ЦАРЬ-БАС И БУРЕВЕСТНИК: ИСТОРИЯ ДРУЖБЫ И КОНФЛИКТА — 4
В 1927 году эмигранта Шаляпина лишают звания Народного артиста. Горький в это время возвращается в Советский Союз, где его почитают наравне с вождями страны («Да здравствует Горький — Сталин советской литературы!»). Горький не раз предлагал Шаляпину вернуться на Родину. Есть мнение, что «задание» писателю дал лично Иосиф Сталин. Для имиджа молодой страны выгодно возвращение таких всемирно известных фигур, как Шаляпин. “Очень хотят тебя послушать в Москве. Мне это говорили Сталин, Ворошилов и др. <…> Какие-то сокровища возвратили бы тебе" (А.М. Горький — Ф.И. Шаляпину, СССР, 1928 г.) Во время одной из последних встреч в Риме в 1929 году Горький много говорит об изменениях, которые происходят в СССР, про улучшающуюся жизнь людей… Шаляпин слушает, но вернуться отказывается. “Я снова и более решительно отказался, сказав, что ехать туда не хочу. Не хочу потому, что не имею веры в возможность для меня там жить и работать, как я понимаю жизнь и работу. И не то что я боюсь кого-нибудь из правителей или вождей в отдельности, я боюсь, так сказать, всего уклада отношений, боюсь «аппарата». А по разбойному характеру моему я очень люблю быть свободным, и никаких приказаний — ни царских, ни комиссарских — не переношу" (Ф.И. Шаляпин, «Маска и душа», Париж, 1932 г.) Артист имел собственный четкий взгляд. Здесь влияние Горького оказалось бессильным. Шаляпин вспоминал, что его ответ другу не понравился. Алексей Максимович же после этой встречи напишет о Шаляпине: «Он скоро умрет. За эти три года он очень одряхлел, точно уже боролся со смертью, и, не победив, она жестко измяла его». На самом деле впереди у Шаляпина будет еще восемь лет насыщенной и плодотворной жизни: спектакли, концерты, гастроли по миру, съёмки звукового фильма «Дон Кихот». А также издание в Париже в 1932 году собственных мемуаров «Маска и душа. Мои 40 лет на театрах», в которых Шаляпин расскажет о своей частной жизни, о людях, с которыми его сталкивала судьба, о своем отношении к тому, что происходило в России до и после революции. Немалую часть книги певец посвятит собственному творчеству, вопросам актерства и театра. Новые мемуары артиста окажутся удивительно глубокими и проникновенными. В них не останется места для грязного бытописания. «Маска и душа» станет не только подведением итогов многолетней творческой деятельности Шаляпина, но и своеобразным ответом всем сомневающимся в его литературных возможностях, и в частности Горькому. Благодаря этой книге Шаляпин зарекомендует себя как зоркий и глубокий автор. И все это будет без помощи Горького. Конфликт с Алексеем Максимовичем в своих воспоминаниях певец оставил в стороне, более того, Шаляпин не позволил себе сказать ни одного дурного слова в адрес Горького, хотя фактически к моменту издания мемуаров их дружба подошла к концу. “Что же произошло? Произошло, оказывается, то, что мы вдруг стали различно понимать и оценивать происходящее в России. Я думаю, что в жизни, как в искусстве, двух правд не бывает — есть только одна правда. Кто этой правдой обладает, я не смею решить. Может быть, я, может быть, Алексей Максимович. Во всяком случае, на общей нам правде прежних лет мы уже не сходимся" (Ф.И. Шаляпин, «Маска и душа», Париж, 1932 г.) «Маска и душа» имела огромный успех за границей, её перевели на несколько иностранных языков, однако в СССР книгу встретили с ожидаемой критикой. Горький также дал негативную оценку. Есть мнение, что новые мемуары Шаляпина писатель воспринял как вызов и оскорбление в свой адрес. “Вообще книга пошлейшая, противоречивая, исполнена лжи, хвастовства, читал я её и бесился до сердечного припадка" (А. М. Горький — П. П. Крючкову, СССР, 1932 г.) Публикация «Маски и души» стала логичной развязкой в отношениях артиста и писателя. Шаляпин пережил Горького на два года. Весть о смерти писателя в 1936 году стала для Фёдора Ивановича глубоким потрясением. Можно уверенно сказать, что, несмотря на разрыв, Горький оставался одним из самых важных людей в его жизни. "Я продолжаю думать и чувствовать, что свобода человека в его жизни и труде — величайшее благо. Что не надо людям навязывать насилу счастье. Не знаешь, кому какое счастье нужно. Я продолжаю любить свободу, которую мы когда то любили с Алексеем Максимовичем Горьким…" (Ф.И. Шаляпин, «Маска и душа», Париж, 1932 г.) М. Литюшкина, Ю. Филимонова, П. Васильева
Интересно познавать
ЦАРЬ-БАС И БУРЕВЕСТНИК: ИСТОРИЯ ДРУЖБЫ И КОНФЛИКТА — 4
В 1927 году эмигранта Шаляпина лишают звания Народного артиста. Горький в это время возвращается в Советский Союз, где его почитают наравне с вождями страны («Да здравствует Горький — Сталин советской литературы!»).
