"ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ".

Страница 22.
Автор - В.Дитякин.
Содержание:
- 22). "Покорить воздух, летать как птица".

"ЛЕОНАРДО  да  ВИНЧИ". - 931906957609
22). "ПОКОРИТЬ ВОЗДУХ, ЛЕТАТЬ, КАК ПТИЦА!"

1505 год, лето в разгаре, раннее утро. По узкой каменистой дороге, петлями вползающей на гору, едут 2 всадника. Впереди - высокий красивый человек. Пышные, чуть начинающие седеть волосы обрамляют широкий, изрезанный морщинами лоб. Властные очертания губ говорят о большой выдержке, упорстве и настойчивости. Голубые глаза смотрят уверенно и твёрдо. Это Леонардо. Он держит в руке какое-то странное сооружение, похожее на птицу. За Леонардо, чуть отставая от него, едет его верный ученик и слуга - Зороастро, хороший механик. Влюблённый в своего учителя, он уже много лет служит ему. Наконец подъём окончен. Невысокая гора, носящая странное название "Монте Чечери" ("гора Лебедь"), с 1-й стороны обрывается вниз почти отвесно. Трудно отыскать место, более удобное для опытов с летательными приборами. Леонардо сходит с коня, останавливается у самого края обрыва, ласково разглаживает крылья "птицы" и пускает её в воздух. Свежий утренний ветерок подхватывает лёгкую крылатую "игрушку" и несёт вдаль. Вот она резко опускается вниз, того и гляди упадёт на землю. 1-н миг, и она снова поднимается вверх и плавно, чередуя взлёты и снижения, летит дальше. Леонардо напряжённо следит за полётом своей "птицы". В руке у него неразлучная записная книжка, он заносит в неё какие-то заметки. Леонардо поднимает голову, прикидывая высоту полёта модели. Когда же модель резко падает вниз, лицо его морщится, но затем морщины разглаживаются.

- "А ну-ка, друг Зороастро, запусти ещё раз!"

Зороастро медленно идёт к привезённому им большому коробу, вынимает из него другую "птицу". Расправив крылья "птицы" и пожелав ей "доброго пути", Леонардо запускает её в воздух. Снова молчание. Слышно только шуршание перелистываемых ветром листков записной книжки. Длина полёта модели, время её нахождения в воздухе, высота полёта измеряются, и результаты записываются. Иногда на листке появляется длинная ломаная, идущая то вверх, то вниз линия - схема движения модели. Так проходит час за часом, Солнце уже поднялось к зениту и палит жестоко и беспощадно. Зороастро собирает модели, аккуратно укладывает их в короб и грузит на лошадь. За многие часы он не проронил ни слова и только теперь, взбираясь на коня, тихо бурчит:

- "А когда же мы полетим?"

- "Скоро, скоро, мой друг! Не беспокойся, я помню своё обещание: ты будешь 1-м человеком, который полетит, как птица".

Больше Зороастро не спрашивает ни о чём - он знает, что слово Леонардо крепко, как камень. Он вполне спокоен. Спокоен и Леонардо. Он знает и любит своего верного друга, знает, что тот умеет хранить тайны. Так они молча спускаются с горы. Леонардо вспоминает, как много лет назад стоял он точно так же на площадке Альбанских гор и наблюдал полёт орлов. Был такой же летний день, такое же горячее Солнце, такой же тёплый ветерок. Он стоял над обрывом и жадным взором следил за полетом величественных птиц. Вот тогда у него и зародилась мысль, которая впоследствии никогда но покидала его. Мысль дерзкая, смелая - покорить воздух, летать, как птица! С тех пор прошло почти 40 лет. Сколько пережито, передумано, сколько изучено и сделано! Он писал картины, строил каналы и шлюзы, проектировал грандиозные архитектурные сооружения, сочинял стихи и новеллы, но никогда, ни на 1-н день, не оставлял мысли "о покорении воздуха". Он улыбнулся. Как он был наивен тогда! Ему казалось, что вот пройдёт месяц-другой и он смастерит такую "птицу", которая поднимет его в воздух. Он полетит так же смело и гордо, как орёл. Проходили месяцы, годы. Мальчик вырос, превратился в знаменитого художника и изобретателя, а такой "птицы" ещё нет. Но Леонардо не смеётся над этим мальчиком из Винчи. Этот мальчик "с пламенной верой в возможность покорить воздух" дорог ему... Пусть в его мечтах было много детского, много наивного, но эти мечты ребёнка, созрев, превратились в знание - твёрдую основу успеха. Теперь, когда опыты с моделями проходят решающую стадию, Леонардо ещё и ещё раз мысленно пробегает весь длинный и сложный путь своих исканий...

