Философ Николай Алексеев об идеальном государственном устройстве
В этот день в 1879 году родился Николай Николаевич Алексеев (1879—1964) — русский философ, правовед, профессор Московского университета, один из идеологов евразийства. Не приняв Октябрьского переворота, он преподавал в Праге и Берлине, в Сорбонне и Белграде, принимал участие в движении Сопротивления в годы Второй мировой войны.
Создаваемые ими концепции права тесно связаны с религиозно-нравственными идеалами. Алексеев исходил из убеждения, что на огромной территории России — Евразии — справедливый порядок, стабильность и устойчивость могут быть обеспечены только в государстве, сочетающем в себе преимущества правового, нравственного, справедливого общества. Страной должно управлять высокообразованное сознательное меньшинство в интересах широких народных масс. Такое меньшинство должно представлять собой что-то вроде духовного ордена, способного на моральное руководство народом. Оно вырабатывает государственный идеал и формулирует высшую религиозно-философскую истину. Категории права, справедливости и добра сливаются в его теории воедино. Но возможно ли это на практике?
Николай Алексеев родился в Москве, в семье профессионального юриста. Окончив 3-ю московскую гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета. В феврале 1902 года был исключён из числа студентов за революционную деятельность и приговорён к шести месяцам тюремного заключения. После освобождения уехал в Германию, где продолжил образование в Дрезденском политехникуме. В 1903 году Алексеев возвратился в Москву, был восстановлен в университете, в 1906 году успешно окончил юридический факультет с дипломом 1-й степени. За отличные успехи в учёбе был оставлен на кафедре энциклопедии права и истории философии права. После сдачи экзамена на степень магистра государственного права в звании приват-доцента стал читать лекции на кафедре философии Московского университета. В 1911 году для подготовки магистерской диссертации изучал философию в Берлине, Гейдельберге, Марбурге и Париже, а в 1912 защитил ее в Москве, получив степень магистра государственного права.
В 1917 году активно сотрудничал с Временным правительством, участвовал в подготовке Учредительного собрания. Но октябрьский переворот не принял. Участвовал в Белом движении, в 1920 вместе с армией Врангеля уехал из России. Преподавал в ряде европейских университетов.
Главной мыслью Николая Алексеева было создание условий для построения социально справедливого общества и государства. Принцип социальной справедливости должен лежать в основе идеологических, политических, и экономических отношений людей. Исследователи трудов Николая Алексеева называют эту точку зрения православной по сути и евразийской по форме. В современном ему мире Алексеев не видел примеров идеального, или по его формулировке, «гарантийного» государства, обеспечивающего социальную справедливость.
Алексеев внимательно наблюдал за процессами строительства советского государства. Он считал, что в СССР создается идеократическое государство (то есть государство, построенное на идее, в данном случае — коммунистической). Вот его оценка в книге «Евразийцы и государство»: «По существу своему его идеология является ложной и, кроме того, нам чужеродной, заимствованной с Запада. И, что самое главное, по положению своему в государстве новый правящий слой имеет характер западной партии, т.е. частного объединения, преследующего некоторые политические цели».
Особенно резко Алексеев критиковал фашизм, в котором видел воплощение худших черт западной идеологии.
Одновременно Николай Алексеев считал несовместимыми с православием такие формы государственного устройства как абсолютная монархия и империя. В статье «Христианство и идеи монархии» он писал, что эти формы идут от языческой идеи «царебожества»: царь есть Бог или наместник Бога на земле. И Христос, «не отвергая того, что он Сын Божий, со всей решительностью отметает мысль о себе, как о царе земном. <...> Он проповедует евангелие царствия, — но это была весть не о земном царстве, а о Царстве Небесном. <...> Принадлежность к определенному земному царству никак не служит ручательством на вхождение в Царство Небесное».
Какое именно политическое устройство является идеальным, философ ясно не сказал. О недосягаемости идеала земной власти писал, в частности, и другой мыслитель Николай Бердяев: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». О том, что идеальных правителей не существует, были предупреждены еще древние евреи, которые просили у Бога царя «как у других народов» (1Цар. 8, 6-8).
