Священное Писание 20 августа: "Уверенность мы имеем в Боге через Христа (2 Кор. 3, 4):
20 августа, 2025 г.
Евангелие от Матфея, 23 глава
ГОРЕ КНИЖНИКАМ И ФАРИСЕЯМ
29 <Сказал Господь:> Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения* в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что всё сие придёт на род сей.
СКОРБЬ ГОСПОДА О ИЕРУСАЛИМЕ
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!»
4 <Братия!> Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, —
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
* <ОСУЖДЕНИЕ БОЖИЕ>
Апостол Варнава (†ок. 57), апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви, сопровождал апостола Павла в миссионерских путешествиях:
«Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он был добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Алексей Владимирович Баталов (1928-2017), советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, общественный деятель, народный артист СССР:
«Путь к вере начинался для меня с живых впечатлений детства – самых ранних. Бабушка была верующей по правде человек – легкий, добрый. Поэтому церковные праздники у нас, пусть дома, пусть закрыто, но были. Не во всех домах и Пасха, а у нас, как бы ни было нище, бедно в разные времена, она всегда праздновалась. К счастью, церковь напротив нас была открыта. Поэтому на праздник мама пойдет туда постоять, а я – рядом. Так все и шло понемножечку. Я стараюсь верить в Бога. Это единственное, что не «перестраивается», остается постоянным».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» («Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, не писмени, но духу: писмя бо убивает, а дух животворит») (2 Кор. 3, 6)
Святитель Евсевий (Орлинский) (1806–1883), архиепископ, последовательно Винницкую, Самарскую, Иркутскую и Могилёвскую кафедры, был ректором Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, член Святейшего Синода, богослов, духовный писатель, публицист, миссионер, благотворитель:
«Он дал нам способность быть служителями нового завета. Он избрал и призвал нас к Апостольскому служению; Он силою Духа Своего (Деян. 1:8) сделал нас способными к прохождению сего служения, или сделал нас служителями нового завета (1 Кор. 4:1), т.е. служителями того союза человека с Богом, который установил Иисус Христос.
Не буквы, но духа – не ветхого, а нового завета. Ветхий Завет называет Апостол буквою, как потому, что сущность закона, данного Богом чрез Моисея, написана была буквами на двух каменных досках, или скрижалях; так и потому, что закон Моисеев в полном своем составе содержит более правила и постановления обрядовые, чем учение, служащее к усовершению и возвышению духа; также и потому, что ветхий завет вообще служил покрывалом таких истин, которые раскрываются в новом завете (2 Кор. 3:14-16), имел тень будущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10:1), которые принадлежат новому завету. А новый завет святой Павел называет духом, потому что в новом завете все совершает Дух Святой. Еще пророк Иоиль предсказал об этом обильном излиянии Св. Духа в пришествие обетованного Искупителя, говоря: И будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши (Иоиль 2, 28). Иисус Христос говорил: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век. Дух истины, егоже мир не может прияти… вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Ин. 14:16, 17). Дух Святой, в виде огненных языков, сошел на Апостолов в день пятидесятницы (Деян. гл. 2), и с того времени Он всегда пребывает и действует в Христовой Церкви, осеняя всех верующих в Иисуса Христа, возрождая их в святом крещении, укрепляя и усовершая в новой благодатной жизни, и сообщая всем и каждому благодатные дары, необходимые в деле спасения (1 Кор. 12:4-13).
Потому что буква убивает. Сказав: не буквы, а Духа, Апостол в объяснение превосходства нового завета пред ветхим присовокупляет то, что он дух, а не буква. Буква убивает, т.е. ветхий завет причиняет смерть. Каким это образом? Это так, что ветхий завет предписывает строгие правила закона и за нарушение их угрожает смертью; но не сообщает силы, нужной человеку для того, чтобы мог он исполнить требования закона, и также не указывает средства к заглаждению грехов, навлекающих угрозу смерти. Также запрещения закона, по свойству нашей растленной грехом природы, давали повод ко греху, возбуждая желание того, что запрещалось законом (Рим. 7:7-10). Это было допущено для того, чтобы подзаконные, сознавая свое бессилие исполнить закон и чувствуя тяжесть угроз, поражавших нарушителей закона, тем сильнее чувствовали нужду в обетованном Искупителе и тем искреннее желали Его пришествия (Гал. 3:21-24).
