Серафимова Пасха схиархимандрита Илия (Ноздрина). 40 дней преставления старца
В среду Светлой седмицы, 23 апреля, у нашего светоносного старца батюшки Илия – 40 дней преставления ко Господу. Он и почил в ночь с 15 марта, когда празднуется Державная икона Божией Матери, на 16 марта – день памяти проповедника Фаворского Света святителя Григория Паламы.
А еще батюшка, часто даривший дивеевские иконы Божией Матери Умиление и преподобного Серафима Саровского, для многих, а также для меня лично связан с Серафимовой Пасхой: «Радость моя, Христос Воскресе!» Как войти в эту радость, оставаться в ней подобно Серафиму Саровскому? – об этом беседа со старцем, записанная несколько лет назад в Переделкине.
– Батюшка Илий, что Пасха значит в жизни христианина?
– Всё! Евангелие – насущно для человека. Так же и Пасха – это свидетельство Воскресения Христова и совоскресения нашей души.
Мы нуждаемся не только в пище и питии, душе нужна надежда и радость. И Пасха – это свидетельство об истинности нашей веры, в основе которой – Воскресение Христово.
– А мы, христиане, можем свидетельствовать о Воскресении Христовом?
– Если мы живем по-евангельски, значит свидетельствуем. Преподобный Серафим Саровский свидетельствовал.
– Батюшка Серафим неотлучно в Пасхальной радости пребывал. Как бы нам тоже так постоянно радоваться о Христе?
– Житие преподобного Серафима читала? Как он жил, постился-молился. Вел аскетический образ жизни. Каждый день Евангелие прочитывал. Он действительно жил Богом. И не радоваться не мог.
– «Войди в радость Господа своего» – призывает всех в Пасхальном огласительном слове святитель Иоанн Златоуст. А как бы войти и не выходить? Чтобы Пасха осуществилась в нашей душе – переход в жизнь вечную стал магнитом всех ее устремлений и отдачи сил?
– Вот мы постились целый Великий пост. А для чего? Надо, чтобы душа была чистая, вера живая, молитва крепкая. Надо быть по-настоящему верующим человеком. Сказано: в злохудожную душу не внидет премудрость Божия. Если мы хотим чему-то обучиться, даже вполне земному знанию или ремеслу, мы идем к учителю, общаемся с ним. Также и с Господом – в молитве.
Но сначала очищаешь свою душу, чтобы приблизиться ко Христу. Точнее, если человек стремится к Господу, Он Сам всяку розгу, творящую о Нем плод очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15:2).
Надо молиться, надо действительно пост провести по-христиански. Вот и Пасха будет настоящая. И все наши трудности, скорби, болезни, нестроения растворятся в этой радости, когда мы ощутим, что с нами Господь. Он всегда близок к нам.
«Се, стою у двери и стучу, – говорит Он, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Если мы живем благочестиво, Он всегда поможет и всему научит нас. Он – Учитель.
– Учиться лучше всего в детстве. Как детей привести ко Христу?
– Да, в Евангелии сказано: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Дети ближе ко Христу. И Господь открывает им Таинства, недоступных взрослому уму. Каждый человек придет к пределу своей земной жизни.
Если человек стремится к познанию Бога с детства, Господь очень многое открывает ему. Детство – самый благоприятный период познания Бога.
Замечательно, когда родители приобщают маленьких к Церкви. Родители хотят воспитать чадо в вере, а Господь и Матерь Божия помогают им. И этим Богопознанием образуется, возрастает, укрепляется юная душа. С двух-трех лет младенцу надо уже говорить о Боге. Хорошо если в доме много икон – ребенок тогда растет под присмотром святых. Надо, чтобы и маслице всегда было в доме, святая вода, просфорки. Детям важно ощущение святыни. Лампадка пусть всегда горит пред образами.
– Сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3) – то есть по сути встречи со Христом не произойдет. Как нам самим обратиться в младенцев, чтобы все-таки в радость Господа войти?
– Читать Евангелие. Ум, как говорил преподобный Серафим Саровский, должен плавать в Евангелии. Христос – единственный Господин сокровищницы нашего сердца. Потому что без Него сердце пусто. Там – мерзость запустения, если нет Христа.
В опыте духовной жизни нам достоверно открывается Истина о том, что мы не ограничены этой жизнью. Впереди – Воскресение.
При своем свободном волеизъявлении и выборе жизни с Богом, усвоении евангельских заповедей человек становится наследником вечного блаженства. Живя в этом мире, многие ищут счастья, славы. Воспринимают все через призму своего призрачного счастья так, как оно каждому представляется. Но только Господь, который Один есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) дает душе покой в этом суетном мире. И радость, которой никто не отнимет у нас (см. Ин. 16:22).
– Батюшка Илий, а сейчас в обществе столько уныния…
– Обленились!
– Как от уныния, от лени освободиться?
