Игумен Киприан (Ященко): «Доброе кино располагает к добрым помыслам и добрым делам»
1 ноября 2023 года в кинотеатре «Октябрь» в Москве открывается XX Международный благотворительный кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел». Об истории его создания, состоянии современного кинематографа и фильмах, способных изменить жизнь человека, рассказывает заместитель сопредседателя Оргкомитета кинофестиваля, кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).
– Отец Киприан, вы стояли у истоков кинофестиваля, были одним из его отцов-основателей. А кто придумал название «Лучезарный Ангел»?
– О, мы, почти целый день сидели в Институте экспертизы образовательных программ, на Солянке. Думали-думали, остановились на «Ангеле», при этом решили, что должен быть какой-то очень красивый Ангел – золотой, серебряный, всякие перебирали эпитеты. И наконец пришли к «Лучезарному». А ещё тяжелее было придумать слоган – еще полдня просидели и вышли на «Доброе кино». А что с добрым кино может быть? И придумали такой девиз – «Доброе кино возвращается».
Но когда провели уже фестивалей 15, от Светланы Владимировны Медведевой поступило пожелание: «Хватит возвращать, пишите, что доброе кино вернулось».
Сейчас «Лучезарный Ангел» – просто фестиваль Доброго кино. Трудно сказать, что оно вернулось во всей полноте, подделок всё-таки больше, чем хороших фильмов, но доброе кино действительно есть, и заслуга фестиваля в этом немалая.
– А как и почему возник фестиваль?
– В 90-е годы, начале 2000-х отечественный кинематограф переживал тяжкий кризис, советского кино уже не было, а новое – хорошее, доброе – не появилось. И вот возникла дискуссия между церковными людьми и кинематографистами: может ли быть кино добрым, кассовым и массовым?
При поддержке и по благословению тогдашнего ректора Московской духовной академии владыки Евгения (Решетникова) мы разработали программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Мы понимали, что в ней должен был быть какой-то яркий, зрелищный проект – так появился «Лучезарный Ангел».
Официальной точкой отсчета фестиваля стало 26 января 2005 года, когда в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в ходе Первого фестиваля духовно-нравственной культуры состоялось обсуждение концепции, содержания кинофестиваля и прошли первые кинопоказы. А в феврале 2006 года мы там же провели круглый стол, на котором присутствовали около тридцати архиереев, известные священники, представители всех ветвей власти, крупные кинематографисты.
И ЛЮДИ ЦЕРКВИ СКАЗАЛИ РЕЖИССЕРАМ: «КАК ВАМ НЕ СТЫДНО, ЧТО Ж ВЫ ДЕЛАЕТЕ-ТО? ЧТО ВЫ НАРОДУ ПОКАЗЫВАЕТЕ? ВЫ ЖЕ ЕГО РАСТЛЕВАЕТЕ, РАЗВРАЩАЕТЕ?» Они тогда как оправдались? Говорят: «Вы, батюшка, ничего не понимаете в кино. Кино – это бизнес. А бизнес будет успешным, если в фильме есть червоточина, страсть. А если кино бесстрастное – то оно скучное. Его смотреть никто не будет, и мы на нём ничего не заработаем».
Развернулась целая дискуссия: и по классике, и по современному кинематографу. Мы говорили, что Церковь не отвергает человека, не все люди святые и бесстрастные, но отвергает грех. Поэтому не должно быть ареола привлекательности греха на экране. Режиссеры упорно держались своей точки зрения. В итоге кто-то из кинематографистов предложил: «Ну, хорошо, если вы считаете, что может быть фильм нравственный и кассовый – сделайте его. И мы все тоже будем делать такие картины». Так мы и договорились.
И я, помню, приехал к лаврскому духовнику отцу Кириллу (Павлову), рассказал ему о том, как мы спорили. Говорю: «Батюшка, возникла идея создать такой кинофестиваль, который будет собирать нравственные фильмы, но в то же время они могут быть кассовыми, для народа привлекательными».
Старец сразу согласился: «Правильно, делайте такой фестиваль!»
