9 июня 1960 г.

- День памяти Семена Алексеевича Лавочкина - известного советского авиаконструктора.
Семен Лавочкин вошел в историю, в первую очередь, как авиаконструктор. Его истребитель Ла-7 стал самой скоростной советской авиатехникой Великой Отечественной войны.
Но главным делом своей жизни Лавочкин считал вовсе не самолеты. Если бы не скоропостижная смерть авиаконструктора 9 июня 1960 года, возможно, ему удалось бы довести свой главный и самый амбициозный проект до конца, а советская космонавтика вышла бы на абсолютно другой уровень.
Будущий авиаконструктор появился на свет 29 августа 1900 года в Смоленске. В 1918 году парня призвали в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, а уже через два года ему удалось демобилизоваться и поступить в Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ имени Баумана).
После окончания вуза Семену Алексеевичу Лавочкину присвоили квалификацию инженера-аэромеханика и направили работать на авиационный завод в Филях. В это время там проводилась разработка первого советского цельнометаллического бомбардировщика ТБ-1 и толковый молодой инженер оказался как нельзя кстати.
Работал в ряде КБ в Москве - бюро Поля Ришара (1929-1930), Бюро новых конструкций (1930-1931), особом конструкторском бюро ОГПУ (1931-1938). В 1938-1939 гг. - в Главном управлении Наркомата авиационной промышленности СССР.
В 1939-1940 гг. занимал пост главного конструктора ОКБ авиационного завода №301 (ныне АО "НПО Лавочкина", г. Химки, Московская обл.). Вместе с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым разработал истребитель ЛаГГ-3.
При строительстве ЛаГГ-3 использовался не дефицитный дюралюминий, а передовой для того времени композитный материал – дельта-древесина, или лигнофоль. Он был легок, но чрезвычайно прочен. Кроме того, он практически не горел, не поражался грибком и сохранял рабочие характеристики на протяжении десятков лет.
Начало Великой Отечественной войны заставило конструктора Семена Лавочкина пересмотреть собственный подход к проектировке истребителей, которые должны были иметь более защищенный металлический фюзеляж и мощный мотор, позволяющий развивать сверхвысокие скорости.
В марте 1942 года совершил первый полет истребитель ЛаГГ-5, более известный под названием Ла-5, а в начале 1944 года был представлен сверхскоростной Ла-7, обеспечивший превосходство советских самолетов в воздушном бою. Мощный мотор позволял развивать скорость до 685 километров в час, ни один немецкий истребитель не мог оказать ему достойного сопротивления.
В 1948-49 годах коллектив ОКБ переходит к созданию всепогодных истребителей- перехватчиков, оснащенных бортовыми радиолокационными станциями (РЛС), позволяющими перехватывать воздушного противника в любое время суток и в любых метеоусловиях.
В 1949 году вышел на испытания опытный двухместный всепогодный перехватчик "200". Следом, в 1951 году, созданы одноместный сверхзвуковой перехватчик "190" и в 1952-м двухместный барражирующий перехватчик "200В" с новой РЛС большого радиуса действия.
После войны конструктор занялся разработкой перехватчика Ла-250. Лавочкин так и не удовлетворил представителей Государственной комиссии по вооружениям, но его разработки впоследствии использовались другими инженерами при конструировании авиационной техники.
Особой удачей Семена Лавочкина в тот период считается создание беспилотной радиоуправляемой мишени Ла-17, которая научила точности стрельбы не одно поколение советских летчиков, зенитчиков и ракетчиков.
Также Лавочкин много занимался ракетостроением – это самые засекреченные страницы его жизни.
В августе 1950 года в стране начинаются работы по созданию первой советской системы ПВО "Беркут" (впоследствии С-25) на базе управляемых ракет наземного и воздушного базирования, головной разработчик КБ-1. ОКБ С.А. Лавочкина привлекается к этой теме в качестве разработчика ЗУР В-300 и управляемой ракеты класса "воздух-воздух" Г-300.