– Господь победил диавола. Если молимся Господу, вместе с Ним побеждаем. «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17). «А неверующий уже осужден» (Ин. 3:18). Правда Божия сбывается в вечности и раскрывается уже в нынешней жизни. Адам должен был быть бессмертным. Ему было заповедано рай возделывать и хранить (см. Быт. 2:15). Там было не до лени. В раю разве мог человек унывать? Там он был с Богом – источником благ и света. Но через грех приобщился тьмы тягостного поврежденного злом бытия.
Крестом Христовым мы умираем для греха, чтобы как Сам Господь пострадал на Кресте, умер, победил смерть и Воскрес, так и нам с Ним совоскреснуть в жизнь вечную.
– Как научиться не самооправдываться? Это же самое губительное для духовной жизни…
– Надо всегда осознавать свои немощи, что мы живем далеко не так, как надо. Не исполняем волю Божию. Каяться. Надо так много и постоянно каяться, чтобы не осталось места самооправданию.
– Говорят, Россия возродится, когда усвоит урок, преподанный нам новомучениками и исповедниками Церкви Русской: выбор Царствия Небесного, предпочтение Его всему земному. И пока мы не отважимся на этот выбор, будет у нас межвременье, можно сказать, Великая Суббота в масштабах всей страны.
– Всего мы сделать сами не можем. Да и не все зависит от нас. Но пусть каждый потрудится в свою меру. Остальное сделает Господь. Каждый пусть подвизается на своем месте: трудится, молится.
Новомучеников, конечно, надо почитать. Обращаться к ним. Помолись новомученикам и исповедникам Церкви Русской, и тебя сразу тысячи близких к тебе, знающих всю твою жизнь соотечественников услышат!
Вот если мы их научимся почитать, общаться будем с ними, воспринимать их опыт верности Христу, как же жизнь страны преобразится! В монастырях сейчас читают старые жития, составленные святителем Дмитрием Ростовским, – это хорошо. Но также надо читать и жития наших новомучеников и исповедников.
– Русь монастырями воскресает?
– Господь везде, на каждом месте с каждым верующим в Него человеком. Только было бы терпение, смирение. Христос близ.
– Батюшка Илий, что на Пасху всем нам пожелаете?
– Всем желаю встретить Пасху по-христиански. Как положено верующим. Как встречал Пасху преподобный Серафим. Его душа действительно была с Господом. Близко к Богу. Радовалась, по заповеди апостола, всегда (1 Фес. 5:16). Радовалась о Воскресении.
СВЯТЫЕ ONLINE
Серафимова Пасха схиархимандрита Илия (Ноздрина). 40 дней преставления старца
В среду Светлой седмицы, 23 апреля, у нашего светоносного старца батюшки Илия – 40 дней преставления ко Господу. Он и почил в ночь с 15 марта, когда празднуется Державная икона Божией Матери, на 16 марта – день памяти проповедника Фаворского Света святителя Григория Паламы.А еще батюшка, часто даривший дивеевские иконы Божией Матери Умиление и преподобного Серафима Саровского, для многих, а также для меня лично связан с Серафимовой Пасхой: «Радость моя, Христос Воскресе!» Как войти в эту радость, оставаться в ней подобно Серафиму Саровскому? – об этом беседа со старцем, записанная несколько лет назад в Переделкине.
– Батюшка Илий, что Пасха значит в жизни христианина?
– Всё! Евангелие – насущно для человека. Так же и Пасха – это свидетельство Воскресения Христова и совоскресения нашей души.
Мы нуждаемся не только в пище и питии, душе нужна надежда и радость. И Пасха – это свидетельство об истинности нашей веры, в основе которой – Воскресение Христово.
– А мы, христиане, можем свидетельствовать о Воскресении Христовом?
– Если мы живем по-евангельски, значит свидетельствуем. Преподобный Серафим Саровский свидетельствовал.
– Батюшка Серафим неотлучно в Пасхальной радости пребывал. Как бы нам тоже так постоянно радоваться о Христе?
– Житие преподобного Серафима читала? Как он жил, постился-молился. Вел аскетический образ жизни. Каждый день Евангелие прочитывал. Он действительно жил Богом. И не радоваться не мог.
– «Войди в радость Господа своего» – призывает всех в Пасхальном огласительном слове святитель Иоанн Златоуст. А как бы войти и не выходить? Чтобы Пасха осуществилась в нашей душе – переход в жизнь вечную стал магнитом всех ее устремлений и отдачи сил?
– Вот мы постились целый Великий пост. А для чего? Надо, чтобы душа была чистая, вера живая, молитва крепкая. Надо быть по-настоящему верующим человеком. Сказано: в злохудожную душу не внидет премудрость Божия. Если мы хотим чему-то обучиться, даже вполне земному знанию или ремеслу, мы идем к учителю, общаемся с ним. Также и с Господом – в молитве.
Но сначала очищаешь свою душу, чтобы приблизиться ко Христу. Точнее, если человек стремится к Господу, Он Сам всяку розгу, творящую о Нем плод очищает, чтобы более принесла плода (Ин. 15:2).
