МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА ЛАДЫНИНА...

День Памяти...
«Что меня спасало в жизни? Прежде всего, мое чувство юмора. Когда мне бывало особенно трудно, я говорила себе: «А-а, ты думала, что с тобой этого произойти не может?» Даже в самые тяжелые периоды моей жизни не приходила в отчаяние. Раньше в ходу был такой афоризм: «Хуже, кажется, быть нельзя, а глядишь — назавтра хуже». Марина Ладынина.
Марина Ладынина родилась 24 июня 1908 года в селе Скотинино Смоленской губернии. Но позже название родного села показалось Ладыниной неблагозвучным, и впоследствии она изменила в документах место рождения на село Назарово, куда она вместе с родителями переехала в раннем детстве. Родители Марины были крестьянами. Ее отец Алексей Дмитриевич Ладынин имел всего три класса образования, а мама Мария Наумовна была малограмотной. Кроме Марины в семье было еще трое детей. Марине приходилось больше всех работать по дому – она много стирала, принося воду с реки. Чтобы помочь родителям, летом Марина работала по найму, и доила коров. Несмотря на эти трудности, у Марины с ранних лет проявился интерес к книгам. Она рано научилась читать сама и начала учить читать своих младших сестер и брата.Когда на базарную площадь приходили цыгане, юная Марина Ладынина могла выскочить из толпы и сплясать, повторяя движения женщин в цветистых юбках. О своих актерских успехах в детстве Ладынина позже рассказывала: «Мне кажется, я родилась с желанием стать актрисой. Без меня не обходился ни один детский праздник, юбилейный вечер, любительский спектакль. Я играла на балалайке в оркестре народных инструментов, пела, плясала... Когда на базарной площади выступали цыгане, я выскакивала из толпы зрителей и плясала вместе с ними.Со временем Марине стали предлагать роли в школьных спектаклях. В Ачинске, где училась Марина, располагался местный драматический театр, куда со временем Марину начали приглашать для замены заболевших актеров. На сцене этого театра она познакомилась с актрисой Баратовой, с которой играла в спектакле «Иудушка Головлев». Именно Баратова убедила Марину в необходимости продолжить обучение актерскому искусству, но, окончив школу, Марина в 16 лет стала учительницей в селе Назарово, при этом продолжая мечтать о сцене. Вскоре она переехала в Смоленскую губернию на родину отца, где продолжила заниматься преподавательской деятельностью. И однажды ей улыбнулась удача. Как-то в село приехал отдыхать актер театра Мейерхольда Сергей Фадеев. Марина познакомилась с ним, и Фадеев, увидев в девушке задатки актерского таланта, посоветовал ей поступать в ГИТИС. Кроме того, он подарил ей книгу «Моя жизнь в искусстве», чтобы Марина могла подготовиться к экзаменам. В 1929 году волостной комитет комсомола направил Марину Ладынину в Москву поступать на факультет общественных наук, но Марина, воспользовавшись представившейся возможностью, с первого раза поступила ГИТИС. Комиссия приняла ее, сделав в экзаменационной ведомости пометку «Особо одаренная», и освободила от обязательных экзаменов по общеобразовательным предметам. Окрыленная успехом, Марина с увлечением взялась за учебу. Все преподаватели отмечали ее талант, энергию и целеустремленность. Уже на втором курсе Марину пригласили на стажировку во МХАТ, после чего выделили ей мхатовскую стипендию в 75 рублей. В том же 1929 году состоялся дебют Марины Ладыниной в кино. Она сыграла небольшую роль слепой цветочницы в немом фильме «В город входить нельзя».