* * *
Леонардо да Винчи. "Испытание крыльев". Рисунок.
Леонардо да Винчи. "Испытание крыльев". Рисунок.
Рисунок выше - /Леонардо да Винчи. "Испытание крыльев". Рисунок/.

Леонардо занимался проблемами воздухоплавания и тогда, когда жил в первый раз во Флоренции. Сначала это были просто наблюдения над полётом птиц, наблюдения самого общего порядка. Всё более углубленные занятия математикой и физикой постепенно привели его к необходимости изменить характер и цель этих наблюдений. Он составляет план "Трактата по воздухоплаванию":

- "Прежде чем: говорить о том, что летает, надо написать", - указывает Леонардо, - "о предметах, которые падают без ветра, затем о значении и роли ветра».

Изучение математики и физики давало для этого материал, но всё же он был ещё недостаточен. Леонардо наблюдает полёт коршунов, обращается к изучению полёта стрекоз и мух. Вот запись Леонардо, говорящая о глубине понимания им механики полета птиц:

- "Коршун и другие птицы, которые мало машут крыльями, выискивают течение ветра, и, когда ветер господствует вверху, тогда будут они видимы на большой высоте, и, когда он господствует внизу, тогда будут они держаться низко. Когда ветра нет в воздухе, тогда коршун взмахивает несколько раз крыльями при своем полёте, так что поднимается ввысь..."

- "Когда птица хочет подняться взмахами своих крыльев, поднимает она плечи и концами крыльев ударяет по направлению к себе, в результате чего уплотняет тот воздух, что [находится] между концами крыльев и её грудью, и это напряжение воздуха поднимает птицу ввысь".

Однако все эти наблюдения ещё далеко не были сведены в систему. Что же нужно для того, чтобы свободно разбираться в законах летания и затем на основе этого овладеть ими? Вот вопрос, долго мучивший Леонардо. Решение пришло как будто бы со стороны - от занятий гидротехникой, от изучения законов движения жидкостей. Леонардо ужо давно пришел к мысли о единстве Природы, давно "разрушил те искусственные стены, которыми старые ученые отгораживали отдельные области явлений Природы и изучение их". "Идея единства Природы" с давних пор волновала Леонардо. Вначале она выражалась в требовании для художника знать основы математики, геометрии, анатомии и т. п. С течением времени мысль эта всё более обогащалась и укреплялась. Поразительная разносторонность Леонардо, многообразие его интересов и занятий были не чем иным, как отражением этой идеи единства природы. Когда Леонардо перешёл к технике и изобретательству, то эта идея стала 1-м из основных принципов "материалистического мировоззрения" Леонардо. Занятия гидротехникой и гидродинамикой, изучение законов движения воды, которыми так мною занимался Леонардо ещё во флорентийский период и особенно в Милане - во время сооружения большого канала, дали ему ключ и к пониманию основных законов движения в воздухе. Произведённое им большое количество наблюдений и экспериментов вскоре полностью убедили его в тождестве этих законов.

- "Для того чтобы дать истинную науку о движении птиц в воздухе, необходимо дать сначала науку о ветрах, которую докажем посредством движения воды".

И в другом месте:

- "Движется воздух, как река, и увлекает с собой облака так же, как текущая вода увлекает с собой все вещи, которые держатся на ней".

Снова обращаясь к уже основательно изученным им данным гидродинамики, Леонардо заключает:

- "Плавание показывает способ летания и показывает, что тяжесть, имеющая более широкую поверхность, большее оказывает сопротивление воздуху..."

Леонардо старается применить свои теоретические обобщения на практике: он конструирует аппарат для плавания. Начали проясняться и допущенные ранее ошибки, и неразгаданные ранее загадки.
Леонардо да Винчи. "Проект летательного снаряда". Рисунок.
Леонардо да Винчи. "Проект летательного снаряда". Рисунок.
Рисунок выше - /Леонардо да Винчи. "Проект летательного снаряда". Рисунок/.

Сначала Леонардо понимал "процесс летания человека как простое подражание полёту птицы". Ему казалось, что достаточно снабдить человека удачно сконструированными крыльями, подобными крыльям той или иной птицы, как человек при помощи своей мышечной силы может, приведя эти крылья в движение, подняться в воздух и лететь. Он создал несколько проектов летательных снарядов. Из них особенный интерес представляет тот, в котором он обращается к "летающему механизму" летучих мышей.

- "Помни", - писал он, - "что птица твоя должна подражать не иному чему, как летучей мыши... Названная птица должна при помощи ветра подниматься на большую высоту, и в этом будет её безопасность, потому что даже в случае, если бы её постигли... опрокидывания, у неё есть время вернуться в положение равновесия, лишь бы члены её были большой стойкости, способные... противостоять стремительности и импульсу спуска - связками из прочной дублёной кожи и верёвочными сухожилиями из прочнейшего сырцового шёлка..."

