Схема-терапия представляет собой одну из последних разработок в психотерапии: дальнейшее развитие когнитивно-поведенческой терапии в сочетании с идеями других психотерапевтических направлений.
Перечень психотерапевтических подходов, внесших свой вклад в схема-терапию:
Когнитивно-поведенческая терапия: фокус на изменение мыслей и поведения в конкретных повседневных ситу-ациях. Глубинная психология: большинство психологических проблем уходит корнями в детские и юношеские годы. Психодрама и гештальт-терапия: техники для изменения трудных эмоций. Гуманистическая/клиент-ориентированная терапня: фокус на потребностях человека и их значении для душевного здоровья. Наибольшее значение в схема-терапии имеют эмоции. Положительные и отрицательные переживания детства формируют эмоциональные реакции взрослого человека. Представьте себе, что в детстве вас презирали, например, из-за плохой одежды или слишком большого носа. Если ребенком вы нередко чувствовали себя отверженным и униженным, то, вероятнее всего, и во взрослом возрасте вы будете часто испытывать эти чувства, даже в тех случаях, когда никто и не намеревается вас обидеть.
Подобные устойчивые эмоции, как правило, влекут за собой немало проблем: например, вам трудно дается общение с людьми, и в результате у вас не складываются здоровые и близкие взаимоотношения; или вы боитесь возможного унижения и ведете себя агрессивно, даже если ваша реакция совершенно неуместна. В связи с этим самый первый шаг в схема-терапии всегда нацелен на то, чтобы человек осознал свои отрицательные эмоции и понял их причины.
Каждый из нас время от времени ведет себя по-детски или ощущает себя как ребенок. Однако большинство людей способно сдерживать эти проявления ребячества в тех случаях, когда они неуместны. Детские режимы - это способ восприятия мира и других людей, сходный с тем, который свойствен ребенку. Охваченный сильными чувствами ребенок практически неспособен ни оценить, ни принять мнение других людей. Взрослый человек, находясь в детском режиме, испытывает нечто подобное.
Более того, его реакция по отношению к другим людям может напоминать детские выходки. Ему трудно держать себя в руках: кто-то может расплакаться, разговаривая с начальником, кто-то хлопнуть дверью во время перебранки с партнером.
Режим Ребенка находится в действии, когда вас охватывают сильные, несоответствующие данной ситуации эмоции. В таком состоянии чувства - печаль, гнев, стыд или одиночество - чрезмерны, так что человеку трудно успокоиться.
Детские режимы обычно включаются, когда человек чувствует себя отвергнутым, ненужным или испытывает сильное давле-ние. В таких случаях возникает ощущение, что базовые потребности - в близких отношениях, в безопасности или независимости - под угрозой, даже если объективно это не так.
Представьте себе, что вы решили пойти с приятелем в кино, а он отменил встречу. В режиме Ребенка вы испытаете горькое разочарование, почувствуете себя нелюбимой и брошенной или ужасно разозлитесь. С позиции взрослого человека вы, скорее всего, подумаете о причинах, по которым ваш друг не может пойти, и не будете сомневаться в его чувствах к вам. А так, эмоции полностью берут верх, вы, скорее всего, расплачетесь или спрячетесь под одеяло.
Базовые эмоциональные потребности
Базовые эмоциональные потребности важны для всех человеческих существ. Однако они могут различаться по степени значимости. В схема-терапии выделяется пять категорий таких потребностей (Янг, Клоско и Вейшаар, 2006):
В привязанности и безопасности: человеку необходимо ощущать близость с другими людьми. Потребность в привязанности включает в себя безопасность, стабильность, внимание, любовь и принятие со стороны других. В независимости, компетентности и идентично-сти: человеку нужно представлять себе, что определяет его как личность и в чем он силен. В свободе выражать важные для себя нужды и чувства. В спонтанности, веселье, игре. В разумных границах: для детей очень важно осознавать свои границы и уметь считаться с рамками, уста-новленными окружающими. Психологически неблагополучным людям часто бывает трудно удовлетворить свои базовые потребности.
Детские режимы особенно интенсивно проявляются у людей с эмоциональными проблемами. Незначительные триггеры могут спровоцировать целую цепочку сильных негативных эмоций, даже если объективно ситуация и яйца выеденного не стоит. Например: вы пришли на работу с новой стрижкой, а ваш коллега не сделал вам ни единого комплимента. Скорее всего, он просто занят и ему не до вас. Но если у вас силен режим Уязвимого Ребенка, то вас может захлестнуть чувство оставленности, и вы решите, что вас никто не любит.
С подобными негативными эмоциональными состояниями мы работаем в схема-терапии. Среднее количество сессий: 30.
Материал взят из книги "Разрушение паттернов негативного мышления" (Г. Джейкоб, Х. Гендерен, Л. Сибауэр).
