Комментарии
- Чт 18:12Лидия БогдановаСвятые Зосима,Савватие и Германе, молите Бога о нас грешных ☦️☦️☦️
- Чт 18:41Татьяна Федорова (Юркина)
️
️
️
- вчера 03:07Петр и Альбина Саутченковы
️
️
️
- вчера 22:36галина шепелева
️
️
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
СВЯТЫЕ ONLINE
🗓 21 августа Церковь вспоминает перенесение в 1992 году мощей основателей Соловецкого монастыря преподобных Зосимы, Савватия и Германа в возрожденную после советского запустения обитель.
Об отцах-основателях монастыря рассказывает студентка исторического факультета МГУ Александра Найденова.
🌿Начиная с XIV века Троицкая обитель святого Сергия Радонежского стала центром, из которого по всем русским землям шли ученики и последователи Преподобного в поисках «безмолвия» и «пустынной жизни».
Сбегая от людской славы в «пустыни», они неизбежно притягивали к себе не только иноков, желающих обрести спасение, но и крестьян, селившихся вокруг создающихся обителей. Так сформировалась целая сеть монастырей, удалённых друг о друга, но взаимосвязанных судьбами подвижников.
В середине XV в. в ткань монастырской «колонизации» был вписан и знаменитый Соловецкий монастырь.
📍К моменту появления на островах монахов, архипелаг не был столь безжизненным, как его описывает агиограф. Частыми «гостями» на островах оказывались новгородские купцы и промышленники, занимавшиеся добычей рыбы и зверя, торговлей, а также местные рыбаки, охотники, и даже ушкуйники. Параллельно процессу основания Соловецкой обители Поморский край переживал интересное время смешивания местного населения с пришлым русским, которое началось задолго до прибытия святого на острова: по рекам стали появляться посёлки новгородцев, привлечённых в этот пустынный край «прибыльными речными и морскими промыслами». Несмотря на продолжавшуюся ассимиляцию автохтонного и пришлого новгородского населения, «корельские дети» считали себя «ближайшими собственниками ещё не занятых земель».
Так, по решению карел, возмущённых появлением иноков на острове, на Соловках поселился рыбак вместе со своей семьёй.
Инцидент с наказанием карельских поселенцев красочно описан в «Житии…». В воскресное утро иноки услышали «возглас и громкий вопль, взывающий с мольбою», и отправившийся на крик Герман обнаружил «жену карельскую», которая поведала иноку о двух «грозных юношах со светлыми лицами», наказавших её прутьями и велевших уходить с острова: «Отныне на этом месте будет обитель иноческая и да соберется здесь множество монахов, и имя Божие да прославляется ими на месте этом». В память о чуде с «женой карельской» гора, на которой произошло наказание, была названа Секирной (в честь «сечения» жены рыбака прутьями).
С. В. Морозов увидел в данном эпизоде реальный исторический контекст: в середине XV в. обширные территории Карельского берега, Кемских шхер и Соловков были проданы карелкой Ховрой Тойвутовой новгородскому посаднику Дмитрию Васильевичу за бесценок - три с половиной рубля; по мнению Морозова, перед этим на Беломорье «произошло нечто, заставившее владетельную карелку избавиться от своих морских угодий». https://svyatye.online/articles/obraz-svyatosti/da-kto-mozhet-zhit-tam-istoriya-obiteli-v-belom-more/