В 1933 году Марина Ладынина окончила ГИТИС и была принята в труппу МХАТа. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко баловали ее, хотя поначалу задействовали только в массовках и народных сценах. В то время на сцене этого театра тогда играли Качалов, Книппер-Чехова, Москвин, Кторов, Андровская и другие знаменитые актеры, но молодая актриса не растерялась. Первая же роль монашки Таисии в спектакле «Егор Булычев и другие» по пьесе Максима Горького была сыграна Мариной Ладыниной великолепно. Ее работу отметил сам Горький, и вскоре Ладынина сыграла роль в спектакле «В людях» по другому произведению Горького. Из вспомогательного состава Марину перевели в постоянный. Начались репетиции «Достигаева» и пушкинских «Цыган», где молодая актриса играла Земфиру. На очереди была Ирина в «Трех сестрах», и Станиславский уже написал своей сестре, что видит в Ладыниной «будущее МХАТа». При этом Марина продолжала сниматься в кино. В 1935 году режиссеры И.Правова и О.Преображенский предложили Ладыниной сыграть роль в драме «Вражьи тропы». Во время съемок она познакомилась со своим первым мужем актером Иваном Любезновым. Когда в середине 1930-х годов в Москве закрылись многие театры, актеры из театров Корша, Мейерхольда, 2-й студии МХАТа массово переходили в Художественный, в котором тут же начались интриги ради места на сцене. «Этот театр уже не мой», – грустно говорил Станиславский, и Ладынина больше не чувствовала себя уютно на любимых подмостках. Она подписала договор с режиссером Юрием Завадским, который организовал новую студию, и должен был переехать в Ростов, но кто-то из коллег по театру донес в НКВД, что Марина встречается с поклонником-итальянцем. Марина Алексеевна паковала вещи, готовясь к отъезду в Ростов, когда ее вызвали на Лубянку. За несостоявшийся роман ей пришлось расплатиться долгим и унизительным допросом, во время которого ей предложили сотрудничество с органами госбезопасности. Это предложение Ладынина категорически отвергла, и ей было сказано забыть о МХАТе, Ростове и Завадском. Иван Любезнов уехал в Ростов без Ладыниной, а Марина Алексеевна осталась без денег и без работы. Чтобы заработать, она брала у знакомых вещи в стирку, готовила и мыла полы. Ей пригодились навыки, которые она получила в юности. Такая жизнь продолжалась несколько месяцев. Но незадолго до Нового года, придя к друзьям с очередной стопкой выглаженного белья, она встретила у них режиссера Ивана Пырьева. О встрече с Пырьевым Ладынина рассказывала: «Я встретила его в 1936 году, когда смотрели «Строгого юношу». Была такая картина Олеши. Потом он пошел меня провожать. Александровский сад... Прошли порядочно и очень много, и интересно говорили, и назавтра встретились. Этот вечер изменил всю мою жизнь, прежнюю и настоящую». Иван Александрович увлек ее своим обаянием, талантом и бесшабашностью, с которой она не сталкивалась доныне. В то время Пырьев был женат, у него был сын Эрик, но ради Марины Пырьев пошел на развод с актрисой Адой Войцик. Так родился будущий звездный дуэт советского кино: Ладынина и Пырьев. Когда Пырьев приступал к работе над комедией «Богатая невеста», в главной роли озорной колхозницы Маринки Лукаш он видел только Марину Ладынину. После съемок «Богатой невесты» Пырьев и Ладынина расстались. Из-за сына Эрика Иван Пырьев не мог окончательно порвать с Адой Войцик, и метался между двумя женщинами. Пырьев то оставлял Ладынину, то возвращался к ней.
Картина «Богатая невеста» стала первым фильмом Пырьева, снятым в жанре музыкальной комедии. При всей своей непритязательности, фильм пришелся по душе миллионам советских зрителей. А Марина, вернувшись в Москву, родила сына Андрея. Ребенку она дала свою фамилию. После родов Марина переехала в Одессу, а Пырьев готовился к съемкам фильма «Трактористы», и в главной роли видел только Ладынину, которая больше не желала его видеть. Марина получала телеграммы с «Мосфильма» примерно такого содержания: «Если Вам дорога жизнь Ивана Александровича, то Вы должны вернуться». Марина сдалась. Иван ликовал, и окончательно порвал с Адой Войцик. Успех картины превзошел все ожидания. Марина Ладынина и Иван Пырьев стали звездами всесоюзной величины, их работа была отмечена Государственными премиями, а сам фильм стал классикой советского кинематографа. Работать над фильмом «Свинарка и пастух» Пырьев начал в феврале 1941 года. На съемочной площадке Ладыниной приходилось нелегко - Пырьев был с ней также строг, как и с другими актерами, хотя сама роль давалась Марине легко. «С первой сцены я почувствовала себя Глашей, а я ею и была в жизни, потому что приехала из сибирского села, - позже вспоминала актриса. - Глаша была моя, из моего детства и юности. Это действительно моя самая любимая роль».
