14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ
15 Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один.
16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
18 Дул сильный ветер, и море волновалось.
19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались*.
20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
ИИСУС ХРИСТОС - ХЛЕБ ЖИЗНИ
22 На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.
23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришёл?
26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог.
Деяния апостолов, 5 глава
ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ В ИЕРУСАЛИМЕ. СВИДЕТЕЛЬСТВО ЦЕРКВИ В ИЕРУСАЛИМЕ. ПЕРВОЕ ГОНЕНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ АПОСТОЛОВ В ТЕМНИЦУ
21 <В те дни Апостолы> вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришёл же некто и донёс им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошёл со служителями и привёл их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сём? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Пётр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сём мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему.
СОВЕТ ГАМАЛИИЛА
33 Слыша это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
* <СТРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ>
Святитель Василий Великий (329/30–379), епископ Кесарии Каппадокийской, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии:
«Не всякий страх благ и спасителен, но есть страх вражий, о котором молится Пророк, чтобы он не приближался к душе его, говоря: от страха вражия изми душу мою (Пс. 63, 2). Тот страх — вражий, который вдыхает в нас боязнь смерти и который внушает нам страшиться преимущества лиц. Ибо боящийся сего возможет ли, во время мученичества, противостоять греху даже до смерти и воздать долг умершему за нас и воскресшему Господу? А также приводимый в страх демонами имеет в себе страх вражий. И вообще такой страх кажется мне немощью, порожденною неверием, ибо верующий, что есть у него крепкий помощник, не страшится никого из усиливающихся возмутить его».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867), епископ Кавказский и Черноморский, видный аскетический писатель, богослов, мыслитель, проповедник, подвижник:
«Человеку, растленному умом, никак невозможно быть причастником веры: у него место веры занято лжеименным разумом».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» («делайте же не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын Человеческий вам даст: сего бо Отец знамена Бог») (Ин: 6. 27)
Святитель Филарет (Гумилевский) (1805–1866), архиепископ Черниговский и Нежинский, ректор МДА (1835-41), историк церкви, богослов, патролог, библеист, талантливый проповедник и миссионер, автор капитального труда «Православное догматическое богословие», ученик святителя Филарета Московского:
«Ст. 26, 27. «Вы ищете меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились», говорил Господь. Он не отвечает на вопрос: когда пришел? Он говорит о состоянии сердец и о том, что нужно для этих бедных душ. – Эти люди, видевшие несколько чудес Иисуса, в самом чуде ценили только пользу для земной жизни. Они были одной закваски с утилитаристами нового времени. Для подобных людей духовное важно только в той мере, в какой выгодно оно для земной жизни, иначе иные из них не дадут за него ни вздоха. Что же сказано таким людям? «Ищите не пищи тленной, но пищи пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий». Εργαζεσθαι значит трудиться над чем либо, приобретать Притч. 21:6? (в ориг. опеч. :63): Лк. 16:16 сопоставленное же со словом: ищите, ст. 26. требует того, чтобы домогались приобретать. Пища тленная сама по себе показывает, что она не стоит того, чтобы душа полна была забот о ней. «Пища для чрева и чрево для пищи: но Бог уничтожит то и другое» 1 Кор. 6:13. Пища остающаяся в душе на целую вечность также сама собою показывает, что о её приобретении надобно заботиться искреннею душою и постоянно. Спаситель не говорит, что надобно быть беззаботным о нуждах временной жизни. Это не в Его духе 1 Фес. 4:10; 2 Фес. 3:12. Еф. 4:28; 1 Кор. 9:18. Он учит – искать прежде всего пищи духовной Мф. 6:25. 