18 июня 1957 года - на заседании Президиума ЦК КПСС его старейшме члены, а именно тогдашний зампред Совмина СССР и министр промышленности строительных материалов Лазарь Каганович, министр электростанций и зампред Совмина СССР Георгий Маленков и первый зампред Совмина СССР Вячеслав Молотов предлагают 1-му секретарю ЦК Никите Хрущеву уйти с поста лидера партии на должность министра сельского хозяйства.

Но обо всём по порядку.
Итак, в тот день в Кремле собрался Президиум ЦК КПСС. Это заседание было необычным, оно продолжалось три дня. Кремль был взят под усиленную охрану. Участники заседания лишь поздно ночью могли отдохнуть, чтобы утром снова вернуться в комнату для заседаний. Отсутствовал только Ф. Р. Козлов.
На 23 июня было намечено торжественное празднование 250-летия Ленинграда. В город на Неве приезжали делегации из других городов страны, многие из них возглавлялись секретарями обкомов. Ждали и Н. С. Хрущёва во главе представительной правительственной делегации. Но Хрущёву было не до юбилеев.
На заседании Президиума ЦК Молотов, Маленков и Каганович неожиданно поставили вопрос о смещении Хрущёва. Оппоненты Хрущёва, враждовавшие друг с другом, на этот раз объединились и тщательно обсудили вопрос об отстранении Хрущёва, соблюдая при этом строгую конспирацию.
Список обвинений был велик. В основном Хрущёва обвиняли в экономическом волюнтаризме, в самочинных и необдуманных действиях. Многие из этих обвинений были, несомненно, справедливы.
Но главное обвинение, которое не высказывалось полностью, но которое являлось наиболее важным для противников Хрущёва, состояло в том, что Хрущёв слишком далеко зашёл в «разоблачении» Сталина, что он подорвал авторитет КПСС в международном коммунистическом движении и авторитет всего коммунистического движения. Речь шла, поэтому о пересмотре решений XX съезда КПСС.
Противники Хрущёва, рассчитывая на успех, обсудили заранее и судьбу самого Хрущёва. В случае признания им своих ошибок и согласия на отставку предусматривалось понижение его в должности, например до уровня министра сельского хозяйства СССР.
В иных случаях не исключалась возможность ареста Хрущёва. Он был ещё очень популярен не только среди населения, чем можно было, и пренебречь, но и среди большинства членов ЦК КПСС. Поэтому оставлять его на свободе казалось опасным. На пост Первого секретаря ЦК КПСС предполагалось избрать В. М. Молотова.
Хрущёв, однако, решительно отверг все обвинения, ссылаясь на достигнутые экономические успехи и на существенные достижения во внешней политике. В острых прениях в его поддержку из членов Президиума выступили только Микоян, Суслов и Кириченко.
7 членов Президиума — Молотов, Маленков, Ворошилов,
Каганович, Булганин, Первухин и Сабуров выступили против Хрущёва. Кандидаты в члены Президиума — Брежнев, Жуков, Мухитдинов, Шверник и Фурцева поддержали Хрущёва, но они присутствовали на заседании лишь с правом совещательного голоса.
В конечном итоге Президиум Центрального Комитета вынес решение о смещении Хрущёва с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Но он, поддержанный своими сторонниками, отказался подчиниться принятому решению. Он заявил, что на пост Первого секретаря ЦК его избрал не Президиум, а Пленум ЦК, и только Пленум может освободить его от этой должности. Он потребовал поэтому созыва Пленума, но Президиум отверг это требование.
Группа Молотова — Маленкова, однако, и здесь обнаружила свой догматизм, возложив слишком большие надежды на формальное решение большинства членов Президиума. Хрущёва поддерживала и армия, и КГБ. Он продолжал оставаться главой Секретариата ЦК.
Иначе говоря, именно в руках Хрущёва сохранялась в эти решающие дни реальная власть в стране и в партии. Поэтому «операция», которая удалась в начале марта 1953 года, когда небольшая группа лидеров смогла решить у гроба только что умершего Сталина все вопросы по распределению власти, не могла состояться в июне 1957 года.
Пока заседал Президиум, важные события происходили за пределами Кремля. Для наиболее влиятельных членов ЦК не был секретом тот факт, что обсуждается судьба Н. С. Хрущёва. Дали знать в Ленинград Козлову, и тот с группой членов ЦК приехал в Москву.
Еще во время заседания Президиума ЦК председатель КГБ СССР И.А. Серов и министр обороны маршал Г.К. Жуков в считанные часы на самолетах военной авиации доставили в Москву из регионов членов ЦК, которые, срочно вмешавшись в ход заседания Президиума и поддержав в большинстве своем Хрущева, развернули весь процесс в противоположном направлении. Полномочия всего состава ЦК были выше полномочий избираемого им Президиума.