А дух животворит. Новый Завет или новозаветная Вера дает истинную жизнь. В Церкви Христовой Дух Святой возрождает верующих в Иисуса Христа в новую, благодатную жизнь, освобождая их от прародительского греха и от всех свободных грехов, соделанных до крещения, и также в таинстве покаяния подавая средство к заглаждению всех грехов, каким, по немощи своей, человек подвергался после омовения в купели таинственного крещения, и таким образом приготовляет человека к наследованию вечной блаженной жизни.
Святой Иоанн Златоустый говорит: «Письмя убивает, а дух животворит. Что это значит? По ветхому закону грешник подвергается наказанию; а по новому он прибегает к крещению и становится праведным; а соделавшись правым, он оживает, освобождается от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть; а если постигнет убийцу благодать, то она освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ. 15:32-36). Вот что значит: письмя убивает! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников, и, омывши их водами крещения, разрешает от прежних грехов. Вот что значит: дух животворит! Закон, кого поймает, того из живого делает мертвым: а благодать преступника из мертвого соделывает живым».
(Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.)
СВЯТЫЕ ONLINE
Священное Писание 20 августа: "Уверенность мы имеем в Боге через Христа (2 Кор. 3, 4):
20 августа, 2025 г.Евангелие от Матфея, 23 глава
ГОРЕ КНИЖНИКАМ И ФАРИСЕЯМ
29 <Сказал Господь:> Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников,
30 и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»;
31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков;
32 дополняйте же меру отцов ваших.
33 Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения* в геенну?
34 Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьёте и распнёте, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город;
35 да придёт на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.
36 Истинно говорю вам, что всё сие придёт на род сей.
СКОРБЬ ГОСПОДА О ИЕРУСАЛИМЕ
37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.
39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!»
2-е послание Коринфянам, 3 глава
ОПРАВДАНИЕ АПОСТОЛЬСКОГО СЛУЖЕНИЯ ПАВЛА. СЛУЖЕНИЕ СЛАВНОЕ - СЛУЖЕНИЕ ОПРАВДАНИЯ
4 <Братия!> Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа,
5 не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога.
6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
7 Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, —
8 то не гораздо ли более должно быть славно служение духа?
9 Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания.
10 То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего.
11 Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее.
* <ОСУЖДЕНИЕ БОЖИЕ>
Апостол Варнава (†ок. 57), апостол от семидесяти, основатель Кипрской церкви, сопровождал апостола Павла в миссионерских путешествиях:
«Господь нелицеприятно судит мир; каждый получит мзду по своим делам: если он был добр, то благость его предходит ему; если нечестив, то возмездие за нечестие последует за ним».
ИЗВЕСТНЫЕ О БИБЛИИ И ВЕРЕ
Алексей Владимирович Баталов (1928-2017), советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, общественный деятель, народный артист СССР:
«Путь к вере начинался для меня с живых впечатлений детства – самых ранних. Бабушка была верующей по правде человек – легкий, добрый. Поэтому церковные праздники у нас, пусть дома, пусть закрыто, но были. Не во всех домах и Пасха, а у нас, как бы ни было нище, бедно в разные времена, она всегда праздновалась. К счастью, церковь напротив нас была открыта. Поэтому на праздник мама пойдет туда постоять, а я – рядом. Так все и шло понемножечку. Я стараюсь верить в Бога. Это единственное, что не «перестраивается», остается постоянным».
