Первенец 1-ой Сталинской пятилетки

17 июня 1930 года - был пущен Сталинградский тракторный завод.

Именно в этот день с конвейера сталинградского тракторного завода сошел первый агрегат –  СТХ-15/30. Машина имела мощность 30 лошадиных сил. Конечно, это была одна из первых «индустриальных побед» нашей страны.

Еще в 1926 году Высшим Советом народного хозяйства (ВСНХ) СССР было принято решение о строительстве в Сталинграде тракторного завода. Было выбрано место в 14 километрах от центра города, и 12 июля 1926 года состоялась церемония закладки тракторного завода.

В память о Феликсе Дзержинском, после его смерти в 1926 году, жители Сталинграда ходатайствовали перед ЦИК СССР о присвоении строящемуся заводу его имени (перед центральной проходной завода в 1932 году был установлен памятник Дзержинскому).

Строительство Сталинградского тракторного завода осуществлялось с привлечением специалистов из западных стран, в первую очередь США.

Проектирование завода осуществлялось фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» знаменитого американского архитектора Альберта Кана , выполненного в кратчайшие сроки. В числе строителей завода — В. П. Мартыненко. В строй действующих предприятий СТЗ был введён в 1930 году.

24 декабря 1929 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о призыве 7 тысяч комсомольцев-добровольцев для завершения строительства Сталинградского тракторного завода.

Первые эшелоны с молодежью прибыли на стройку в январе 1930 года: в большинстве своем это были люди из деревень и сел, каждого из которых предстояло обучить новым профессиям. Так, площадка будущего тракторного завода стала еще и гигантской профтехнической школой.

17 июня 1930 года — с конвейера завода сошёл первый колесный трактор СТЗ-1 мощностью 30 л.с. 20 апреля 1932 года освоена проектная мощность завода. С конвейера сходило 144 трактора в сутки.

С 11 июля 1937 года завод перешёл на выпуск гусеничных тракторов АСХТЗ-НАТИ с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с.

В конце 1937 года был освоен выпуск унифицированного с пропашным СТЗ-3 транспортного трактора СТЗ-5-НАТИ с двигателем мощностью 52-56 л.с.

В 1938 году на Всемирной промышленной выставке в Париже АСХТЗ-НАТИ был отмечен высшей наградой — «Гран-При».

К 17 июня 1940 года — 232700 тракторов — более половины тракторного парка страны — сошли с конвейера Сталинградского тракторного завода.

Во время Великой Отечественной войны предприятие выпускало танки Т-34. Когда враг подступал к городу, в прифронтовых условиях завод под огнем противника продолжал выпуск танков. На территории тракторного завода также шли ожесточенные бои. А 2 февраля 1943 года именно в районе тракторного завода сдалась в плен гитлеровская группировка, что означало окончание Сталинградской битвы.

25 ноября 1949 года без остановки производства был осуществлён переход на выпуск трактора ДТ-54 оснащённого дизельным двигателем мощностью 54 л.с.

30 декабря 1963 года после проведённой реконструкции, завод приступил к выпуску тракторов ДТ-75. Обладая высокими потребительскими качествами и значительным потенциалом для модернизации, ДТ-75 надежно забронировал себе место в будущих планах завода и стал базой для целого семейства тракторов. 

За заслуги перед Отечеством завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Также он удостоился ордена Отечественной войны I степени.

В 1992 году состоялась приватизация Волгоградского тракторного завода посредством акционирования.

В 2005 году решением Арбитражного Суда Волгоградской области Волгоградский тракторный завод был признан банкротом.

"Эффективные менеджеры" сделали свое гнусное дело......
Первенец  1-ой Сталинской пятилетки - 983473751594
Трактор СТХ-15/30.
Трактор СТХ-15/30.
Трактор АСХТЗ-НАТИ
Трактор АСХТЗ-НАТИ
Трактор ДТ-75
Трактор ДТ-75

Комментарии

Комментариев нет.