33; Лк. 10:41. Он собственно говорит против утилитаристов, которые так низко ценят духовное и слишком высоко удобства земной жизни. Он требует, чтобы прежде всего была во внимании пища духовная, та, которую может подавать только Он. Люди многому дают название духовной пищи: наукам, наслаждениям изящными предметами и пр. Но это – дела людей, а не Сына Божия. Милль своей защитой любимого им утилитаризма хотя поставил его выше эпикурейской жизни, но не возвысил его над эвдомонизмом людского земного быта: а стоит ли и такой утилитаризм забот бессмертного духа? Больно смотреть, что иным хочется непременно видеть себя животными, а не людьми. По Ренану, человек в начале был животным, потом был религиозным, а далее является мыслящим. Поелику же последнее состояние, состояние мыслящее, у Ренана мыслит только об удобствах телесной жизни, да и религиозность его – чувство безотчетное: то выходит что это опять то же, что состояние животного. Эта теория и антифилософская и антиисторическая: антифилософская, потому что, невольно сознавая низость животного пред человеком, все таки оставляет человека в состоянии животного и не объясняя, как животное может перейти в состояние религиозности или разумности, допускает к бесчестию Творца, будто человек не мог выйти из рук Творца человеком, и только сам становится человеком. Теория эта и антиисторическая, потому что наперекор не только откровенной истории, по историям всех народов и всех религий говорит, будто религия не современна бытию человека тогда как и по опыту каждого дня человек нисходит из состояния человека в состояние животного, напр. пьяный, или г. Ренан с своей саддукейской теорией столько позорной для человека. Так истинная философия есть философия Сына Божия. Он указывает человеку как высокое достоинство его в его бессмертном духе, так и смиренную земную долю его. Он же, и только Он один, дает человеку средства достигать высокого назначения его. Пищу, которая дает жизнь душе на целую вечность счастливую, подает только Он – Сын Божий. «Ибо на Нем положил печать Отец». Чудеса, прозрения в даль незримую людьми, известные в Его деятельности, уверяют, как царская печать, что Он возлюбленный Богом Посланник, какого еще не видал мир (Златоуст), и что Он в состоянии подавать самую питательную, самую лучшую, и отнюдь не обманчивую, пищу. – (Августин)».
СВЯТЫЕ ONLINE
Священное Писание 3 мая: "Бог отцов наших воскресил Иисуса (Деян. 5, 30)"
3 мая, 2025 г.Евангелие от Иоанна, 6 глава
НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ
14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
ХОЖДЕНИЕ ПО ВОДАМ
15 Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царём, опять удалился на гору один.
16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
18 Дул сильный ветер, и море волновалось.
19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались*.
20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли.
ИИСУС ХРИСТОС - ХЛЕБ ЖИЗНИ
22 На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.
23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришёл?
26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нём положил печать Свою Отец, Бог.
Деяния апостолов, 5 глава
ОСНОВАНИЕ ЦЕРКВИ В ИЕРУСАЛИМЕ. СВИДЕТЕЛЬСТВО ЦЕРКВИ В ИЕРУСАЛИМЕ. ПЕРВОЕ ГОНЕНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ АПОСТОЛОВ В ТЕМНИЦУ
21 <В те дни Апостолы> вошли утром в храм и учили. Между тем первосвященник и которые с ним, придя, созвали синедрион и всех старейшин из сынов Израилевых и послали в темницу привести Апостолов.
22 Но служители, придя, не нашли их в темнице и, возвратившись, донесли,
23 говоря: темницу мы нашли запертою со всею предосторожностью и стражей стоящими перед дверями; но, отворив, не нашли в ней никого.
24 Когда услышали эти слова первосвященник, начальник стражи и прочие первосвященники, недоумевали, что бы это значило.
25 Пришёл же некто и донёс им, говоря: вот, мужи, которых вы заключили в темницу, стоят в храме и учат народ.
26 Тогда начальник стражи пошёл со служителями и привёл их без принуждения, потому что боялись народа, чтобы не побили их камнями.
27 Приведя же их, поставили в синедрионе; и спросил их первосвященник, говоря:
28 не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сём? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека.
29 Пётр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам.
30 Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе.
31 Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов.
32 Свидетели Ему в сём мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему.
СОВЕТ ГАМАЛИИЛА
33 Слыша это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их.
