Священное Писание 31 мая: "Приняли слово Божие (Деян. 11, 1)"
31 мая, 2024 г.
Евангелие от Иоанна, 8 глава
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ НЕВЕРИЯ
21 <Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьёт Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших.
25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
28 Итак, Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
Деяния апостолов, 10 глава
ЦЕРКОВЬ В ИУДЕЕ, САМАРИИ И АНТИОХИИ. СЛУЖЕНИЕ ПЕТРА. ОБРАЩЕНИЕ КОРНИЛИЯ. СОШЕСТВИЕ ДУХА СВЯТОГО НА ЯЗЫЧНИКОВ И КРЕЩЕНИЕ КОРНИЛИЯ
44 <В те дни,> когда Пётр ещё продолжал эту речь, Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Пётр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
11 глава
ПЕТР ОПРАВДЫВАЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ ЯЗЫЧНИКАМ
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Пётр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился*, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: «встань, Пётр, заколи и ешь».
8 Я же сказал: «нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои».
9 И отвечал мне голос вторично с неба: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».
10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
* <МОЛИТВА>
Преподобный Иустин (Попович), Челийский (1894–1979), архимандрит Сербской Православной Церкви, доктор богословия, христианский философ, подвижник, писатель, автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной Церкви»:
«Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Святитель Кирилл Иерусалимский (315–386), отец Церкви, епископ Иерусалимский (350-386), аскет, проповедник:
«Слово: вера – одно по названию своему, впрочем, разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит» (Ин. 5, 24). Другой род веры есть тот, который даруется Христом по благодати: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дар исцелений» (1Кор. 12, 8–9). Итак, эта даруемая Духом Святым по благодати вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет эту веру, скажет горе: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф. 17, 20).
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» («И рече им: вы от нижних есте, азъ от вышних есмь: вы от мира сего есте, аз несмь от мира сего»)
(Ин. 8, 23) Святитель Кассиан (Безобразов) (1892-1965), епископ Катанский (Константинопольский Патриархат), доктор богословия, ректор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, почетный доктор Фессалоникийского университета, экзегет, переводчик Нового Завета на русский язык:
«Следует, в ст. 21–22, слово об удалении Иисуса, подобное тому, которое мы читали в Ин. 7:33–36. Оно короче, ссылки на Пославшего не заключает и снова вызывает враждебное недоумение иудеев, на этот раз подозревающих Иисуса в намерении покончить с собой. В свете Иоанновской параллели, прежде всего Ин. 7:33–36, удаление Иисуса есть удаление к Отцу. Таким образом, и эта новая в построении гл. VIII тема оставляет читателя с мыслью об Отце. Острое противоположение, которое она предполагает, побуждает евангелиста передать слова Христовы в тех формах антитетического параллелизма, о которых была речь в предложенном толковании Введения: «...вы от нижних, Я от вышних; вы от сего мира, Я не от мира сего» (Ин. 8:23). Как тогда было сказано, антитетический параллелизм выводит нас за пределы чисто формального анализа: он выражает сущность вещей, будь то система учения или факт жизни. Обращенный к совести человека, он требует выбора. Если иудеи сделают его не в пользу Иисуса, они умрут в своем грехе (ст. 21, 24). И однако спасение возможно: по вере в Иисуса (ст. 24) и чрез познание Его (ст. 28)».
(Водою и Кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Электронное издание. С. 81.)
СВЯТЫЕ ONLINE
Священное Писание 31 мая: "Приняли слово Божие (Деян. 11, 1)"
31 мая, 2024 г.Евангелие от Иоанна, 8 глава
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ ОТ НЕВЕРИЯ
21 <Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям:> Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.
22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьёт Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?
23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.
24 Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших.
25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.
26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.
27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.
28 Итак, Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.
29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.
30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.
Деяния апостолов, 10 глава
ЦЕРКОВЬ В ИУДЕЕ, САМАРИИ И АНТИОХИИ. СЛУЖЕНИЕ ПЕТРА. ОБРАЩЕНИЕ КОРНИЛИЯ. СОШЕСТВИЕ ДУХА СВЯТОГО НА ЯЗЫЧНИКОВ И КРЕЩЕНИЕ КОРНИЛИЯ
44 <В те дни,> когда Пётр ещё продолжал эту речь, Дух Святой сошёл на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Пётр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
11 глава
ПЕТР ОПРАВДЫВАЕТ СВОЕ СЛУЖЕНИЕ ЯЗЫЧНИКАМ
1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Пётр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился*, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
6 Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных, зверей, пресмыкающихся и птиц небесных.
7 И услышал я голос, говорящий мне: «встань, Пётр, заколи и ешь».
8 Я же сказал: «нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои».
9 И отвечал мне голос вторично с неба: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым».
10 Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.
* <МОЛИТВА>
Преподобный Иустин (Попович), Челийский (1894–1979), архимандрит Сербской Православной Церкви, доктор богословия, христианский философ, подвижник, писатель, автор многочисленных духовных произведений, в том числе трёхтомной «Догматики Православной Церкви»:
«Любовь к молитве непрестанно усиливает нашу любовь к Богу».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Святитель Кирилл Иерусалимский (315–386), отец Церкви, епископ Иерусалимский (350-386), аскет, проповедник:
«Слово: вера – одно по названию своему, впрочем, разделяется на два рода. К первому роду принадлежит вера научающая, когда душа соглашается на что-либо. И она полезна для души, как говорит Господь: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит» (Ин. 5, 24). Другой род веры есть тот, который даруется Христом по благодати: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дар исцелений» (1Кор. 12, 8–9). Итак, эта даруемая Духом Святым по благодати вера есть не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет эту веру, скажет горе: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф. 17, 20).
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» («И рече им: вы от нижних есте, азъ от вышних есмь: вы от мира сего есте, аз несмь от мира сего»)
(Ин. 8, 23)
Святитель Кассиан (Безобразов) (1892-1965), епископ Катанский (Константинопольский Патриархат), доктор богословия, ректор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, почетный доктор Фессалоникийского университета, экзегет, переводчик Нового Завета на русский язык:
«Следует, в ст. 21–22, слово об удалении Иисуса, подобное тому, которое мы читали в Ин. 7:33–36. Оно короче, ссылки на Пославшего не заключает и снова вызывает враждебное недоумение иудеев, на этот раз подозревающих Иисуса в намерении покончить с собой. В свете Иоанновской параллели, прежде всего Ин. 7:33–36, удаление Иисуса есть удаление к Отцу. Таким образом, и эта новая в построении гл. VIII тема оставляет читателя с мыслью об Отце. Острое противоположение, которое она предполагает, побуждает евангелиста передать слова Христовы в тех формах антитетического параллелизма, о которых была речь в предложенном толковании Введения: «...вы от нижних, Я от вышних; вы от сего мира, Я не от мира сего» (Ин. 8:23). Как тогда было сказано, антитетический параллелизм выводит нас за пределы чисто формального анализа: он выражает сущность вещей, будь то система учения или факт жизни. Обращенный к совести человека, он требует выбора. Если иудеи сделают его не в пользу Иисуса, они умрут в своем грехе (ст. 21, 24). И однако спасение возможно: по вере в Иисуса (ст. 24) и чрез познание Его (ст. 28)».
(Водою и Кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Электронное издание. С. 81.)