И мы начали искать – не только у нас, но и за рубежом – добрые фильмы. Помню, что на первый кинофестиваль мы нашли четыре картины. В природе не было таких фильмов. Мы немножко приуныли, думаем – ну, ладно, будем глубже копать, посмотрим исторические картины, Феллини возьмём, поднимем христианские архивы.
Но нам очень повезло, что в ноябре 2006 года состоялся III кинофестиваль (они тогда проходили дважды в год), и первый приз на нем получил фильм «Остров» Павла Лунгина. Оказалось, что это был самый кассовый и массовый фильм года – духовный, интересный, с юмором.
Его сценарий был написан по мотивам жития Филофея Киевского. Режиссер Лунгин поначалу вообще хотел создать кинокомедию на церковную тему. Но, когда начались съёмки, их участники полегли с разными болезнями, включая исполнителей главных ролей артистов Мамонова и Дюжева.
Тогда Пётр Мамонов собрал всех и говорит:
– Братья, мы здесь все умрём, если будем смеяться над Церковью.
Помните, фильм начинается с того, что Пётр Мамонов, который играл старца Анатолия, идет по болоту и читает – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Более того: и операторы, и осветители, и звукорежиссёры – все на съемках читали Иисусову молитву.
И они довольно быстро завершили фильм, который впоследствии стал известным: и в европейских странах, и в России. Действительно, это была картина, которую смотрела вся страна – с большим интересом, по многу раз, которая побуждала каяться, изменять свою жизнь, фильм получился очень благодатный.
…Как-то случилось мне возвращаться с Афона через Салоники. Я заехал к одной подвижнице, греческой старице Анисии, и подарил ей диск с фильмом «Остров» на английском языке. Она даже обиделась: мать Анисия – исихастка, духовная дочь старца Ефрема Аризонского, устроителя монастырей. Она говорит: «Не ожидала… Мы здесь кроме Иисусовой молитвы вообще ничего не знаем».
И вдруг через некоторое время получаю от нее телеграмму: «Отец Киприан, благодарим за фильм об Иисусовой молитве». Как оказалось, они посмотрели картину вместе с сестрами и пришли к выводу, поняли, что фильм не только начинается с Иисусовой молитвы – он вообще весь пронизан Иисусовой молитвой.
– Вывод: чтобы фильм был кассовым, массовым и духовным – надо читать Иисусову молитву при его создании?
– Да. По крайней мере, такой прецедент был. Но, к сожалению, мы его больше так и не повторили. И режиссер Павел Лунгин тоже отошёл от этой темы, начал создавать другие фильмы.
– Батюшка, а что такое доброе кино?
– Доброе кино – то, которое располагает к добрым помыслам и к добрым делам. Добрые помыслы – в широком смысле – это направленность человека, его чувств, желаний, мыслей. Как преподобный Паисий говорил: «Человек должен стать фабрикой добрых помыслов». И зритель может «заразиться» добром, увидев добрые образы, примеры в кино. Как тот мальчик Даниил, который заплакал. Почему? Он действительно задал самый главный вопрос: делать жизнь – с кого? каков идеал? И второй вопрос – как достичь этого идеала?
Если смотреть добрые, даже анимационные фильмы, то можно стать добрее, а детям помочь быть ближе к Богу.
– Что можно пожелать организаторам, участникам, зрителям юбилейного кинофестиваля?
– Прошло 20 лет с начала кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Даже для человека 20 лет – это еще молодость, юношество. И хотелось бы пожелать, чтобы фестиваль дожил до зрелого возраста, лет 50-60, принес бы зрелые плоды – Добра, Красоты и Истины.
Всем участникам и зрителям юбилейного кинофестиваля желаю, чтобы в этом удивительном мире доброго кино они обрели бы нетленные и вечные смыслы для себя, яркие примеры такого образа жизни, который угоден Богу. Полный текст интервью читайте на нашем сайте
СВЯТЫЕ ONLINE
Игумен Киприан (Ященко): «Доброе кино располагает к добрым помыслам и добрым делам»
1 ноября 2023 года в кинотеатре «Октябрь» в Москве открывается XX Международный благотворительный кинофестиваль Доброго кино «Лучезарный Ангел». Об истории его создания, состоянии современного кинематографа и фильмах, способных изменить жизнь человека, рассказывает заместитель сопредседателя Оргкомитета кинофестиваля, кандидат педагогических наук игумен Киприан (Ященко).– Отец Киприан, вы стояли у истоков кинофестиваля, были одним из его отцов-основателей. А кто придумал название «Лучезарный Ангел»?