Надо молиться, надо действительно пост провести по-христиански. Вот и Пасха будет настоящая. И все наши трудности, скорби, болезни, нестроения растворятся в этой радости, когда мы ощутим, что с нами Господь. Он всегда близок к нам.
«Се, стою у двери и стучу, – говорит Он, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Если мы живем благочестиво, Он всегда поможет и всему научит нас. Он – Учитель.
– Учиться лучше всего в детстве. Как детей привести ко Христу?
– Да, в Евангелии сказано: «Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:25). Дети ближе ко Христу. И Господь открывает им Таинства, недоступных взрослому уму. Каждый человек придет к пределу своей земной жизни.
Если человек стремится к познанию Бога с детства, Господь очень многое открывает ему. Детство – самый благоприятный период познания Бога.
Замечательно, когда родители приобщают маленьких к Церкви. Родители хотят воспитать чадо в вере, а Господь и Матерь Божия помогают им. И этим Богопознанием образуется, возрастает, укрепляется юная душа. С двух-трех лет младенцу надо уже говорить о Боге. Хорошо если в доме много икон – ребенок тогда растет под присмотром святых. Надо, чтобы и маслице всегда было в доме, святая вода, просфорки. Детям важно ощущение святыни. Лампадка пусть всегда горит пред образами.
– Сказано: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3) – то есть по сути встречи со Христом не произойдет. Как нам самим обратиться в младенцев, чтобы все-таки в радость Господа войти?
– Читать Евангелие. Ум, как говорил преподобный Серафим Саровский, должен плавать в Евангелии. Христос – единственный Господин сокровищницы нашего сердца. Потому что без Него сердце пусто. Там – мерзость запустения, если нет Христа.
В опыте духовной жизни нам достоверно открывается Истина о том, что мы не ограничены этой жизнью. Впереди – Воскресение.
При своем свободном волеизъявлении и выборе жизни с Богом, усвоении евангельских заповедей человек становится наследником вечного блаженства. Живя в этом мире, многие ищут счастья, славы. Воспринимают все через призму своего призрачного счастья так, как оно каждому представляется. Но только Господь, который Один есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6) дает душе покой в этом суетном мире. И радость, которой никто не отнимет у нас (см. Ин. 16:22).
– Батюшка Илий, а сейчас в обществе столько уныния…
– Обленились!
– Как от уныния, от лени освободиться?
– Господь победил диавола. Если молимся Господу, вместе с Ним побеждаем. «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17). «А неверующий уже осужден» (Ин. 3:18). Правда Божия сбывается в вечности и раскрывается уже в нынешней жизни. Адам должен был быть бессмертным. Ему было заповедано рай возделывать и хранить (см. Быт. 2:15). Там было не до лени. В раю разве мог человек унывать? Там он был с Богом – источником благ и света. Но через грех приобщился тьмы тягостного поврежденного злом бытия.
Крестом Христовым мы умираем для греха, чтобы как Сам Господь пострадал на Кресте, умер, победил смерть и Воскрес, так и нам с Ним совоскреснуть в жизнь вечную.
– Как научиться не самооправдываться? Это же самое губительное для духовной жизни…
– Надо всегда осознавать свои немощи, что мы живем далеко не так, как надо. Не исполняем волю Божию. Каяться. Надо так много и постоянно каяться, чтобы не осталось места самооправданию.
– Говорят, Россия возродится, когда усвоит урок, преподанный нам новомучениками и исповедниками Церкви Русской: выбор Царствия Небесного, предпочтение Его всему земному. И пока мы не отважимся на этот выбор, будет у нас межвременье, можно сказать, Великая Суббота в масштабах всей страны.
– Всего мы сделать сами не можем. Да и не все зависит от нас. Но пусть каждый потрудится в свою меру. Остальное сделает Господь. Каждый пусть подвизается на своем месте: трудится, молится.
Новомучеников, конечно, надо почитать. Обращаться к ним. Помолись новомученикам и исповедникам Церкви Русской, и тебя сразу тысячи близких к тебе, знающих всю твою жизнь соотечественников услышат!
Вот если мы их научимся почитать, общаться будем с ними, воспринимать их опыт верности Христу, как же жизнь страны преобразится! В монастырях сейчас читают старые жития, составленные святителем Дмитрием Ростовским, – это хорошо. Но также надо читать и жития наших новомучеников и исповедников.
– Русь монастырями воскресает?
– Господь везде, на каждом месте с каждым верующим в Него человеком. Только было бы терпение, смирение. Христос близ.
– Батюшка Илий, что на Пасху всем нам пожелаете?
– Всем желаю встретить Пасху по-христиански. Как положено верующим. Как встречал Пасху преподобный Серафим. Его душа действительно была с Господом. Близко к Богу. Радовалась, по заповеди апостола, всегда (1 Фес. 5:16). Радовалась о Воскресении.