Художник Иван Билибин: «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают»
16 августа 1876 года родился Иван Билибин, русский художник-график, книжный иллюстратор, театральный художник. На монетах Центробанка до сих пор изображен двуглавый орел, выполненный по рисунку Билибина.
В 1941 году он отказался покинуть осажденный Ленинград, продолжая работать.
На его картинах, рисунках, иллюстрациях — прекрасная Русь в ее теплом житье-бытье и славные герои, которые найдут выход из любых ситуаций и будут вознаграждены за победу над злом.
На его долю и долю его современников выпали Русско-японская и Первая мировая войны, три революции, Гражданская и Великая Отечественная. Были в его судьбе и годы эмиграции, и непростое возвращение на родину, и голодная смерть в блокадном Ленинграде.
Странное выстроилось противоречие между дивной Русью, которую он рисовал и любил всем сердцем, и страшной реальностью, потребовавшей от него всей силы духа для выживания.
«Насколько я себя помню, я рисовал всегда», — писал в автобиографии Билибин. Его отец – военно-морской врач, дослужился до высоких чинов (действительный статский советник) и был состоятельным человеком.
Иван учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии. В 19 лет поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Летом 1898-го Билибин два месяца занимался в художественной студии Антона Ашбе в Мюнхене, затем путешествовал по Италии, Швейцарии, был на Капри. Вернувшись в Россию, два года учится у Ильи Репина в частной школе княгини Марии Тенишевой. Здесь же в 1900–1904 годах Билибин прошел курс в Высшем художественном училище Академии художеств.
Правда, отец настаивал на юридической карьере, и будущий художник в 1896 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Выпускные экзамены сдавал в Одессе – там требования были ниже. На этом карьера юриста Билибина закончилась.
А начинался Серебряный век русского искусства. Это было новое дыхание живописи, литературы, философии. Появились «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет». А по именам – Бенуа, Петров-Водкин, Кустодиев, Родченко, Кончаловский, Кандинский, Васнецовы. Это была совсем другая живопись, не реализм XIX века, не Репин и не «передвижники».
Как-то Иван Билибин попал на выставку Виктора Васнецова, увидел «Трех богатырей», «Аленушку», «Ивана-царевича на сером волке», «Витязя на распутье». Он писал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа". А в 1904 году в статье "Народное творчество Русского Севера" Билибин напишет: "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!"
Статья была напечатана в журнале "Мир искусства", который издавался одноименным объединением художников. И Билибин вошел в этот круг. В «Мире искусства» были только профессионалы. Они, как и художники итальянского Ренессанса, могли делать все, стремились быть универсальными: работали в графике, в живописи, иллюстрировали литературные произведения, вписали маслом, темперой и акварелью, занимались монументальным искусством, делали росписи и создавали иконы для храмов. Художники могли всё, как и в эпоху Возрождения в Италии.
Билибин создал свой особый метод работы. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. И в результате получался тончайший рисунок
Посмотрите на двуглавого орла на монетах Центрального банка России. Это – создание Билибина. Он нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства. Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу была сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».
У Билибина были прекрасные работы в театрах. Он оформлял оперу Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Делал эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других.
И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжал работать с театрами: готовил блистательные декорации к постановкам русских опер в Брно и Праге, оформлял балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе. Кстати, он был знатоком старинных костюмов разных народов, интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит.
Писал Билибин и иконы. Причем, в своем особом стиле. Он некоторое время жил в Каире и участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма. А в 1925 году, когда Билибин переехал в Париж, он стал членом-основателем общества "Икона". Создал обложку устава и эскиз печати общества. Праге выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.
В 1935 году советское посольство в Париже обратилось к нему с просьбой оформить в русском стиле здании миссии. Он это заказ выполнил. И в 1936 году вернулся в Россию. Преподавал в Академии художеств.
В 1941 году ему было 66 лет. Началась война, а он продолжал работать в осажденном Ленинграде. Глава наркомпроса Владимир Потемкин предложил эвакуировать художника в тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», -- написал ему в ответ Билибин. Под обстрелами и бомбежками рисовал он патриотические открытки для фронта, писал статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда.
Билибин умер от голода 7 февраля 1942 года и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
Русь в рисунках Ивана Билибина
Иван Билибин. Иллюстрация Иван Царевич
Двуглавый орел работы Ивана Билибина на монетах Центрального банка
Иван Билибин Декорации к «Золотому петушку»
Икона святого князя Владимира, крестителя Руси, работы Ивана Билибина
СВЯТЫЕ ONLINE
Художник Иван Билибин: «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают»
16 августа 1876 года родился Иван Билибин, русский художник-график, книжный иллюстратор, театральный художник. На монетах Центробанка до сих пор изображен двуглавый орел, выполненный по рисунку Билибина.В 1941 году он отказался покинуть осажденный Ленинград, продолжая работать.
На его картинах, рисунках, иллюстрациях — прекрасная Русь в ее теплом житье-бытье и славные герои, которые найдут выход из любых ситуаций и будут вознаграждены за победу над злом.
