Когда обычай — закон: страшные ритуалы, в которые верили на в русских деревнях

Вот иные эпизоды крестьянской жизни на Руси, которые современному человеку покажутся совсем не безобидными. Наши предки, однако, воспринимали их как часть привычного порядка вещей: следование обрядам, соблюдение «правил мира» и укорененных представлений о должном.

Когда обычай — закон: страшные ритуалы, в которые верили на в русских деревнях - 5365573740348


За мужем — в иной мир

В некоторых местностях смерть мужа означала для жены не только вдовство, но и собственный конец: вдов сжигали на погребальном костре вместе с супругом. Во многих случаях женщины соглашались на это добровольно — так работали вера и социальные нормы. Исследователи видят две ключевые причины. Первая — мифологическая: считалось, что одинокой женщине труднее найти путь в царство мертвых, тогда как мужчине это доступнее. Вторая — социальная: после кончины кормильца права вдовы резко сужались, доход пропадал, и в глазах родни она нередко превращалась в «лишний рот».

«Солонование» и «перепекание» детей

Новорожденных тоже вовлекали в обрядовые практики. Помимо «перепекания» — символического «второго рождения», когда младенца на короткое время помещали в теплую печь, — существовал обычай солонования. Ребенка полностью натирали солью — от макушки до пят, включая лицо, — туго пеленали и оставляли так на некоторое время. Нежная кожа нередко травмировалась, порой даже сходила. Однако родителей это не останавливало: соль считалась защитой от болезней и дурного глаза.

Как прощались со стариками

Немощные старики в крестьянской семье порой воспринимались как обуза, а в народных представлениях долгожители будто бы «питались» жизненными силами молодых. Отсюда — страшная практика «выставления» стариков: их уводили в лес или на возвышенность и оставляли там умирать от холода и голода; бывало, привязывали к деревьям или наносили смертельные удары. Старцев нередко делали и жертвами обрядов: так, во время засухи могли утопить немощного, «умилостивляя» стихии и призывая дождь.

Обряд «разувания» мужа

Сразу после свадьбы молодая жена должна была снять с мужа обувь. Ноги и следы на Руси наделяли особой магической силой: сапоги использовали в гаданиях, а след считался уязвимым для порчи. Обувь, следовательно, служила своеобразным оберегом. Позволяя жене «разуть» себя, мужчина демонстрировал доверие. Затем следовала иная часть обряда: муж несколько раз ударял супругу плетью — знак установленной им власти и женского подчинения. По одной из версий, отсюда и пошла пословица «Бьет — значит любит».

Комментарии