– О, мы, почти целый день сидели в Институте экспертизы образовательных программ, на Солянке. Думали-думали, остановились на «Ангеле», при этом решили, что должен быть какой-то очень красивый Ангел – золотой, серебряный, всякие перебирали эпитеты. И наконец пришли к «Лучезарному». А ещё тяжелее было придумать слоган – еще полдня просидели и вышли на «Доброе кино». А что с добрым кино может быть? И придумали такой девиз – «Доброе кино возвращается».
Но когда провели уже фестивалей 15, от Светланы Владимировны Медведевой поступило пожелание: «Хватит возвращать, пишите, что доброе кино вернулось».
Сейчас «Лучезарный Ангел» – просто фестиваль Доброго кино. Трудно сказать, что оно вернулось во всей полноте, подделок всё-таки больше, чем хороших фильмов, но доброе кино действительно есть, и заслуга фестиваля в этом немалая.
– А как и почему возник фестиваль?
– В 90-е годы, начале 2000-х отечественный кинематограф переживал тяжкий кризис, советского кино уже не было, а новое – хорошее, доброе – не появилось. И вот возникла дискуссия между церковными людьми и кинематографистами: может ли быть кино добрым, кассовым и массовым?
При поддержке и по благословению тогдашнего ректора Московской духовной академии владыки Евгения (Решетникова) мы разработали программу «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». Мы понимали, что в ней должен был быть какой-то яркий, зрелищный проект – так появился «Лучезарный Ангел».
Официальной точкой отсчета фестиваля стало 26 января 2005 года, когда в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в ходе Первого фестиваля духовно-нравственной культуры состоялось обсуждение концепции, содержания кинофестиваля и прошли первые кинопоказы. А в феврале 2006 года мы там же провели круглый стол, на котором присутствовали около тридцати архиереев, известные священники, представители всех ветвей власти, крупные кинематографисты.
И ЛЮДИ ЦЕРКВИ СКАЗАЛИ РЕЖИССЕРАМ: «КАК ВАМ НЕ СТЫДНО, ЧТО Ж ВЫ ДЕЛАЕТЕ-ТО? ЧТО ВЫ НАРОДУ ПОКАЗЫВАЕТЕ? ВЫ ЖЕ ЕГО РАСТЛЕВАЕТЕ, РАЗВРАЩАЕТЕ?»
Они тогда как оправдались? Говорят: «Вы, батюшка, ничего не понимаете в кино. Кино – это бизнес. А бизнес будет успешным, если в фильме есть червоточина, страсть. А если кино бесстрастное – то оно скучное. Его смотреть никто не будет, и мы на нём ничего не заработаем».
Развернулась целая дискуссия: и по классике, и по современному кинематографу. Мы говорили, что Церковь не отвергает человека, не все люди святые и бесстрастные, но отвергает грех. Поэтому не должно быть ареола привлекательности греха на экране. Режиссеры упорно держались своей точки зрения. В итоге кто-то из кинематографистов предложил: «Ну, хорошо, если вы считаете, что может быть фильм нравственный и кассовый – сделайте его. И мы все тоже будем делать такие картины». Так мы и договорились.
И я, помню, приехал к лаврскому духовнику отцу Кириллу (Павлову), рассказал ему о том, как мы спорили. Говорю: «Батюшка, возникла идея создать такой кинофестиваль, который будет собирать нравственные фильмы, но в то же время они могут быть кассовыми, для народа привлекательными».
Старец сразу согласился: «Правильно, делайте такой фестиваль!»