Энергичная и деятельная поддержка Хрущева со стороны такой авторитетной фигуры, как «Маршал Победы» Г.К. Жуков, оказала, по мнению некоторых участников событий, решающее влияние на поведение и голосование членов ЦК.
Тем временем члены Центрального Комитета стали собираться в Кремле. Делегация ЦК во главе с И. Серовым, которому подчинялась охрана во всех помещениях Кремля, появилась в здании, где проходили заседания Президиума.
Большинство Президиума, считавшее Хрущёва едва ли не смещённым с поста главы партии, поручило Булганину как Председателю Совета Министров СССР и Ворошилову как Председателю Президиума Верховного Совета СССР, вступить в переговоры с вошедшими в Кремль членами ЦК. Однако в приёмную, где они собрались, вышли также Хрущёв и Микоян.
Эта встреча началась не слишком вежливо. Серов пригрозил Ворошилову, что если Президиум будет противиться созыву Пленума, то Пленум соберётся и без одобрения Президиума, так как члены ЦК не позволят решать вопросы руководства партией без участия членов ЦК КПСС — большинство их в Москве, и они настроены весьма решительно. Стало очевидным, что сговор против Хрущёва потерпел провал, и Президиум согласился на созыв Пленума ЦК.
Подавляющее большинство участников открывшегося Пленума безоговорочно поддержало Хрущёва.
Июньский Пленум был также беспрецедентным по продолжительности: он проходил с 22 по 29 июня.
Пленум заслушал доклад Хрущёва «О положении в партии». Молотову предоставили возможность подробно изложить свою точку зрения, но все выступавшие затем поддерживали не Молотова, а Хрущёва.
В сложившихся условиях Ворошилов, Булганин, Сабуров и Первухин решили выступить с покаянными речами. Признал свои ошибки и Маленков.
До конца Пленума упорствовал только Молотов, и только он один воздержался при голосовании за резолюцию Пленума. Все остальные участники его группировки голосовали за резолюцию, осуждавшую их собственное поведение.
Постановление Пленума и краткая информация о его работе были опубликованы лишь 4 июля 1957 года. В решениях говорилось об «антипартийной группе Молотова, Кагановича и Маленкова» и умалчивалось об участии в группе Ворошилова, Булганина и других. И Ворошилов и Булганин сохранили свои посты.
Из состава Президиума и из ЦК КПСС были выведены Молотов, Маленков, Каганович и «примкнувший к ним Шепилов». Сабуров потерял пост члена Президиума ЦК, а Первухин стал лишь кандидатом в члены Президиума ЦК.
Молотов был отправлен послом в Монголию, Маленков – директором ГЭС в Усть-Каменогорске, Каганович – директором комбината в Свердловской области и т.д.
Июньский Пленум увеличил численность Президиума до 15 членов, в состав Президиума вошли недавние кандидаты Л. И. Брежнев, Е. А. Фурцева, Ф. Р. Козлов, Н. М. Шверник. Членами Президиума стали также А. Б. Аристов, Н. И. Беляев и старейший деятель КПСС О. В. Куусинен.
Среди 9 кандидатов в члены Президиума появились имена А. Н. Косыгина, А. П. Кириленко и К. Т. Мазурова. Молотов, Каганович и Маленков потеряли посты заместителей Председателя Совета Министров СССР.
Однако Хрущева беспокоила и фигура министра обороны Жукова с его огромным авторитетом среди фронтовиков и высшего генералитета. Видимо, считая Хрущева обязанным ему за спасение того в июне 1957 года, Жуков стал вести себя довольно независимо. И «в благодарность» ему за ту выручку, Хрущев уже в октябре этого же года проводит решение о снятии Жукова с поста министра обороны.
Позднее «отблагодарил» Хрущев и Серова, разжаловав его из генерал-полковника в генерал-майоры и лишив звания Героя Советского Союза.
А в марте 1958 года был смещен с должности председателя Совета министров СССР Н.А. Булганин, и высший государственный пост занял Н.С. Хрущев, сохранивший за собой и высший партийный пост. Так закончилась борьба с ликвидацией единоличного правления одной личности за установление коллективного руководства....

18 июня 1957 года - на заседании Президиума ЦК КПСС его старейшме члены, а именно тогдашний зампред Совмина СССР и министр промышленности строительных материалов Лазарь Каганович, министр электростанций и зампред Совмина СССР Георгий Маленков и первый зампред Совмина СССР Вячеслав Молотов предлагают 1-му секретарю ЦК Никите Хрущеву уйти с поста лидера партии на должность министра сельского хозяйства. - 983486157098
18 июня 1957 года - на заседании Президиума ЦК КПСС его старейшме члены, а именно тогдашний зампред Совмина СССР и министр промышленности строительных материалов Лазарь Каганович, министр электростанций и зампред Совмина СССР Георгий Маленков и первый зампред Совмина СССР Вячеслав Молотов предлагают 1-му секретарю ЦК Никите Хрущеву уйти с поста лидера партии на должность министра сельского хозяйства. - 983486156842

Комментарии

Комментариев нет.