"Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Священное Писание.

Библия. Послание к евреям св. апостола Павла 13:7).
Дорогие Братия и Сестры! В наступившем 2025 г. исполнилось 100 лет со дня смерти святителя Тихона Патриарха Всероссийского. Многие из нас спросят: "зачем нам нужно размышлять или говорить о прошлом? Сейчас ведь другое время"!? Да. Возможно. Однако, это размышление или беседа необходимы для каждого человека, особенно для православного христианина. История, которая включает в себя потери и достижения прошлого помогает нам переосмыслить пути нашей собственной жизни, интегрировать прошлый опыт в настоящем времени. Это способствует лучшему пониманию себя, что позволяет расширять пространство для саморазвития и духовного роста каждого из нас! Возможно, так нам ответит наша христианская совесть. И слава Богу! Но, возникнет и другой вопрос: " зачем нам нужно говорить о людях прошлого? Сейчас же другое время, на дворе XXI век!?" Ответ на этот вопрос нам дают Православная Церковь Христова, которая "есть Столп и утверждение Истины" (1 Тим. 3:15), а также здравый смысл, человеческий смысл. Духовная логика (также как и обычная, человеческая), говорят нам о том, что мы должны учиться на ошибках людей прошлого, что бы не совершать своих, а также назидаться положительными примерами, для правильного и полезного направления воли, творческих усилий, которые заключаются в развитии талантов данных нам Богом. Святой апостол Павел, в послании к евреям (см. Библия, Новый Завет) пишет: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7). Человек был создан Богом для счастья, любви и радости, как о том учит нас Священное Писание. Только в Боге можно обрести все это. Только живя с Богом человек подлинно исполняет свое предназначение. И от этого обретает счастье в земной жизни, и Царствие Небесное по телесной смерти. В противном случае- жизнь без цельна, и сводиться лишь к удовлетворению физиологических инстинктов, телесных потребностей... Пропадает цель в жизни и начинаются ошибки, за которые порой расплачиваются ( к сожалению) следующие поколения... Известный советский писатель, автор романа «Как закалялась сталь», Николай Алексеевич Островский, написал об этом так: "Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Поэтому, нельзя утаивать ошибки людей прошлого, равно как их достижения. Нельзя это делать в угоду каким-либо социальным слоям населения, или в угоду кому-либо или чему либо. Конечно, не нужно об этом кричать всем вокруг, но нужно об этом говорить, помнить, учиться, получать пользу для утверждения души, просвещения разума, укрепления воли. Чтобы не допускать ошибок. Чтобы потомкам не было стыдно за нас всех... Без Бога, Его Церкви положительных процессов в нашей жизни не будет... Без Церкви Христовой и правильной духовной жизни, человечество не сможет решить проблемы современности, не сможет быть честным перед самим собой. Обо всем этом нам говорит всемирная история, и в частности- история нашей страны. России. Церковь Христова свидетельствует нам: история — процесс Богочеловеческий. Её творят и Бог, и человек. При этом Бог не посягает на свободу человека, за ним сохраняется свобода выбора. В качестве примера этого процесса со стороны человека, можно привести ответ Божией Матери на призыв архангела Гавриила: «Се раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38). Религиозное сознание — действенный катализатор исторического развития. Оно оказывает реальное и непосредственное влияние на развитие конкретных исторических событий. Будем изучать историю и жизнь людей того времени, а в первую очередь- святых православной Церкви. Будем помнить об ошибках прошлого, чтобы пресечь их в настоящем и не совершить в будущем: "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы".... В связи с этим предисловием, методист Турковского краеведческого музея Ольга Петровна Лебёдушкина представляет нашему вниманию статью о жизненном пути святого Тихона патриарха Всероссийского и его духовном подвиге...
«Исполнять свой долг до положенного Богом предела…»