СВЯТЫЕ ONLINE
Философ Николай Алексеев об идеальном государственном устройстве
В этот день в 1879 году родился Николай Николаевич Алексеев (1879—1964) — русский философ, правовед, профессор Московского университета, один из идеологов евразийства. Не приняв Октябрьского переворота, он преподавал в Праге и Берлине, в Сорбонне и Белграде, принимал участие в движении Сопротивления в годы Второй мировой войны.Создаваемые ими концепции права тесно связаны с религиозно-нравственными идеалами. Алексеев исходил из убеждения, что на огромной территории России — Евразии — справедливый порядок, стабильность и устойчивость могут быть обеспечены только в государстве, сочетающем в себе преимущества правового, нравственного, справедливого общества. Страной должно управлять высокообразованное сознательное меньшинство в интересах широких народных масс. Такое меньшинство должно представлять собой что-то вроде духовного ордена, способного на моральное руководство народом. Оно вырабатывает государственный идеал и формулирует высшую религиозно-философскую истину. Категории права, справедливости и добра сливаются в его теории воедино. Но возможно ли это на практике?
Николай Алексеев родился в Москве, в семье профессионального юриста. Окончив 3-ю московскую гимназию, поступил на юридический факультет Московского университета. В феврале 1902 года был исключён из числа студентов за революционную деятельность и приговорён к шести месяцам тюремного заключения. После освобождения уехал в Германию, где продолжил образование в Дрезденском политехникуме. В 1903 году Алексеев возвратился в Москву, был восстановлен в университете, в 1906 году успешно окончил юридический факультет с дипломом 1-й степени. За отличные успехи в учёбе был оставлен на кафедре энциклопедии права и истории философии права. После сдачи экзамена на степень магистра государственного права в звании приват-доцента стал читать лекции на кафедре философии Московского университета. В 1911 году для подготовки магистерской диссертации изучал философию в Берлине, Гейдельберге, Марбурге и Париже, а в 1912 защитил ее в Москве, получив степень магистра государственного права.
В 1917 году активно сотрудничал с Временным правительством, участвовал в подготовке Учредительного собрания. Но октябрьский переворот не принял. Участвовал в Белом движении, в 1920 вместе с армией Врангеля уехал из России. Преподавал в ряде европейских университетов.
Главной мыслью Николая Алексеева было создание условий для построения социально справедливого общества и государства. Принцип социальной справедливости должен лежать в основе идеологических, политических, и экономических отношений людей. Исследователи трудов Николая Алексеева называют эту точку зрения православной по сути и евразийской по форме. В современном ему мире Алексеев не видел примеров идеального, или по его формулировке, «гарантийного» государства, обеспечивающего социальную справедливость.
Алексеев внимательно наблюдал за процессами строительства советского государства. Он считал, что в СССР создается идеократическое государство (то есть государство, построенное на идее, в данном случае — коммунистической). Вот его оценка в книге «Евразийцы и государство»: «По существу своему его идеология является ложной и, кроме того, нам чужеродной, заимствованной с Запада. И, что самое главное, по положению своему в государстве новый правящий слой имеет характер западной партии, т.е. частного объединения, преследующего некоторые политические цели».
Особенно резко Алексеев критиковал фашизм, в котором видел воплощение худших черт западной идеологии.
Одновременно Николай Алексеев считал несовместимыми с православием такие формы государственного устройства как абсолютная монархия и империя. В статье «Христианство и идеи монархии» он писал, что эти формы идут от языческой идеи «царебожества»: царь есть Бог или наместник Бога на земле. И Христос, «не отвергая того, что он Сын Божий, со всей решительностью отметает мысль о себе, как о царе земном. <...> Он проповедует евангелие царствия, — но это была весть не о земном царстве, а о Царстве Небесном. <...> Принадлежность к определенному земному царству никак не служит ручательством на вхождение в Царство Небесное».
Какое именно политическое устройство является идеальным, философ ясно не сказал. О недосягаемости идеала земной власти писал, в частности, и другой мыслитель Николай Бердяев: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад». О том, что идеальных правителей не существует, были предупреждены еще древние евреи, которые просили у Бога царя «как у других народов» (1Цар. 8, 6-8).