Санкт-Петербург – первый город в России, в котором появилось регулярное освещение.
К основанию Петербурга в 1703 году уличное освещение существовало только в Париже, Гамбурге, Берлине, Лондоне, Ганновере и немногих других городах. Долгое время жителям городов Европы приходилось пользоваться ручными фонарями.
После первого путешествия Петра Великого за границу ношение фонарей стало на какое-то время обязанностью и петербуржцев, а приглашённый из Парижа архитектор Жан-Батист Леблон, поставленный Петром во главе всего строительного дела в новой столице, получил распоряжение составить проект устройства уличных фонарей.
Жан-Батист Леблон завершил свой проект устройства уличных фонарей к 1718 году. По его эскизам первые фонари были установлены на Адмиралтейском острове, у Зимнего дворца и Адмиралтейства. Затем занялись освещением улиц всего города.
Затем Пётр поставил вопрос об изыскании средств для освещения всего Петербурга. Для освещения планировалось использовать конопляное масло. На каждые 15 фонарей полагался фонарщик с принадлежностями – лестницей, малым ручным фонарём, щёткой, губкой, меркой. Спустя всего 20 лет после основания Петербург получил первое регулярное уличное освещение.
С расширением города в течение всего XVIII века увеличивалось количество фонарей. Так к 1770 году их было уже более 2200. Также все фонари несли эстетическую функцию, поэтому их внешнему виду уделялось большое внимание.
В 1839 году на улицах Петербурга начинают появляться первые газовые фонари. Для эксперимента в городе вместо снятых 215 масляных фонарей устанавливают газовые на самых популярных улицах: у Александровской колонны, на Гороховой улице, на Садовой улице и на Невском проспекте.
Когда надежды, используя газ, снизить расходы на уличное освещение не оправдались, для фонарей попробовали использовать хлебный спирт, смешанный со скипидаром. Однако ввиду убытков «материалов», которые неизбежно возникали при заправках фонарей, было решено разработать новый способ освещения города – с помощью керосина. Постепенно газовое и керосиновое освещение вытеснило масляные и спиртовые фонари. Даже с появлением электрического освещения керосиновые и газовые фонари продолжали использоваться и исчезли с улиц города только в 1930-е.
Первые опыты электрического освещения были произведены в Петербурге в 1879 году по способу русского электротехника Павла Яблочкова. Он установил осветительную установку на Одесской улице, которая стала первым в мире примером наружного освещения при помощи ламп накаливания. Также освещение было установлена на Дворцовом мосту, на площади у памятника Екатерине Второй, на мосту Александра Второго (Литейный). В эти же годы над изобретением лампы накаливания в Петербурге работал и другой русский электротехник Александр Лодыгин.
Президентская библиотека
💡ОСВЕЩЕНИЕ НА УЛИЦАХ ПЕТЕРБУРГА
Санкт-Петербург – первый город в России, в котором появилось регулярное освещение.
После первого путешествия Петра Великого за границу ношение фонарей стало на какое-то время обязанностью и петербуржцев, а приглашённый из Парижа архитектор Жан-Батист Леблон, поставленный Петром во главе всего строительного дела в новой столице, получил распоряжение составить проект устройства уличных фонарей.
Жан-Батист Леблон завершил свой проект устройства уличных фонарей к 1718 году. По его эскизам первые фонари были установлены на Адмиралтейском острове, у Зимнего дворца и Адмиралтейства. Затем занялись освещением улиц всего города.
Затем Пётр поставил вопрос об изыскании средств для освещения всего Петербурга. Для освещения планировалось использовать конопляное масло. На каждые 15 фонарей полагался фонарщик с принадлежностями – лестницей, малым ручным фонарём, щёткой, губкой, меркой. Спустя всего 20 лет после основания Петербург получил первое регулярное уличное освещение.
С расширением города в течение всего XVIII века увеличивалось количество фонарей. Так к 1770 году их было уже более 2200. Также все фонари несли эстетическую функцию, поэтому их внешнему виду уделялось большое внимание.
В 1839 году на улицах Петербурга начинают появляться первые газовые фонари. Для эксперимента в городе вместо снятых 215 масляных фонарей устанавливают газовые на самых популярных улицах: у Александровской колонны, на Гороховой улице, на Садовой улице и на Невском проспекте.
Когда надежды, используя газ, снизить расходы на уличное освещение не оправдались, для фонарей попробовали использовать хлебный спирт, смешанный со скипидаром. Однако ввиду убытков «материалов», которые неизбежно возникали при заправках фонарей, было решено разработать новый способ освещения города – с помощью керосина. Постепенно газовое и керосиновое освещение вытеснило масляные и спиртовые фонари. Даже с появлением электрического освещения керосиновые и газовые фонари продолжали использоваться и исчезли с улиц города только в 1930-е.
Первые опыты электрического освещения были произведены в Петербурге в 1879 году по способу русского электротехника Павла Яблочкова. Он установил осветительную установку на Одесской улице, которая стала первым в мире примером наружного освещения при помощи ламп накаливания. Также освещение было установлена на Дворцовом мосту, на площади у памятника Екатерине Второй, на мосту Александра Второго (Литейный). В эти же годы над изобретением лампы накаливания в Петербурге работал и другой русский электротехник Александр Лодыгин.
На портале Президентской библиотеки вы найдёте больше информации об истории уличного освещения в Санкт-Петербурге:
✅Георгий Семенович «Уличное освещение города С.-Петербурга»(1914)
✅Л. Белькинд «Александр Николаевич Лодыгин» (1948)
✅«Дело об освещении здешней столицы фонарями особенного изобретения» 1802 г. (Доступно в ЭЧЗ)
✅Коллекция «Невский проспект»