Горький не раз предлагал Шаляпину вернуться на Родину. Есть мнение, что «задание» писателю дал лично Иосиф Сталин. Для имиджа молодой страны выгодно возвращение таких всемирно известных фигур, как Шаляпин.
“Очень хотят тебя послушать в Москве. Мне это говорили Сталин, Ворошилов и др.
<…> Какие-то сокровища возвратили бы тебе" (А.М. Горький — Ф.И. Шаляпину, СССР, 1928 г.)
Во время одной из последних встреч в Риме в 1929 году Горький много говорит об изменениях, которые происходят в СССР, про улучшающуюся жизнь людей… Шаляпин слушает, но вернуться отказывается.
“Я снова и более решительно отказался, сказав, что ехать туда не хочу. Не хочу потому, что не имею веры в возможность для меня там жить и работать, как я понимаю жизнь и работу. И не то что я боюсь кого-нибудь из правителей или вождей в отдельности, я боюсь, так сказать, всего уклада отношений, боюсь «аппарата».
А по разбойному характеру моему я очень люблю быть свободным, и никаких приказаний — ни царских, ни комиссарских — не переношу" (Ф.И. Шаляпин, «Маска и душа», Париж, 1932 г.)
Артист имел собственный четкий взгляд. Здесь влияние Горького оказалось бессильным. Шаляпин вспоминал, что его ответ другу не понравился. Алексей Максимович же после этой встречи напишет о Шаляпине: «Он скоро умрет. За эти три года он очень одряхлел, точно уже боролся со смертью, и, не победив, она жестко измяла его».
На самом деле впереди у Шаляпина будет еще восемь лет насыщенной и плодотворной жизни: спектакли, концерты, гастроли по миру, съёмки звукового фильма «Дон Кихот».
А также издание в Париже в 1932 году собственных мемуаров «Маска и душа. Мои 40 лет на театрах», в которых Шаляпин расскажет о своей частной жизни, о людях, с которыми его сталкивала судьба, о своем отношении к тому, что происходило в России до и после революции. Немалую часть книги певец посвятит собственному творчеству, вопросам актерства и театра. Новые мемуары артиста окажутся удивительно глубокими и проникновенными. В них не останется места для грязного бытописания.
«Маска и душа» станет не только подведением итогов многолетней творческой деятельности Шаляпина, но и своеобразным ответом всем сомневающимся в его литературных возможностях, и в частности Горькому. Благодаря этой книге Шаляпин зарекомендует себя как зоркий и глубокий автор. И все это будет без помощи Горького.
Конфликт с Алексеем Максимовичем в своих воспоминаниях певец оставил в стороне, более того, Шаляпин не позволил себе сказать ни одного дурного слова в адрес Горького, хотя фактически к моменту издания мемуаров их дружба подошла к концу.
“Что же произошло? Произошло, оказывается, то, что мы вдруг стали различно понимать и оценивать происходящее в России. Я думаю, что в жизни, как в искусстве, двух правд не бывает — есть только одна правда. Кто этой правдой обладает, я не смею решить. Может быть, я, может быть, Алексей Максимович. Во всяком случае, на общей нам правде прежних лет мы уже не сходимся" (Ф.И. Шаляпин, «Маска и душа», Париж, 1932 г.)
«Маска и душа» имела огромный успех за границей, её перевели на несколько иностранных языков, однако в СССР книгу встретили с ожидаемой критикой. Горький также дал негативную оценку. Есть мнение, что новые мемуары Шаляпина писатель воспринял как вызов и оскорбление в свой адрес.
“Вообще книга пошлейшая, противоречивая, исполнена лжи, хвастовства, читал я её и бесился до сердечного припадка" (А. М. Горький — П. П. Крючкову, СССР, 1932 г.)
Публикация «Маски и души» стала логичной развязкой в отношениях артиста и писателя.
Шаляпин пережил Горького на два года. Весть о смерти писателя в 1936 году стала для Фёдора Ивановича глубоким потрясением. Можно уверенно сказать, что, несмотря на разрыв, Горький оставался одним из самых важных людей в его жизни.
"Я продолжаю думать и чувствовать, что свобода человека в его жизни и труде — величайшее благо. Что не надо людям навязывать насилу счастье. Не знаешь, кому какое счастье нужно. Я продолжаю любить свободу, которую мы когда то любили с Алексеем Максимовичем Горьким…" (Ф.И. Шаляпин, «Маска и душа», Париж, 1932 г.)
М. Литюшкина, Ю. Филимонова, П. Васильева