ТОЛКОВАЯ БИБЛИЯ ДНЯ на слова: «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» («Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, не писмени, но духу: писмя бо убивает, а дух животворит») (2 Кор. 3, 6)
Святитель Евсевий (Орлинский) (1806–1883), архиепископ, последовательно Винницкую, Самарскую, Иркутскую и Могилёвскую кафедры, был ректором Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, член Святейшего Синода, богослов, духовный писатель, публицист, миссионер, благотворитель:
«Он дал нам способность быть служителями нового завета. Он избрал и призвал нас к Апостольскому служению; Он силою Духа Своего (Деян. 1:8) сделал нас способными к прохождению сего служения, или сделал нас служителями нового завета (1 Кор. 4:1), т.е. служителями того союза человека с Богом, который установил Иисус Христос.
Не буквы, но духа – не ветхого, а нового завета. Ветхий Завет называет Апостол буквою, как потому, что сущность закона, данного Богом чрез Моисея, написана была буквами на двух каменных досках, или скрижалях; так и потому, что закон Моисеев в полном своем составе содержит более правила и постановления обрядовые, чем учение, служащее к усовершению и возвышению духа; также и потому, что ветхий завет вообще служил покрывалом таких истин, которые раскрываются в новом завете (2 Кор. 3:14-16), имел тень будущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10:1), которые принадлежат новому завету. А новый завет святой Павел называет духом, потому что в новом завете все совершает Дух Святой. Еще пророк Иоиль предсказал об этом обильном излиянии Св. Духа в пришествие обетованного Искупителя, говоря: И будет по сих, излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши (Иоиль 2, 28). Иисус Христос говорил: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век. Дух истины, егоже мир не может прияти… вы же знаете Его, яко в вас пребывает и в вас будет (Ин. 14:16, 17). Дух Святой, в виде огненных языков, сошел на Апостолов в день пятидесятницы (Деян. гл. 2), и с того времени Он всегда пребывает и действует в Христовой Церкви, осеняя всех верующих в Иисуса Христа, возрождая их в святом крещении, укрепляя и усовершая в новой благодатной жизни, и сообщая всем и каждому благодатные дары, необходимые в деле спасения (1 Кор. 12:4-13).
Потому что буква убивает. Сказав: не буквы, а Духа, Апостол в объяснение превосходства нового завета пред ветхим присовокупляет то, что он дух, а не буква. Буква убивает, т.е. ветхий завет причиняет смерть. Каким это образом? Это так, что ветхий завет предписывает строгие правила закона и за нарушение их угрожает смертью; но не сообщает силы, нужной человеку для того, чтобы мог он исполнить требования закона, и также не указывает средства к заглаждению грехов, навлекающих угрозу смерти. Также запрещения закона, по свойству нашей растленной грехом природы, давали повод ко греху, возбуждая желание того, что запрещалось законом (Рим. 7:7-10). Это было допущено для того, чтобы подзаконные, сознавая свое бессилие исполнить закон и чувствуя тяжесть угроз, поражавших нарушителей закона, тем сильнее чувствовали нужду в обетованном Искупителе и тем искреннее желали Его пришествия (Гал. 3:21-24).
А дух животворит. Новый Завет или новозаветная Вера дает истинную жизнь. В Церкви Христовой Дух Святой возрождает верующих в Иисуса Христа в новую, благодатную жизнь, освобождая их от прародительского греха и от всех свободных грехов, соделанных до крещения, и также в таинстве покаяния подавая средство к заглаждению всех грехов, каким, по немощи своей, человек подвергался после омовения в купели таинственного крещения, и таким образом приготовляет человека к наследованию вечной блаженной жизни.
Святой Иоанн Златоустый говорит: «Письмя убивает, а дух животворит. Что это значит? По ветхому закону грешник подвергается наказанию; а по новому он прибегает к крещению и становится праведным; а соделавшись правым, он оживает, освобождается от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть; а если постигнет убийцу благодать, то она освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ. 15:32-36). Вот что значит: письмя убивает! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников, и, омывши их водами крещения, разрешает от прежних грехов. Вот что значит: дух животворит! Закон, кого поймает, того из живого делает мертвым: а благодать преступника из мертвого соделывает живым».
(Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.)