Глубокое понимание законов гидродинамики и аэродинамики привело Леонардо к решению "проблемы полёта". Прежде всего изменилось представление о птице. Сама птица стала рассматриваться не как живое летающее существо, а как своего рода механизм, искусно сделанный Природой.

- "Птица - действующий по математическим законам инструмент, сделать который в человеческой власти со всеми движениями его, но не со столькими же возможностями".

Останавливаясь на вопросе, в какой степени полёт в воздухе может быть безопасен для человека, и как бы возражая своим противникам, говорившим, что летательный аппарат при подъёме в воздух неминуемо должен развалиться, Леонардо писал, что человек:

- "Сможет в значительной мере предотвратить разрушение того инструмента, коего душой и вожатым он себя сделал".

Значит, человек может сделать такой же инструмент для полёта. Уже 1-на эта мысль, даже без осуществления её на практике, представляет 1-но из величайших достижений гения Леонардо. Впервые в истории человечества проблема полёта начала изучаться на основании подлинно научных данных и был указан путь для её практического осуществления. Но Леонардо не был бы самим собой, если бы ограничился только теоретическим изучением проблемы. Он всегда старался свои теоретические построения претворить в жизнь.
Леонардо да Винчи. "Проект геликоптера". Рисунок.
Леонардо да Винчи. "Проект геликоптера". Рисунок.
Рисунок выше - /Леонардо да Винчи. "Проект геликоптера". Рисунок/.

В основе разработанных им новых проектов летательных аппаратов лежала уже не наивная мысль о подражании птице, а знание законов движения воздуха и использование их человеком. Так он пришёл к мысли о создании планера, при посредстве которого можно если не летать, то хотя бы парить в воздухе. Он построил модель планера и готовился к её испытаниям. Стремление сделать полёт как можно более безопасным привело Леонардо к изобретению парашюта. Он точно рассчитывает размеры плоскости парашюта, необходимые для поддержки человека в воздухе:

- "Когда у человека есть шатер из прокрахмаленного полотна шириною в 12 локтей*(*10) и вышиною в 12*(*11), он сможет бросаться с любой большой высоты без опасности для себя".

*(*10). - /"Локоть" - приблизительно 45 см./.

*(*11). - /Т.е. всего 30 кв. м./.

Определив летательный аппарат как механизм и поняв после ряда опытов и расчётов, что мышечная сила человека недостаточна для приведения его в движение, Леонардо задумался над вопросом о двигателе, который приводил бы аппарат в движение. Он долго и упорно искал такой двигатель. Именно в этих поисках он пришёл к идее геликоптера (вертолета):

- "...Наружный край винта должен быть из проволоки толщиной с верёвку, и от окружности до середины должно быть восемь локтей".

- "Я говорю, что когда прибор этот, сделанный винтом, сделан хорошо, т.е. из полотна, поры которого прокрахмалены, и быстро приводится во вращение, - что названный винт ввинчивается в воздух и поднимается вверх..."

- "Сделай, чтобы арматура вышеназванного [полотна] была изготовлена из тонких длинных трубок. Можно сделать себе маленькую модель из бумаги, ось которой - из тонкого листового железа, закручиваемая с силой, и которая, будучи отпущена, приводит во вращение винт".

Однако, как известно, такой "двигатель" Леонардо всё же найти не удалось. Всё, чем располагала техника его времени - водяные и ветряные двигатели, - было непригодно для воздухоплавания. Ни водяное колесо, ни ветряную мельницу нельзя было оторвать от земли. Даже использование силы пара (к чему в некоторых своих проектах подходил Леонардо) и то, как показывает опыт последующего развития авиации, не решало задачу.

* * *

У нас нет документальных данных о том, пытался ли Леонардо на деле строить спроектированные им летательные приборы и пытался ли он сам или Зороастро подниматься на них в воздух. В записных книжках Леонардо есть такая запись:

- "Большая птица первый начнёт полёт со спины исполинского лебедя*(*12), наполняя вселенную изумлением, наполняя молвой о себе все писания, вечной славой гнезду, где она родилась».

То, что было сделано Леонардо в деле познания законов летания, в деле научного обоснования полета, достаточно, чтобы его имя было овеяно вечной славой, как имя одного из наиболее смелых покорителей воздуха.

*(*12). - /Гора Монте Чечери/.
#ПокоритьВоздух
#ЛетатьКакПтица
#ЛеонардоДаВинчи

Комментарии

Комментариев нет.