На его долю и долю его современников выпали Русско-японская и Первая мировая войны, три революции, Гражданская и Великая Отечественная. Были в его судьбе и годы эмиграции, и непростое возвращение на родину, и голодная смерть в блокадном Ленинграде.
Странное выстроилось противоречие между дивной Русью, которую он рисовал и любил всем сердцем, и страшной реальностью, потребовавшей от него всей силы духа для выживания.
«Насколько я себя помню, я рисовал всегда», — писал в автобиографии Билибин. Его отец – военно-морской врач, дослужился до высоких чинов (действительный статский советник) и был состоятельным человеком.
Иван учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии. В 19 лет поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Летом 1898-го Билибин два месяца занимался в художественной студии Антона Ашбе в Мюнхене, затем путешествовал по Италии, Швейцарии, был на Капри. Вернувшись в Россию, два года учится у Ильи Репина в частной школе княгини Марии Тенишевой. Здесь же в 1900–1904 годах Билибин прошел курс в Высшем художественном училище Академии художеств.
Правда, отец настаивал на юридической карьере, и будущий художник в 1896 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Выпускные экзамены сдавал в Одессе – там требования были ниже. На этом карьера юриста Билибина закончилась.
А начинался Серебряный век русского искусства. Это было новое дыхание живописи, литературы, философии. Появились «Мир искусства», «Союз русских художников», «Бубновый валет». А по именам – Бенуа, Петров-Водкин, Кустодиев, Родченко, Кончаловский, Кандинский, Васнецовы. Это была совсем другая живопись, не реализм XIX века, не Репин и не «передвижники».
Как-то Иван Билибин попал на выставку Виктора Васнецова, увидел «Трех богатырей», «Аленушку», «Ивана-царевича на сером волке», «Витязя на распутье». Он писал: «Сам не свой, ошеломленный ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чем тосковала моя душа". А в 1904 году в статье "Народное творчество Русского Севера" Билибин напишет: "Только совершенно недавно, точно Америку, открыли старую художественную Русь, вандальски искалеченную, покрытую пылью и плесенью. Но и под пылью она была прекрасна, так прекрасна, что вполне понятен первый минутный порыв открывших ее: вернуть! вернуть!"
Статья была напечатана в журнале "Мир искусства", который издавался одноименным объединением художников. И Билибин вошел в этот круг. В «Мире искусства» были только профессионалы. Они, как и художники итальянского Ренессанса, могли делать все, стремились быть универсальными: работали в графике, в живописи, иллюстрировали литературные произведения, вписали маслом, темперой и акварелью, занимались монументальным искусством, делали росписи и создавали иконы для храмов. Художники могли всё, как и в эпоху Возрождения в Италии.
Билибин создал свой особый метод работы. Сначала он набрасывал эскиз на бумаге, уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. И в результате получался тончайший рисунок
Посмотрите на двуглавого орла на монетах Центрального банка России. Это – создание Билибина. Он нарисовал его после Февральской революции в качестве герба для Временного правительства. Птица выглядит сказочной, а не зловещей, ведь рисовал ее известный иллюстратор русских былин и сказок. Двуглавый орел изображен без царских регалий и с опущенными крыльями, по кругу была сделана надпись «Российское Временное правительство» и характерный «лесной» билибинский орнамент. Авторские права на герб и некоторые другие графические разработки Билибин передал фабрике «Гознак».
У Билибина были прекрасные работы в театрах. Он оформлял оперу Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Делал эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других.
И после эмиграции в Париж в 1925 году Билибин продолжал работать с театрами: готовил блистательные декорации к постановкам русских опер в Брно и Праге, оформлял балет Стравинского «Жар-птица» в Буэнос-Айресе. Кстати, он был знатоком старинных костюмов разных народов, интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит.
Писал Билибин и иконы. Причем, в своем особом стиле. Он некоторое время жил в Каире и участвовал в оформлении русской домовой церкви в помещении клиники, устроенной русскими врачами. По его проекту был сооружен иконостас этого храма. А в 1925 году, когда Билибин переехал в Париж, он стал членом-основателем общества "Икона". Создал обложку устава и эскиз печати общества. Праге выполнил эскизы фресок и иконостаса для русского храма на Ольшанском кладбище в столице Чехии.
В 1935 году советское посольство в Париже обратилось к нему с просьбой оформить в русском стиле здании миссии. Он это заказ выполнил. И в 1936 году вернулся в Россию. Преподавал в Академии художеств.
В 1941 году ему было 66 лет. Началась война, а он продолжал работать в осажденном Ленинграде. Глава наркомпроса Владимир Потемкин предложил эвакуировать художника в тыл. «Из осажденной крепости не бегут, ее защищают», -- написал ему в ответ Билибин. Под обстрелами и бомбежками рисовал он патриотические открытки для фронта, писал статьи и обращения к героическим защитникам Ленинграда.
Билибин умер от голода 7 февраля 1942 года и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.
#художники
#иллюстрация