И мы начали искать – не только у нас, но и за рубежом – добрые фильмы. Помню, что на первый кинофестиваль мы нашли четыре картины. В природе не было таких фильмов. Мы немножко приуныли, думаем – ну, ладно, будем глубже копать, посмотрим исторические картины, Феллини возьмём, поднимем христианские архивы.
Но нам очень повезло, что в ноябре 2006 года состоялся III кинофестиваль (они тогда проходили дважды в год), и первый приз на нем получил фильм «Остров» Павла Лунгина. Оказалось, что это был самый кассовый и массовый фильм года – духовный, интересный, с юмором.
Его сценарий был написан по мотивам жития Филофея Киевского. Режиссер Лунгин поначалу вообще хотел создать кинокомедию на церковную тему. Но, когда начались съёмки, их участники полегли с разными болезнями, включая исполнителей главных ролей артистов Мамонова и Дюжева.
Тогда Пётр Мамонов собрал всех и говорит:
– Братья, мы здесь все умрём, если будем смеяться над Церковью.
– Что делать, – ему отвечают, – сценарий такой.
– Ну, сценарий сценарием, давайте какую-то меру знать.
– А как нам меру эту определить?
И он предложил:
– Давайте будем читать Иисусову молитву.
Его спрашивают – а что это такое? Он им объяснил.
Помните, фильм начинается с того, что Пётр Мамонов, который играл старца Анатолия, идет по болоту и читает – «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Более того: и операторы, и осветители, и звукорежиссёры – все на съемках читали Иисусову молитву.
И они довольно быстро завершили фильм, который впоследствии стал известным: и в европейских странах, и в России. Действительно, это была картина, которую смотрела вся страна – с большим интересом, по многу раз, которая побуждала каяться, изменять свою жизнь, фильм получился очень благодатный.
…Как-то случилось мне возвращаться с Афона через Салоники. Я заехал к одной подвижнице, греческой старице Анисии, и подарил ей диск с фильмом «Остров» на английском языке. Она даже обиделась: мать Анисия – исихастка, духовная дочь старца Ефрема Аризонского, устроителя монастырей. Она говорит: «Не ожидала… Мы здесь кроме Иисусовой молитвы вообще ничего не знаем».
И вдруг через некоторое время получаю от нее телеграмму: «Отец Киприан, благодарим за фильм об Иисусовой молитве». Как оказалось, они посмотрели картину вместе с сестрами и пришли к выводу, поняли, что фильм не только начинается с Иисусовой молитвы – он вообще весь пронизан Иисусовой молитвой.
– Вывод: чтобы фильм был кассовым, массовым и духовным – надо читать Иисусову молитву при его создании?
– Да. По крайней мере, такой прецедент был. Но, к сожалению, мы его больше так и не повторили. И режиссер Павел Лунгин тоже отошёл от этой темы, начал создавать другие фильмы.
– Батюшка, а что такое доброе кино?
– Доброе кино – то, которое располагает к добрым помыслам и к добрым делам. Добрые помыслы – в широком смысле – это направленность человека, его чувств, желаний, мыслей. Как преподобный Паисий говорил: «Человек должен стать фабрикой добрых помыслов». И зритель может «заразиться» добром, увидев добрые образы, примеры в кино. Как тот мальчик Даниил, который заплакал. Почему? Он действительно задал самый главный вопрос: делать жизнь – с кого? каков идеал? И второй вопрос – как достичь этого идеала?
Если смотреть добрые, даже анимационные фильмы, то можно стать добрее, а детям помочь быть ближе к Богу.
– Что можно пожелать организаторам, участникам, зрителям юбилейного кинофестиваля?
– Прошло 20 лет с начала кинофестиваля «Лучезарный Ангел». Даже для человека 20 лет – это еще молодость, юношество. И хотелось бы пожелать, чтобы фестиваль дожил до зрелого возраста, лет 50-60, принес бы зрелые плоды – Добра, Красоты и Истины.
Всем участникам и зрителям юбилейного кинофестиваля желаю, чтобы в этом удивительном мире доброго кино они обрели бы нетленные и вечные смыслы для себя, яркие примеры такого образа жизни, который угоден Богу.
Полный текст интервью читайте на нашем сайте