5 мар 2023

Хвосты ящериц и их сородичей

Хорошо известно, что органы растений и животных выполняют, как правило, не одну, а несколько функций. Тому есть немало замечательных свидетельств. Вот, например, хвост ящерицы. Каждый знает, что в случае опасности ящерица может отбросить его, чтобы отвлечь внимание хищника.
Напомню читателю механизм этого удивительного явления, называемого аутотомия. В хвостовых позвонках, способных к аутотомии, есть неокостеневающие прослойки. В этих местах и происходит разрыв. Само отбрасывание осуществляется благодаря резкому рефлекторному сокращению хвостовых мускулов. При этом мускулы не только разрывают хвост, но и сразу перетягивают кровеносные сосуды, не допуская потери крови.
Отбрасывание хвоста иногда превращается в целое представление. У многих ящериц хвост ярко окрашен (у австралийских сцинковых ящериц из рода Morenthia хвосты рубиново-красные, а у вьетнамской невзрачно-серенькой Lipinia vittigerum хвост небесно-голубого цвета) либо они приподнимают его и совершают им различные движения (как, например, сцинковые гекконы, род Teratoscincus) – и все для того, чтобы привлечь внимание врага именно к этой, наименее ценной части своего тела. Отброшенный хвост долго причудливо извивается, а у некоторых видов еще и шуршит благодаря трению друг о друга крупных чешуй. Все это отвлекает хищника от самой ящерицы, которой тем временем удается скрыться. Вскоре, как всем известно, у нее начинает отрастать новый хвост (т.е. происходит его регенерация), и уже через каких-нибудь пару месяцев он будет почти неотличим от прежнего.
Казалось бы – счастливый конец. Но не все так просто. Во-первых, позвонки с необходимыми для аутотомии прослойками в новом хвосте не восстанавливаются и хвост уже нельзя будет отбросить в случае новой опасности. Во-вторых, отращивание нового хвоста отнимает у ящерицы немало жизненных сил, нередко ослабляет ее и снижает шансы на выживание. В-третьих, хвост все-таки предназначен не только для того, чтобы отбрасывать его в случае опасности.
Поэтому ящерица обычно всячески старается избежать аутотомии, приберегая ее на самый крайний случай. Если же дело все-таки доходит до этого, хвост очень редко обламывается у самого основания, – таким образом сохраняется возможность повторной аутотомии – за счет позвонков, сохранившихся в более высокой части хвоста.
Иногда случается и так, что ящерице, у которой процесс аутотомии уже начался, каким-то образом удается предотвратить полную утрату хвоста. Мышцы уже рефлекторно разорвали позвонок и хвост надломился, но потом рана зажила. Однако поскольку разрыв позвонка все-таки произошел, начался рост нового хвоста. И вот через короткое время в месте надлома появляется второй хвостик, сначала маленький, но затем догоняющий по длине первоначальный. Получается двухвостая ящерица – таких «монстров» изредка находят в природе.
Помимо аутотомии хвоста у некоторых ящериц, в частности у тех же сцинковых гекконов, может наблюдаться и гораздо менее известный процесс – аутотомия кожных покровов. Схваченная ящерица начинает бешено вращаться вокруг оси тела, при этом участки кожи в тех местах, за которые ее держат, легко отслаиваются и животное «выскальзывает» из них. Кожа остается врагу, ящерица же убегает. Интересно, что и в этом случае кровотечения почти нет, а утраченные покровы вскоре восстанавливаются.

Комментарии

Комментариев нет.