Сообщение о начале войны застало киногруппу в поезде во время возвращения из Кабардино-Балкарии. «Вечером вошел проводник и сказал, что немцы выступили против нас. Никто сначала не поверил. И только на вокзале узнали, что действительно началась война», - вспоминал Владимир Зельдин. Вся съемочная группа отправилась в Москву. Иван Пырьев пошел на фронт добровольцем, а Ладынина с трехгодовалым сыном на руках осталась в опустевшей Москве. Владимир Зельдин был направлен в танковую школу, но вскоре по указанию Сталина всем участникам съемок была предоставлена бронь. Работа над фильмом спасла жизнь Владимиру Зельдину, а все его товарищи по танковой школе погибли в первые месяцы войны. Комедия «Свинарка и пастух» вышла на экраны в ноябре 1941 года, после чего критики окрестили ее «деревенским лубком», а зрители приняли с огромным восторгом. Фильм часто показывали во всех частях Красной Армии, воодушевляя бойцов на защиту страны. В годы войны Ладынина также снялась в комедии Константина Юдина «Антоша Рыбкин», героической драме Ивана Пырьева «Секретарь райкома», и в 1944 году сыграла воспитательницу московского детского сада Варю Панкову в лирической мелодраме Пырьева «В шесть часов вечера после войны».
После завершения Великой Отечественной войны Иван Пырьев приступил к созданию своей очередной музыкальной комедии «Сказание о земле Сибирской», в которой Марине Ладыниной отводилась главная роль певицы Наташи Малининой.После съемок «Сказания о земле Сибирской» Иван Пырьев хотел переключиться с комедий на другие жанры, но зрители ждали от него комедий, и Пырьев вынужден был вновь обратиться к этому жанру. Его следующей работой стал фильм «Кубанские казаки». Зрители СССР приняли новую комедию Пырьева с огромным восторгом, а песни, написанные для картины композитором Исааком Дунаевским, стали поистине народными. Фильм вышел на экран, а неделю спустя Марина достала из почтового ящика письмо, в котором было написано. «Ты – наша, – написали ей жители села, где проходили съемки. – И конем ты управляешь как заправский наездник. И смеешься как наши жены. У тебя и юбка, когда ты идешь по стерне, телепается, как у наших баб».
В 1950 году после выхода «Кубанских казаков» Марине Ладыниной было присвоено звание народной артистки СССР, а масштаб народной любви не поддавался описанию. Актрису боготворили, ей подражали, ее посылали тысячи писем. То, насколько была высока в те годы популярность Марины Ладыниной, даже трудно передать. В начале улицы Горького висели два огромных, во весь дом, портрета. На одной стороне улицы располагался портрет Сталина, а с другой – Марины Ладыниной. За годы сотрудничества с Иваном Пырьевым она единственная из отечественных актрис была пять раз отмечена Государственной премией СССР. Как и Любовь Орлова, снимавшаяся только у Григория Александрова, Ладынина работала исключительно с Иваном Пырьевым. Любовь Орлова и Марина Ладынина долгое время были главные советскими кинозвездами. Их сравнивали, им подражали, их любили.За время совместной жизни с Иваном Пырьевым Марина Ладынина снималась исключительно в картинах своего мужа.
В 1954 году Марина Ладынина снялась в очередной картине Пырьева «Испытание верности». В этом фильме она сыграла женщину, от которой ушел муж. Фильм оказался пророческим. В 1954 году вышел приказ, запрещавший кинорежиссерам снимать в кино своих жен. А вскоре сам Иван Пырьев влюбился в актрису Людмилу Марченко. До этого он, уважая жену, никогда не ставил под удар ее имя. Напротив. Безжалостный к себе и не сдержанный по отношению к другим, Пырьев был деликатен с Ладыниной. На площадке они говорили друг другу «вы». По рассказам немногочисленных гостей Пырьев любил уединение и не выносил, когда его отрывали от работы. Супруги ладили и жили мирно. Несмотря на властолюбие и эгоцентризм, Иван Александрович прислушивался к мнению жены и ценил ее отношение.
