В середине 1920-х коноваловская фабрика в Вичуге получила имя Виктора Ногина — революционера, советского партийного и государственного деятеля.

Однако мировую славу фабрике принесли две девушки-однофамилицы Виноградовы.
В начале 1930-х из-за проблем с продовольствием в Вичуге произошла крупнейшая в СССР забастовка. Прекратили работу около 16 тысяч текстильщиков. Фабрику лихорадило. В 1933 году не был выполнен план выработки. Ткань производилась с большим количеством брака.
В феврале 1935 года руководство фабрики решило установить новое оборудование — два экспериментальных комплекта автоматических ткацких станков фирмы «Нортроп». 24-летней Дусе Виноградовой доверили «малый комплект» в 40 станков. Вскоре Дуся потребовала, чтобы для неё создали «большой комплект».
На фабрике стало известно, что в США ткачихи обслуживают по 70-80 станков — началось установление советских рекордов.
Летом Дуся Виноградова перешла на 70 станков, а в августе ее сменщицей стала однофамилица Маруся Виноградова.
12 сентября 1935 года газета «Лёгкая индустрия» сообщила о всесоюзном рекорде обслуживания ткацких станков, достигнутом на вичугской фабрике имени Ногина. Так начался звёздный взлёт Дуси. А в текстильной промышленности стало набирать темп виноградовское движение: появились сотни последователей Дуси по всей стране.
Особенно острая борьба развернулась между вичужанами и родниковцами. Ткачихи Тася Одинцова и Ирина Лапшина решили с 1 октября перейти с 36 сразу на 96 станков, рассчитывая оказаться в лидерах.
После стахановского совещания на фабрике для Дуси Виноградовой стали готовить комплект из 208 станков. Но 24 ноября 1935 года родниковские ткачихи обогнали вичужан и установили «новый мировой рекорд» — 216 станков.
29 ноября Дуся Виноградова также перешла на обслуживание 216 станков. А в самом конце 1935 года, ткачихи Виноградовы, а также их соперницы Тася Одинцова и Ирина Лапшина удостоились высшей награды СССР — ордена Ленина.

Комментарии