Сегодня в рубрике #запискихудожника делимся воспоминаниями детей художника Бориса Кустодиева – Кирилла и Ирины – о создании полотна «Русская Венера».
«Русская Венера» стала последним крупноформатным живописным произведением Кустодиева. Вот как вспоминал о написании картины Кирилл – сын художника: «В 1925 году отцу захотелось написать русскую Венеру в бане, и он принялся за эскизы. Затем, когда нашел нужную позу, сделал рисунок с девушки лет двадцати двух — двадцати трех. Она была миловидная, полная, с хорошей фигурой. Время было трудное, и для картины не нашлось холста нужного размера. Поэтому, по просьбе отца, я взял его старую картину «Терем» (групповой портрет), натянул обратной стороной на подрамок и загрунтовал. Отец приступил к работе — сделал рисунок и начал писать картину. Мыльную пену я сбивал для него в большом тазу: он хотел, чтобы пена в картине была настоящим натюрмортом. Позднее в стене предбанника было написано окно, в которое виден город с его шумной и оживленной жизнью. Отец любил даль в картине, глубину и маленькие масштабы этой глубины. Он всегда восхищался по этому поводу малыми голландцами и нашим Федотовым. Что касается самого образа, то он стремился сделать его типическим, русским, дать идеал женской красоты с точки зрения простого народа». Помимо натурщицы, для картины также позировала дочь художника Ирина. Она вспоминала: «Папа всегда любил писать полных. Я угодила ему, выросла “в его вкусе”. А. Н. Бенуа шутил: “Ирина постаралась — точь-в-точь знала, что нужно Борису Михайловичу для модели!” И я много позировала — стоя, сидя, лежа; не только для портретов, но и для персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций. <...> Для “Русской Венеры” я стояла, держа в руках линейку, так как веник достали не сразу. Мы оба очень смеялись— причем линейка? Распускала волосы, выходила после ванны — для картины нужно было тело, разгоряченное после мытья». Первоначальный вариант картины, написанный на обороте семейного портрета «На террасе», находится в Нижегородском государственном художественном музее. Сейчас это произведение можно увидеть на выставке «Борис Кустодиев», которая открыта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по 28 сентября. В собрании Галереи также хранятся один из вариантов нижегородского полотна и акварельный эскиз. В рамках рубрики делимся с вами «Венерами» Бориса Кустодиева. Купить билеты: https://www.tretyakovgallery.ru/tickets/#/buy/event/35843 Генеральный партнер проекта - Сбер.
Третьяковская галерея
Сегодня в рубрике #запискихудожника делимся воспоминаниями детей художника Бориса Кустодиева – Кирилла и Ирины – о создании полотна «Русская Венера».
«Русская Венера» стала последним крупноформатным живописным произведением Кустодиева. Вот как вспоминал о написании картины Кирилл – сын художника:
«В 1925 году отцу захотелось написать русскую Венеру в бане, и он принялся за эскизы. Затем, когда нашел нужную позу, сделал рисунок с девушки лет двадцати двух — двадцати трех. Она была миловидная, полная, с хорошей фигурой. Время было трудное, и для картины не нашлось холста нужного размера. Поэтому, по просьбе отца, я взял его старую картину «Терем» (групповой портрет), натянул обратной стороной на подрамок и загрунтовал. Отец приступил к работе — сделал рисунок и начал писать картину. Мыльную пену я сбивал для него в большом тазу: он хотел, чтобы пена в картине была настоящим натюрмортом. Позднее в стене предбанника было написано окно, в которое виден город с его шумной и оживленной жизнью. Отец любил даль в картине, глубину и маленькие масштабы этой глубины. Он всегда восхищался по этому поводу малыми голландцами и нашим Федотовым. Что касается самого образа, то он стремился сделать его типическим, русским, дать идеал женской красоты с точки зрения простого народа».
Помимо натурщицы, для картины также позировала дочь художника Ирина. Она вспоминала:
«Папа всегда любил писать полных. Я угодила ему, выросла “в его вкусе”. А. Н. Бенуа шутил: “Ирина постаралась — точь-в-точь знала, что нужно Борису Михайловичу для модели!” И я много позировала — стоя, сидя, лежа; не только для портретов, но и для персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций. <...> Для “Русской Венеры” я стояла, держа в руках линейку, так как веник достали не сразу. Мы оба очень смеялись— причем линейка? Распускала волосы, выходила после ванны — для картины нужно было тело, разгоряченное после мытья».
Первоначальный вариант картины, написанный на обороте семейного портрета «На террасе», находится в Нижегородском государственном художественном музее. Сейчас это произведение можно увидеть на выставке «Борис Кустодиев», которая открыта в Инженерном корпусе Третьяковской галереи по 28 сентября. В собрании Галереи также хранятся один из вариантов нижегородского полотна и акварельный эскиз. В рамках рубрики делимся с вами «Венерами» Бориса Кустодиева.
Купить билеты: https://www.tretyakovgallery.ru/tickets/#/buy/event/35843 Генеральный партнер проекта - Сбер.