В условиях чрезвычайно жестких сроков и высокой ответственности — работы курировал лично Л. Берия — ОКБ успешно справился с новой тематикой. Уже 25 июля 1951года состоялся первый пуск созданной под руководством Лавочкина зенитной ракеты "205", а 26 апреля 1953 года впервые в СССР зенитной ракетой "205" был поражен самолет-мишень Ту-4.
В ходе создания системы С-25 ("Беркут"), с 1950-го по 1957 год в ОКБ были разработаны восемь вариантов ЗУР В-300 для системы С-25 и две ракеты "воздух-воздух" Г-300. В 1955 году первая в стране система зенитного ракетного управляемого оружия С-25 успешно прошла испытания и поступила на вооружение.
Система С-25 оставалась на вооружении до начала 1980-х. За разработку первого отечественного зенитного управляемого оружия в 1956 году ОКБ-301 С.А. Лавочкин получил вторую Золотую Звезду Героя Социалистического Труда.
Параллельно с наземными ЗУР в 1951-1952 годах в рамках системы "Беркут" проводились работы и по управляемым ракетам применяемым с самолетов.
С 1954 года все силы конструктора были направлены на создание «Бури», первой в мире советской сверхзвуковой двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, которая должна была стать главным аргументом СССР в начавшейся холодной войне. Испытания прошли успешно. Но одновременно над проектами ракет работали в КБ Сергея Королева и Михаила Янгеля – и первенство осталось за ними.
В начале 1960-го Лавочкин, который считал этот проект главным делом своей жизни, предложил модифицировать «Бурю», создать на ее базе высотный пилотируемый фоторазведчик. Перспектива вывода второй ступени в космос, с последующим возвращением ее на Землю, казалась конструктору вполне реальной. То есть еще тогда в Советском Союзе могли начаться разработки космического челнока! Но осуществить новые планы конструктор не успел.
Умер Семен Лавочкин 9 июня 1960 года от острой сердечной недостаточности. Несчастье произошло на казахстанском полигоне Сары-Шаган, куда он как руководитель ОКБ-301 прибыл для испытаний зенитно-ракетного комплекса.
Проект «Буря» после его смерти закрыли. Эксперты впоследствии называли это распоряжение Хрущева грубейшей стратегической ошибкой, многие отмечали, что «Буря» опережала свое время почти на полвека.
Впоследствии американцы использовали разработки Лавочкина при создании «Шаттлов» – но они смогли это сделать лишь в 80-х. Если бы проект был доведен до конца – возможно, Семен Алексеевич был бы известен в сфере освоения космоса не меньше, чем Королев, а первый космический челнок запустили бы в СССР, а не в США....
С конца 1958-го начались и испытания системы "Даль", позволявшей поражать автоматически одновременно десятью ракетами 10 воздушных целей на дальностях до 180 км. Испытания шли трудно, а тут еще в апреле 1960 года произошел очередной провокационный полет американского самолета-разведчика U-2 над нашей территорией, оставшийся безнаказанным. Раздосадованный Хрущев приказал Лавочкину лично отправляться на полигон и ускорить отработку системы "Даль".
9 июня 1960 года, в условиях сильной жары, на полигоне Сары-Шаган после удачного пуска ракеты "400" системы "Даль", впервые поразившей уголковую парашютную мишень, сердце Семена Алексеевича не выдержало. Своевременной медицинской помощи ввиду удаленности испытательной площадки ему оказать не смогли.
Генеральный конструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат четырех Государственных премий, член-корреспондент Академии наук СССР С.А. Лавочкин скончался. Смерть Лавочкина стала одной из причин, не позволивших довести его последнее детище до принятия на вооружение.

9 июня 1960 г. - 983179801386
9 июня 1960 г. - 983179800874
9 июня 1960 г. - 983179801130
9 июня 1960 г. - 983179801642
9 июня 1960 г. - 983179802154
9 июня 1960 г. - 983179802410
9 июня 1960 г. - 983179802666
9 июня 1960 г. - 983179802922
9 июня 1960 г. - 983179803178
9 июня 1960 г. - 983179803434

Комментарии

Комментариев нет.