‼Основы ТРИЗ в педагогике: как применять на практике?
(часть 2) Принципы и основы ТРИЗ-педагогики ТРИЗ-педагогика в качестве научно-педагогического направления в нашей стране сформировалась в конце 80-х годов. В ее основу были положены идеи, высказанные авторами ТРИЗ Генрихом Альтшуллером и Рафаэлем Шапиро. За рубежом в английском языке помимо транслитерации TRIZ используется акроним TIPS, что переводится как theory of inventive problem solving. И у нас, и за рубежом ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование творческого аналитического мышления, воспитание разносторонне развитой творческой личности, которая будет психологически готова к поиску нестандартных решений, и при этом будет владеть основными приемами творческого поиска. Принципы, лежащие в основе ТРИЗ-образования: Принцип субъектности, согласно которому ученик является субъектом обучения, самостоятельным участником образовательного процесса, разделяющим ответственность за результаты своего обучения. Принцип целостности знаний, который подразумевает формирование целостного мировоззрения, понимания взаимосвязей между предметами и явлениями окружающего мира. Принцип развития креативности, что подразумевает развитие самостоятельного мышления, умения выходить за рамки уже известного и при этом творчески использовать ранее накопленные знания. Принцип получения знаний через творчество, что предполагает множество практических исследовательских задач. Принцип приоритета методов мышления, согласно которому инструменты и подходы к решению задач столь же важны, как и базовые знания. Все эти принципы являются прямым следствием основных постулатов ТРИЗ-педагогики, сформулированных авторами теории решения изобретательских задач [Г. Альтов, 1989]. Заметим, что Генрих Альтшуллер многие свои книги, особенно для детей, выпустил под псевдонимом Генрих Альтов, который запомнить намного проще, чем фамилию автора. Основы ТРИЗ-педагогики: Знания важнее природных ресурсов. Навыки важнее знаний. Умение учиться важнее навыков. Умение творчески адаптировать и применять знания важнее умения учиться. Эти формулировки стали своего рода «взглядом в будущее», в котором человек становится главным ресурсом. Человечество прошло немалый путь от сырьевой экономики до экономики впечатлений, и именно в экономике впечатлений креатив и нестандартные подходы обретают особый вес. Впрочем, деятельностный креативный подход, являющийся основой ТРИЗ-технологии, вовсе не означает, что нужно забыть про теорию. Итак, теоретической основой ТРИЗ являются: Понимание объективности законов развития и функционирования систем, которые должны быть учтены в поиске оптимального решения. Понимание противоречивого характера эволюции систем и объективности возникающих противоречий, которые должны быть преодолены посредством найденного оптимального решения. Понимание конкретности как особенностей, облегчающих или затрудняющих изменение конкретной системы. Оптимальное решение должно учитывать внутренние и внешние особенности конкретных проблемных ситуаций. По последнему пункту уточним, что внутренние особенности определяются внутренней базой, на которой строится та или иная система. Внешние особенности формирует та среда, в которой функционирует система. Это что касается теории. Прикладные аспекты педагогического процесса раскрыл Анатолий Гин в своей книге «ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить» [А. Гин, 2016]. Кроме того, весьма интересна книга, которую написал Орлов Михаил «Основы классической ТРИЗ» [М. Орлов, 2006]. Книга Анатолия Гина более ориентирована на работу с детьми, в то время как «Основы классической ТРИЗ» Михаила Орлова ориентированы на инженеров, менеджеров, экономистов, аналитиков, представителей бизнеса и всех, кто желает развить креативное мышление в контексте своей профессиональной деятельности. Еще круче, когда основам ТРИЗ обучают в вузе еще до того, как человек «окунется с головой» в мир профессии. В этом плане весьма интересен учебник ТРИЗ, написанный коллективом преподавателей ведущих московских вузов, таких как МАИ, МИИТ, МГТУ имени Н. Э. Баумана и других [А. Гасанов и др., 2016]. Эти лекции по основам ТРИЗ скачать можно практически в любом из наиболее распространенных форматов по ссылке бесплатно. Давайте рассмотрим, чем могут быть полезны основы ТРИЗ на разных этапах развития личности.
РОБОТОТЕХНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ В МИНСКЕ м. Пушкинская
‼Основы ТРИЗ в педагогике: как применять на практике?
(часть 2)
Принципы и основы ТРИЗ-педагогики
ТРИЗ-педагогика в качестве научно-педагогического направления в нашей стране сформировалась в конце 80-х годов. В ее основу были положены идеи, высказанные авторами ТРИЗ Генрихом Альтшуллером и Рафаэлем Шапиро. За рубежом в английском языке помимо транслитерации TRIZ используется акроним TIPS, что переводится как theory of inventive problem solving.
И у нас, и за рубежом ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование творческого аналитического мышления, воспитание разносторонне развитой творческой личности, которая будет психологически готова к поиску нестандартных решений, и при этом будет владеть основными приемами творческого поиска.
Принципы, лежащие в основе ТРИЗ-образования:
Принцип субъектности, согласно которому ученик является субъектом обучения, самостоятельным участником образовательного процесса, разделяющим ответственность за результаты своего обучения.
Принцип целостности знаний, который подразумевает формирование целостного мировоззрения, понимания взаимосвязей между предметами и явлениями окружающего мира.
Принцип развития креативности, что подразумевает развитие самостоятельного мышления, умения выходить за рамки уже известного и при этом творчески использовать ранее накопленные знания.
Принцип получения знаний через творчество, что предполагает множество практических исследовательских задач.
Принцип приоритета методов мышления, согласно которому инструменты и подходы к решению задач столь же важны, как и базовые знания.
Все эти принципы являются прямым следствием основных постулатов ТРИЗ-педагогики, сформулированных авторами теории решения изобретательских задач [Г. Альтов, 1989]. Заметим, что Генрих Альтшуллер многие свои книги, особенно для детей, выпустил под псевдонимом Генрих Альтов, который запомнить намного проще, чем фамилию автора.
Основы ТРИЗ-педагогики:
Знания важнее природных ресурсов.
Навыки важнее знаний.
Умение учиться важнее навыков.
Умение творчески адаптировать и применять знания важнее умения учиться.
Эти формулировки стали своего рода «взглядом в будущее», в котором человек становится главным ресурсом. Человечество прошло немалый путь от сырьевой экономики до экономики впечатлений, и именно в экономике впечатлений креатив и нестандартные подходы обретают особый вес.
Впрочем, деятельностный креативный подход, являющийся основой ТРИЗ-технологии, вовсе не означает, что нужно забыть про теорию. Итак, теоретической основой ТРИЗ являются:
Понимание объективности законов развития и функционирования систем, которые должны быть учтены в поиске оптимального решения.
Понимание противоречивого характера эволюции систем и объективности возникающих противоречий, которые должны быть преодолены посредством найденного оптимального решения.
Понимание конкретности как особенностей, облегчающих или затрудняющих изменение конкретной системы. Оптимальное решение должно учитывать внутренние и внешние особенности конкретных проблемных ситуаций.
По последнему пункту уточним, что внутренние особенности определяются внутренней базой, на которой строится та или иная система. Внешние особенности формирует та среда, в которой функционирует система. Это что касается теории.
Прикладные аспекты педагогического процесса раскрыл Анатолий Гин в своей книге «ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить» [А. Гин, 2016]. Кроме того, весьма интересна книга, которую написал Орлов Михаил «Основы классической ТРИЗ» [М. Орлов, 2006].
Книга Анатолия Гина более ориентирована на работу с детьми, в то время как «Основы классической ТРИЗ» Михаила Орлова ориентированы на инженеров, менеджеров, экономистов, аналитиков, представителей бизнеса и всех, кто желает развить креативное мышление в контексте своей профессиональной деятельности.
Еще круче, когда основам ТРИЗ обучают в вузе еще до того, как человек «окунется с головой» в мир профессии. В этом плане весьма интересен учебник ТРИЗ, написанный коллективом преподавателей ведущих московских вузов, таких как МАИ, МИИТ, МГТУ имени Н. Э. Баумана и других [А. Гасанов и др., 2016]. Эти лекции по основам ТРИЗ скачать можно практически в любом из наиболее распространенных форматов по ссылке бесплатно.
Давайте рассмотрим, чем могут быть полезны основы ТРИЗ на разных этапах развития личности.