Тем не менее, благородные чувства не мешали Пырьеву заводить романы, и в конечном итоге брак Ладыниной и Пырьева не выдерживал испытания верностью. Пырьев и Ладынина разъехались за два года до официального расторжения брака - в 1962 году. При этом Пырьев сказал Ладыниной, что после развода с ним ее никто не будет снимать. Так и случилось. Пользуясь своим авторитетом, Пырьев убедил других режиссеров не приглашать Ладынину на роли. О трудолюбии Ладыниной и ее умении перевоплощаться ходили легенды, однако ни одному кинорежиссеру не приходило в голову пригласить Ладынину в свое кино. На кинокарьере актрисы был поставлен крест. Тем временем Марченко отказала Пырьеву во взаимности, и впоследствии он женился на актрисе Лионелле Скирде, которую снял в картине «Свет далекой звезды». После развода для Ладыниной наступил период, который она считала более мрачным, чем то время, когда ее преследовал НКВД. Потянулись годы бедствий. Ладыниной исполнилось 46 лет, выглядела она лет на десять моложе, и до старости было далеко. Тем не менее, последние пятьдесят лет своей жизни она провела в одиночестве.
После того, как Ладынина лишилась поддержки любимого супруга, весь ее багаж составляли только ее опыт и талант, но режиссеры один за другим отказывались от ее услуг. Она обращалась в разные театры и убеждалась, что популярность ей только вредит. Первое время после развода Марина Ладынина никуда не могла устроиться – ни один театр не хотел брать в труппу звезду, которая могла заслонить своей популярностью других актеров. Однажды Пырьев сделал попытку помириться и вернуть Ладынину, но гордость не позволила ей простить измену. Пырьев задаривал Ладынину цветами и подарками, стоял на коленях, писал нежные трогательные письма, звонил с работы во время совещаний, чтобы сказать, как он ее любит. Узнавал, где она, и приезжал ее встречать, когда она гостила у подруг. Но она его так и не простила. Это был уже не тот Иван. Став в 1954 году директором «Мосфильма», Иван Александрович распробовал вкус власти. Он все азартнее вмешивался в чужие жизни. Ломал судьбы молодых актрис за то, что они отказывались отвечать на его ухаживания, и даже завел «черный список». Те, кто попадал в этот список, уже никогда не появлялись на экране. Ладынину обвиняли в неблагодарности и нетерпимости к тому, кто сделал ее звездой.
После развода сын Андрей остался с Пырьевым. Однако, несмотря на скандальный развод, Ладынина сохранила верность и уважение к мужу и не выносила его поступки на суд посторонних. После развода Пырьев и Ладынина не встречались. Через 4 года после расставания Марина пришла на похороны своего бывшего супруга. «Вы его очень любили?» - прозвучал некорректный вопрос журналистов. Она выдержала паузу и произнесла: «Я и сейчас люблю». Для Ладыниной главным в жизни было ощущать радость творчества. Из-за отсутствия работы в кино ее миром стали концерты и стихи. Она брала уроки вокала у педагога Нины Разумовой, среди друзей актрисы были Фаина Раневская, Николай Черкасов, Лидия Русланова, Лидия Сухаревская, Юрий Олеша, Михаил Светлов, композитор Исаак Дунаевский, но самым большим другом актрисы оставался актер Борис Андреев. Они были партнерами в фильмах и работали в Театре киноактера.
В течение многих лет Ладынина создавала оригинальные концертные программы.Она читала со сцены стихи Блока, Ахматовой, Нарбута, Бодлера, Ходасевича и Цветаевой.
Поездки Ладыниной по стране с творческими концертами собирали огромную аудиторию. С годами ее популярность не убывала. Зрители ее помнили и любили. Последние десять лет жизни, после того как Марина Алексеевна была уволена из Театра киноактера, Ладынина вела затворнический образ жизни и почти ни с кем не общалась. От Гильдии киноактеров Ладынина получала 750 рублей.Иногда к Ладыниной приходила Наина Иосифовна Ельцина, которая заботилась о Марине Алексеевне. Она несколько раз устраивала актрису в больницы, отправляла в санатории, помогала деньгами, подарила холодильник.
Однажды Марина Алексеевна поскользнулась в ванной комнате и пролежала без сознания целый день. Домработница обнаружила ее лишь вечером, когда вернулась с рынка, и тут же вызвала «скорую помощь». В больницу Ладынина поступила с переломом шейки бедра. Врачи сделали все, чтобы спасти Марину Ладынину, но ее сердце не выдержало нагрузки. По официальной версии, Марина Ладынина скончалась 10 марта 2003 года от сердечной недостаточности.

МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА ЛАДЫНИНА... - 957781713943

Комментарии

Комментариев нет.