В 2025 году отмечается 290 лет со дня рождения Ивана Петровича Кулибина, знаменитого техника-новатора, ставшего символом русского изобретательства. «Нижегородский Архимед», как называли его современники, создал проект моста через Неву, лифт, прожектор, оптический телеграф, веломобиль, механические протезы и многое другое.
Иван Кулибин родился 10 апреля 1735 года в семье мелкого торговца мукой в Нижнем Новгороде. Получив строгое старообрядческое воспитание, Иван рано освоил грамоту и стал помогать отцу в лавке. В юношеском возрасте Иван Кулибин обучился слесарному, токарному и часовому делу.
Со второй половины 1750-х годов Кулибин изучал и конструировал сложные часовые механизмы и другие «механические диковины». Известность ему принесли карманные часы величиной с гусиное яйцо, изготовленные в 1764–1767 годах (сейчас они находятся в собрании Государственного Эрмитажа). Часы исполняют несколько мелодий и, помимо циферблата, имеют распахивающиеся каждый час створки, за которыми металлические фигурки разыгрывают пасхальные сцены. В 1769 году, получив эти часы в подарок, Екатерина II назначила Ивана Петровича руководителем механической мастерской Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.
Под началом Ивана Кулибина действовали инструментальная, токарная, слесарная, барометренная палаты, поддерживавшие в рабочем состоянии приборы и инструменты академии. Мастер самостоятельно изучал механику, физику, химию и математику, разрабатывал новые способы шлифовки стёкол для оптических приборов, пробовал себя в написании од и продолжал заниматься изобретательством.
В 1772 году Кулибин спроектировал первый однопролётный деревянный мост длиной 298 метров через Неву, успешные испытания модели которого прошли в конце 1776 года.
В 1787 году Иван Петрович покинул должность заведующего мастерской и целиком посвятил себя изобретательству. В 1791 году изготовил «самобеглую» повозку (веломобиль), которая приводилась в движение человеком через педальный механизм. В ней он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, пружины и даже подшипники качения.
Долгое время Кулибин работал над созданием механических судов для работы на реках – водоходов, способных идти против течения. В конце жизни изобретатель работал над созданием вечного двигателя.
Подавляющее большинство технических решений Ивана Кулибина, намного опередивших своё время, так и не были реализованы. Сегодня фамилия Кулибина стала нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём деле.
Президентская библиотека
☘ ИВАН КУЛИБИН
В 2025 году отмечается 290 лет со дня рождения Ивана Петровича Кулибина, знаменитого техника-новатора, ставшего символом русского изобретательства. «Нижегородский Архимед», как называли его современники, создал проект моста через Неву, лифт, прожектор, оптический телеграф, веломобиль, механические протезы и многое другое.
Со второй половины 1750-х годов Кулибин изучал и конструировал сложные часовые механизмы и другие «механические диковины». Известность ему принесли карманные часы величиной с гусиное яйцо, изготовленные в 1764–1767 годах (сейчас они находятся в собрании Государственного Эрмитажа). Часы исполняют несколько мелодий и, помимо циферблата, имеют распахивающиеся каждый час створки, за которыми металлические фигурки разыгрывают пасхальные сцены. В 1769 году, получив эти часы в подарок, Екатерина II назначила Ивана Петровича руководителем механической мастерской Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге.
Под началом Ивана Кулибина действовали инструментальная, токарная, слесарная, барометренная палаты, поддерживавшие в рабочем состоянии приборы и инструменты академии. Мастер самостоятельно изучал механику, физику, химию и математику, разрабатывал новые способы шлифовки стёкол для оптических приборов, пробовал себя в написании од и продолжал заниматься изобретательством.
В 1772 году Кулибин спроектировал первый однопролётный деревянный мост длиной 298 метров через Неву, успешные испытания модели которого прошли в конце 1776 года.
В 1787 году Иван Петрович покинул должность заведующего мастерской и целиком посвятил себя изобретательству. В 1791 году изготовил «самобеглую» повозку (веломобиль), которая приводилась в движение человеком через педальный механизм. В ней он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, пружины и даже подшипники качения.
Долгое время Кулибин работал над созданием механических судов для работы на реках – водоходов, способных идти против течения. В конце жизни изобретатель работал над созданием вечного двигателя.
Подавляющее большинство технических решений Ивана Кулибина, намного опередивших своё время, так и не были реализованы.
Сегодня фамилия Кулибина стала нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своём деле.
✅Сведения об учёном-самоучке содержатся в разделе «Выдающиеся учёные и изобретатели XVIII века» проекта «Великая Россия», реализуемого Президентской библиотекой.
✅Коллекция
✅Статья.