❗️РАВВ продолжает анализ, вступающих в силу с 1 сентября 2022 года изменений, внесенных в Методику разработки нормативов допустимых сбросов приказом Минприроды России от 18.
05.2022 N 343. Во второй части руководитель экологического департамента РАВВ Кирилл Ануфриев делится негативными положениями документа. Изменения в Методику заменяют существующий подход, основанный на расчетных значениях концентраций, подходом, основанным на фактических значениях. Если фактически водопользователь сбрасывает меньше, чем по расчету, то устанавливается потолок допустимой к сбросу концентрации на уровне фактического значения, умноженного на коэффициент «1,3». Таким образом, законодатель ограничивает возможность сброса сточных вод в водный объект сверх необходимого (ведь все что сбрасывается в водный объект в рамках расчетных значений по определению обеспечивает соблюдение ПДК в контрольном створе!). Новый подход представляется сомнительным: 🔴У всех водопользователей, ранее применявших разбавление в расчетах, значительно сократятся величины нормативов допустимых сбросов. Ранее изменчивость концентраций и объемов сточных вод могла изменяться в диапазоне (что не вредило окружающей среде, ведь сброс был в пределах расчетных значений), то теперь изменения состава и/или объема стоков будут чаще наказываться (как административно, так и через плату за НВОС и начисление вреда) несмотря на то, что сбросы в пределах расчетных значений даже гипотетически не несут вреда для водного объекта. 🔴С ужесточением нормативов для объектов водоканалов, будут пересчитаны в сторону ужесточения и нормативы состава сточных вод абонентов. Последует рост случаев превышений нормативов и рост платы за превышение со стороны промышленных абонентов. 🔴Законодатель не объясняет выбор величины коэффициента «1,3». Почему не 1,5 или 1,7? 🔴При введении нового порядка расчетов нарушен ряд принципов, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Нарушается принцип законности – старый порядок расчета и так соответствовал целям охраны окружающей среды, а новый порядок лишь избыточно ужесточает подход. Нарушается принцип обоснованности обязательных требований – прежний подход исключал риск причинения вреда окружающей среде – при соблюдении расчетных значений соблюдались и ПДК в водном объекте. Не ясно, какой риск устраняет новое обязательное требование. Введение более жестких требований должно основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного окружающей среде вреда (ущерба). Необходимые для анализа данные ещё просто не успели образоваться и не были представлены при формировании текста изменений. Не соблюдается принцип правовой определенности и системности: установление норматива исходя из фактических значений не учитывает фоновое состояние водного объекта, не основано на ПДК, т.е. противоречит требованиям Закона № 7-ФЗ. Также, при применении нового подхода в ряде случаев возможно установление величины норматива выше расчетного значения! То есть при фактической концентрации в диапазоне от 0,77-0,99 от расчетного значения НДС, норматив будет установлен ВЫШЕ значения расчетного норматива (0,77*1,3 = 1,001). В этом случае сброс в пределах норматива будет обеспечивать превышение ПДК в водном объекте. 🔴Основные принципы расчета НДС меняют в период, когда объекты I категории готовятся к получению комплексных заключений. Хозяйствующие субъекты уже подготовили расчеты НДС и согласовали их с Роспотребнадзором, теперь эту работу придется переделывать (естественно, за свой счет). Теперь для всех водопользователей подход к определению норматива будет разный (в отличие от прежнего – единого). Если качество сточных вод превышает расчетное значение, то водопользователю разрешается сброс на уровне расчетного значения. А если поступают доли от расчетных значений, то диапазон возможных изменений концентраций значительно ограничивают относительно расчетных значений - требования жестче в отношении тех, кто и так не вредит окружающей среде.
РАВВ
❗️РАВВ продолжает анализ, вступающих в силу с 1 сентября 2022 года изменений, внесенных в Методику разработки нормативов допустимых сбросов приказом Минприроды России от 18.
05.2022 N 343. Во второй части руководитель экологического департамента РАВВ Кирилл Ануфриев делится негативными положениями документа.
Изменения в Методику заменяют существующий подход, основанный на расчетных значениях концентраций, подходом, основанным на фактических значениях. Если фактически водопользователь сбрасывает меньше, чем по расчету, то устанавливается потолок допустимой к сбросу концентрации на уровне фактического значения, умноженного на коэффициент «1,3». Таким образом, законодатель ограничивает возможность сброса сточных вод в водный объект сверх необходимого (ведь все что сбрасывается в водный объект в рамках расчетных значений по определению обеспечивает соблюдение ПДК в контрольном створе!). Новый подход представляется сомнительным:
🔴У всех водопользователей, ранее применявших разбавление в расчетах, значительно сократятся величины нормативов допустимых сбросов. Ранее изменчивость концентраций и объемов сточных вод могла изменяться в диапазоне (что не вредило окружающей среде, ведь сброс был в пределах расчетных значений), то теперь изменения состава и/или объема стоков будут чаще наказываться (как административно, так и через плату за НВОС и начисление вреда) несмотря на то, что сбросы в пределах расчетных значений даже гипотетически не несут вреда для водного объекта.
🔴С ужесточением нормативов для объектов водоканалов, будут пересчитаны в сторону ужесточения и нормативы состава сточных вод абонентов. Последует рост случаев превышений нормативов и рост платы за превышение со стороны промышленных абонентов.
🔴Законодатель не объясняет выбор величины коэффициента «1,3». Почему не 1,5 или 1,7?
🔴При введении нового порядка расчетов нарушен ряд принципов, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации". Нарушается принцип законности – старый порядок расчета и так соответствовал целям охраны окружающей среды, а новый порядок лишь избыточно ужесточает подход. Нарушается принцип обоснованности обязательных требований – прежний подход исключал риск причинения вреда окружающей среде – при соблюдении расчетных значений соблюдались и ПДК в водном объекте. Не ясно, какой риск устраняет новое обязательное требование. Введение более жестких требований должно основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации об уровне причиненного окружающей среде вреда (ущерба). Необходимые для анализа данные ещё просто не успели образоваться и не были представлены при формировании текста изменений. Не соблюдается принцип правовой определенности и системности: установление норматива исходя из фактических значений не учитывает фоновое состояние водного объекта, не основано на ПДК, т.е. противоречит требованиям Закона № 7-ФЗ. Также, при применении нового подхода в ряде случаев возможно установление величины норматива выше расчетного значения! То есть при фактической концентрации в диапазоне от 0,77-0,99 от расчетного значения НДС, норматив будет установлен ВЫШЕ значения расчетного норматива (0,77*1,3 = 1,001). В этом случае сброс в пределах норматива будет обеспечивать превышение ПДК в водном объекте.
🔴Основные принципы расчета НДС меняют в период, когда объекты I категории готовятся к получению комплексных заключений. Хозяйствующие субъекты уже подготовили расчеты НДС и согласовали их с Роспотребнадзором, теперь эту работу придется переделывать (естественно, за свой счет). Теперь для всех водопользователей подход к определению норматива будет разный (в отличие от прежнего – единого). Если качество сточных вод превышает расчетное значение, то водопользователю разрешается сброс на уровне расчетного значения. А если поступают доли от расчетных значений, то диапазон возможных изменений концентраций значительно ограничивают относительно расчетных значений - требования жестче в отношении тех, кто и так не вредит окружающей среде.