В Турках отметили 100-летие со дня блаженной кончины святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Памятная дата широко отмечается как на церковном, так и на государственном уровне. В православных храмах по всей стране прошли торжественные богослужения, лекции, семинары, конференции проводятся в университетах, музеях и библиотеках. В Донском монастыре – месте упокоения святителя – службу возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В течение всего 2025 года будут проводиться лекции, семинары, конференции, концерты и выставки, посвященные Патриарху Тихону. С 6 апреля по 9 октября по крупнейшим городам России и Белоруссии пройдет принесение ковчега с мощами святителя. Турки также не остались в стороне. 6 апреля в храме Казанской иконы Божией Матери в р. п. Турки была совершена Божественная литургия в честь святителя Тихона. 8 апреля в историко-краеведческом музее Турковского района состоялась слайд-лекция «Человек в истории: святитель Тихон, Патриарх Всероссийский». В зале собрались представители православной общественности, сотрудники различных организаций нашего поселка.
Почему разговор о святителе Тихоне сегодня так важен?
Биография Василия Ивановича Беллавина (в монашестве – Тихона, 1865 – 1925) поражает своим величием и драматизмом. Начало ее и по нынешним временам кажется сказочным. Сын скромного сельского священника из Псковской губернии стал одним из самых ярких представителей Русской Православной церкви на рубеже XIX – ХХ веков. Человек блестяще образованный, владеющий несколькими иностранными языками, он сделал очень много для распространения православия по всему миру. Несколько лет был епископом Алеутским и Североамериканским, служил на Аляске, в Нью-Йорке и Сан-Франциско. В сорок лет был возведен в сан архиепископа. Говоря языком наших дней, сделал головокружительную карьеру. Но эти слова меньше всего подходят к личности будущего Патриарха. Его отличали доброта, демократичность, внимание к каждому человеку, невзирая на чины и положение. За это его любили везде, где бы он ни был, и со слезами провожали к новому месту служения. В Ярославле, где, вернувшись из Америки, он занимал архиерейскую кафедру, его даже сделали почетным гражданином города, что для священнослужителя в те времена было почти невозможно. Его служение в Вильно (нынешний Вильнюс) совпало с началом Первой мировой войны, и архиепископ Виленский оказался в буквальном смысле на передовой – он посещал русских солдат в окопах, организовывал госпитали, эвакуировал людей и святыни из города, который вот-вот должны были захватить немцы. Последний титул святителя Тихона перед патриаршеством – митрополит Московский. В 1917 году после 200-летнего перерыва Россия вновь избирает своего Патриарха. Из трех претендентов на патриарший престол архиепископа Антония (Храповицкого) считали «самым умным», архиепископа Арсения (Стадницкого) – «самым строгим», а митрополита Московского Тихона (Беллавина) – «самым добрым». Избран был самый добрый. Скромность и смирение новоизбранного Патриарха породили известную московскую шутку: «Тихон – тих он». И хотя роковые исторические события уже развивались у всех на глазах, мало кто задумывался, что именно этому главе Русской православной Церкви суждено стать ее самоотверженным и отважным защитником.
С первых дней своего существования Советская власть начала активную борьбу с религией и Церковью. Такого опыта отношений с властью у русского православия не было никогда, и Патриарху Тихону пришлось принимать сложнейшие решения. С самого начала своего служения он выступил против братоубийственной гражданской войны и подверг большевиков анафеме. Он боролся против так называемого «обновленчества» – церковного движения, поддерживавшего советскую власть. В 1921 году оказывал огромную поддержку голодающим Поволжья, но не согласился с изъятием богослужебных предметов из храмов. Это стало предлогом для жестокого преследования Патриарха. С 1922 года он постоянно находился под арестом, терпел откровенные издевательства, его пытались судить за мнимые преступления, но дух Патриарха не был сломлен, а его авторитет в народе продолжал расти. Однажды святителю Тихону было предложено выехать за границу. Он ответил: «…никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со своим народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела…» Предел наступил на Благовещение 7 апреля 1925 года. Проститься с Патриархом к Донскому монастырю пришли несколько сотен тысяч человек. Советская власть продолжила борьбу с церковью. За примерами далеко ходить не надо. Из 18 храмов, существовавших на территории нашего района, в 1920–30-х годах было уничтожено 17. Однако русская церковь сохранилась в годы гонений и репрессий, и во многом это произошло, благодаря усилиям Патриарха Тихона.
В конце прошлого века началось духовное возрождение России. В 1989 году Патриарх Тихон был канонизирован, и его жизненный путь заставляет задуматься над тем, как тесно связаны история и Божий Промысел.

"Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Священное Писание. - 973672665296

Комментарии

Комментариев нет.