
11 мая - День памяти Полины Осипенко (1907 - 1939) - советской летчицы, Героя Советского Союза. - 982325904682
11 мая - День памяти Полины Осипенко (1907 - 1939) - советской летчицы, Героя Советского Союза. - 982325904938
11 мая - День памяти Полины Осипенко (1907 - 1939) - советской летчицы, Героя Советского Союза. - 982325905194
11 мая - День памяти Полины Осипенко (1907 - 1939) - советской летчицы, Героя Советского Союза. - 982325905450
11 мая - День памяти Полины Осипенко (1907 - 1939) - советской летчицы, Героя Советского Союза. - 982325905706
11 мая - День памяти Полины Осипенко (1907 - 1939) - советской летчицы, Героя Советского Союза. - 982325905962

Комментарии

Комментариев нет.