* <СТРАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ>
Святитель Василий Великий (329/30–379), епископ Кесарии Каппадокийской, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии:
«Не всякий страх благ и спасителен, но есть страх вражий, о котором молится Пророк, чтобы он не приближался к душе его, говоря: от страха вражия изми душу мою (Пс. 63, 2). Тот страх — вражий, который вдыхает в нас боязнь смерти и который внушает нам страшиться преимущества лиц. Ибо боящийся сего возможет ли, во время мученичества, противостоять греху даже до смерти и воздать долг умершему за нас и воскресшему Господу? А также приводимый в страх демонами имеет в себе страх вражий. И вообще такой страх кажется мне немощью, порожденною неверием, ибо верующий, что есть у него крепкий помощник, не страшится никого из усиливающихся возмутить его».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867), епископ Кавказский и Черноморский, видный аскетический писатель, богослов, мыслитель, проповедник, подвижник:
«Человеку, растленному умом, никак невозможно быть причастником веры: у него место веры занято лжеименным разумом».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» («делайте же не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын Человеческий вам даст: сего бо Отец знамена Бог») (Ин: 6. 27)
Святитель Филарет (Гумилевский) (1805–1866), архиепископ Черниговский и Нежинский, ректор МДА (1835-41), историк церкви, богослов, патролог, библеист, талантливый проповедник и миссионер, автор капитального труда «Православное догматическое богословие», ученик святителя Филарета Московского:
«Ст. 26, 27. «Вы ищете меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились», говорил Господь. Он не отвечает на вопрос: когда пришел? Он говорит о состоянии сердец и о том, что нужно для этих бедных душ. – Эти люди, видевшие несколько чудес Иисуса, в самом чуде ценили только пользу для земной жизни. Они были одной закваски с утилитаристами нового времени. Для подобных людей духовное важно только в той мере, в какой выгодно оно для земной жизни, иначе иные из них не дадут за него ни вздоха. Что же сказано таким людям? «Ищите не пищи тленной, но пищи пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий». Εργαζεσθαι значит трудиться над чем либо, приобретать Притч. 21:6? (в ориг. опеч. :63): Лк. 16:16 сопоставленное же со словом: ищите, ст. 26. требует того, чтобы домогались приобретать. Пища тленная сама по себе показывает, что она не стоит того, чтобы душа полна была забот о ней. «Пища для чрева и чрево для пищи: но Бог уничтожит то и другое» 1 Кор. 6:13. Пища остающаяся в душе на целую вечность также сама собою показывает, что о её приобретении надобно заботиться искреннею душою и постоянно. Спаситель не говорит, что надобно быть беззаботным о нуждах временной жизни. Это не в Его духе 1 Фес. 4:10; 2 Фес. 3:12. Еф. 4:28; 1 Кор. 9:18. Он учит – искать прежде всего пищи духовной Мф. 6:25. 33; Лк. 10:41. Он собственно говорит против утилитаристов, которые так низко ценят духовное и слишком высоко удобства земной жизни. Он требует, чтобы прежде всего была во внимании пища духовная, та, которую может подавать только Он. Люди многому дают название духовной пищи: наукам, наслаждениям изящными предметами и пр. Но это – дела людей, а не Сына Божия. Милль своей защитой любимого им утилитаризма хотя поставил его выше эпикурейской жизни, но не возвысил его над эвдомонизмом людского земного быта: а стоит ли и такой утилитаризм забот бессмертного духа? Больно смотреть, что иным хочется непременно видеть себя животными, а не людьми. По Ренану, человек в начале был животным, потом был религиозным, а далее является мыслящим. Поелику же последнее состояние, состояние мыслящее, у Ренана мыслит только об удобствах телесной жизни, да и религиозность его – чувство безотчетное: то выходит что это опять то же, что состояние животного. Эта теория и антифилософская и антиисторическая: антифилософская, потому что, невольно сознавая низость животного пред человеком, все таки оставляет человека в состоянии животного и не объясняя, как животное может перейти в состояние религиозности или разумности, допускает к бесчестию Творца, будто человек не мог выйти из рук Творца человеком, и только сам становится человеком. Теория эта и антиисторическая, потому что наперекор не только откровенной истории, по историям всех народов и всех религий говорит, будто религия не современна бытию человека тогда как и по опыту каждого дня человек нисходит из состояния человека в состояние животного, напр. пьяный, или г. Ренан с своей саддукейской теорией столько позорной для человека. Так истинная философия есть философия Сына Божия. Он указывает человеку как высокое достоинство его в его бессмертном духе, так и смиренную земную долю его. Он же, и только Он один, дает человеку средства достигать высокого назначения его. Пищу, которая дает жизнь душе на целую вечность счастливую, подает только Он – Сын Божий. «Ибо на Нем положил печать Отец». Чудеса, прозрения в даль незримую людьми, известные в Его деятельности, уверяют, как царская печать, что Он возлюбленный Богом Посланник, какого еще не видал мир (Златоуст), и что Он в состоянии подавать самую питательную, самую лучшую, и отнюдь не обманчивую, пищу. – (Августин)».