Астрология, Психология, Эзотерика
Понятие детских режимов в схема-терапии
Схема-терапия представляет собой одну из последних разработок в психотерапии: дальнейшее развитие когнитивно-поведенческой терапии в сочетании с идеями других психотерапевтических направлений.
Перечень психотерапевтических подходов, внесших свой вклад в схема-терапию:
Когнитивно-поведенческая терапия: фокус на изменение мыслей и поведения в конкретных повседневных ситу-ациях.
Глубинная психология: большинство психологических проблем уходит корнями в детские и юношеские годы.
Психодрама и гештальт-терапия: техники для изменения трудных эмоций.
Гуманистическая/клиент-ориентированная терапня: фокус на потребностях человека и их значении для душевного здоровья.
Наибольшее значение в схема-терапии имеют эмоции. Положительные и отрицательные переживания детства формируют эмоциональные реакции взрослого человека. Представьте себе, что в детстве вас презирали, например, из-за плохой одежды или слишком большого носа. Если ребенком вы нередко чувствовали себя отверженным и униженным, то, вероятнее всего, и во взрослом возрасте вы будете часто испытывать эти чувства, даже в тех случаях, когда никто и не намеревается вас обидеть.
Подобные устойчивые эмоции, как правило, влекут за собой немало проблем: например, вам трудно дается общение с людьми, и в результате у вас не складываются здоровые и близкие взаимоотношения; или вы боитесь возможного унижения и ведете себя агрессивно, даже если ваша реакция совершенно неуместна. В связи с этим самый первый шаг в схема-терапии всегда нацелен на то, чтобы человек осознал свои отрицательные эмоции и понял их причины.
Каждый из нас время от времени ведет себя по-детски или ощущает себя как ребенок. Однако большинство людей способно сдерживать эти проявления ребячества в тех случаях, когда они неуместны. Детские режимы - это способ восприятия мира и других людей, сходный с тем, который свойствен ребенку. Охваченный сильными чувствами ребенок практически неспособен ни оценить, ни принять мнение других людей. Взрослый человек, находясь в детском режиме, испытывает нечто подобное.
Более того, его реакция по отношению к другим людям может напоминать детские выходки. Ему трудно держать себя в руках: кто-то может расплакаться, разговаривая с начальником, кто-то хлопнуть дверью во время перебранки с партнером.
Режим Ребенка находится в действии, когда вас охватывают сильные, несоответствующие данной ситуации эмоции. В таком состоянии чувства - печаль, гнев, стыд или одиночество - чрезмерны, так что человеку трудно успокоиться.
Детские режимы обычно включаются, когда человек чувствует себя отвергнутым, ненужным или испытывает сильное давле-ние. В таких случаях возникает ощущение, что базовые потребности - в близких отношениях, в безопасности или независимости - под угрозой, даже если объективно это не так.
Представьте себе, что вы решили пойти с приятелем в кино, а он отменил встречу. В режиме Ребенка вы испытаете горькое разочарование, почувствуете себя нелюбимой и брошенной или ужасно разозлитесь. С позиции взрослого человека вы, скорее всего, подумаете о причинах, по которым ваш друг не может пойти, и не будете сомневаться в его чувствах к вам. А так, эмоции полностью берут верх, вы, скорее всего, расплачетесь или спрячетесь под одеяло.
Базовые эмоциональные потребности
Базовые эмоциональные потребности важны для всех человеческих существ. Однако они могут различаться по степени значимости. В схема-терапии выделяется пять категорий таких потребностей (Янг, Клоско и Вейшаар, 2006):
В привязанности и безопасности: человеку необходимо ощущать близость с другими людьми. Потребность в привязанности включает в себя безопасность, стабильность, внимание, любовь и принятие со стороны других.
В независимости, компетентности и идентично-сти: человеку нужно представлять себе, что определяет его как личность и в чем он силен.
В свободе выражать важные для себя нужды и чувства.
В спонтанности, веселье, игре.
В разумных границах: для детей очень важно осознавать свои границы и уметь считаться с рамками, уста-новленными окружающими.
Психологически неблагополучным людям часто бывает трудно удовлетворить свои базовые потребности.
Детские режимы особенно интенсивно проявляются у людей с эмоциональными проблемами. Незначительные триггеры могут спровоцировать целую цепочку сильных негативных эмоций, даже если объективно ситуация и яйца выеденного не стоит. Например: вы пришли на работу с новой стрижкой, а ваш коллега не сделал вам ни единого комплимента. Скорее всего, он просто занят и ему не до вас. Но если у вас силен режим Уязвимого Ребенка, то вас может захлестнуть чувство оставленности, и вы решите, что вас никто не любит.
С подобными негативными эмоциональными состояниями мы работаем в схема-терапии. Среднее количество сессий: 30.
Материал взят из книги "Разрушение паттернов негативного мышления" (Г. Джейкоб, Х. Гендерен, Л. Сибауэр).