«ЧАСТИЦА ЧЁРТА В НАС!..

»
17 апреля 1983 года
скончалась Народная артистка РСФСР
Гликерия Васильевна Богданова-Чеснокова.
ЗРИТЕЛИ её обожали. Например, когда в оперетте Андрея Петрова «Мы хотим танцевать» её героиня, старейшая актриса театра оперетты Матильда Ивановна Волна-Задунайская, объявившая коллегам о своём «тройном юбилее» («Шестьдесят лет на сцене, пятьдесят – в профсоюзе и сорок – со дня рождения»), выдавала в искромётном танце кальмановский шедевр: «Частица чёрта в нас!», зал от хохота стонал. Да, уж в самой-то Гликерии Васильевне «частица чёрта» была в избытке…
Она говорила, что «вышла из сибирских казаков», и что «вся в бабушку», которая на селе запросто разнимала дерущихся мужиков. Росла такой же крупной, энергичной и смешливой. С таким же большим, «очаровательным» носиком. Тоже пела, плясала. В тринадцать лет пристроилась к вооружённому отряду с Выборгской стороны, чтобы «штурмовать Зимний», но штурма не случилось. Скоро на вступительном экзамене в Школе русской драмы при «Александринке» так прочитала монолог Плюшкина, что руководитель театра Юрий Михайлович Юрьев от смеха упал со стула. Вот и оказалась Лика Богданова на одном курсе с Михаилом Царёвым, Николаем Черкасовым, Юрием Толубеевым, Николаем Симоновым… Потом на прославленной сцене поставили «Мещанина во дворянстве», и она уморительно сыграла служанку Люси.
И вдруг знаменитый украинский актёр Дмитрий Васильчиков приглашает в турне («Кисловодск, Пятигорск, Одесса, Крым…») – и стали они выступать вместе. А заодно обвенчались. Родилась Лидочка. Но, увы, произошёл семейный разрыв, и родня Дмитрия Фёдоровича возвратить дочь матери отказалась…
Вернувшись на невский берег, украсила собой местную эстраду и там же встретила замечательного комедийного актёра Семёна Чеснокова. Она – крупная, он – субтильный: на этом контрасте имели большой успех. Возникло красивое взаимное чувство, родилась Олечка…
С первых дней войны оба – в ансамбле оперетты под руководством Валерии Бронской. Тогда же Богданова-Чеснокова начала свои бесчисленные выступления перед защитниками города – на ленинградских заводах, в госпиталях, окопах, землянках, на палубах кораблей… На ладожском льду помогла спасти полуторку с людьми – и была награждена медалью «За боевые заслуги». Другую – «За оборону Ленинграда» – получила тоже по праву. Обычно воины старались артистов подкормить, но она основную часть скромного «угощенья» откладывала в судочек – для мамы и дочки. Однажды артисты не могли выбраться из Ораниенбаума целую неделю, и когда она наконец вернулась, ни доченьки, ни мамы в живых уже не было… И Сеня вскоре умер…
Так что после Победы в её жизни остался только театр. Ленинградский театр музыкальной комедии. Её блистательный буффонный талант вовсю проявился в опереттах Легара, Кальмана, Штрауса, Дунаевского, Милютина… Людям, пережившим блокаду, очень нужны были её искромётные персонажи – и Гапуся из «Свадьбы в Малиновке», и Хивря из «Сорочинской ярмарки», и Розалия из «Поцелуя Чаниты», и мадам Арно из «Фиалки Монмартра», и Парася Никаноровна из «Трембиты», и Цецилия из «Королевы чардаша», и Каролина из «Мистера Икса»… Когда спустя два года эта же самая Каролина уже в фильме «Мистер Икс» с призывным кличем: «Пелика-а-ан!» ворвалась на экран (их дуэт с Григорием Яроном был великолепен), Гликерия Богданова-Чеснокова вмиг стала кинозвездой. С этой же самой темпераментной Каролины в «Укротительнице тигров» слегка скопировала Марию Михайловну, которая мечтает сосватать свою бездарную дочурку за знаменитого мотогонщика. Похожий образ возник и в «Летучей мыши», где жена прокурора – помните? – учит дочь «стрелять глазами». Перешла на экран и галерея стареющих её примадонн: Рыкалова в «Крепостной актрисе», Придворная дама в «Каине XVIII», Актриса в «Зайчике». Из той же когорты в гайдаевской экранизации «Двенадцати стульев» Елена Станиславовна, которая, мечтательно покручивая у виска мокрым носком, затягивает: «Отцвели уж давно хризантемы в саду…» (Кстати, она и в цирке поработать успела: три сезона в дуэте с клоуном Борисом Вяткиным кувыркалась, ходила колесом, делала заднее сальто).
Но блокада, увы, не прошла даром: здоровье стремительно ухудшалось. В 1970-м упала на сцене, и её увезли по «Скорой» прямо на операционный стол. Когда выписывалась, попросила соседей по палате подойти к окну – и они увидели, как на прощание весьма преклонных лет Народная артистка РСФСР исполнила шикарный батман. И потом, несмотря на все хворобы, «божественная Гликерия» всё равно продолжала радовать зрителя, до самой своей кончины – в 1983-м, 17 апре-ля. Да, «частица чёрта» не покинула её до самого финала…
Лев СИДОРОВСКИЙ

Комментарии