Неожиданное предположение почему крестьяне могли врать про свой возраст (вес и рост)
Нередко, глядя на старые фото крестьян, да и мещан, возникает ощущение, что они сильно врут про свой возраст. Чаще современники предполагают, что люди просто его не знают или точно не помнят, особенно если речь о стариках, которые заявляют, что им под сто лет.
Иногда обман был нужен для каких-то благ. Например, я даже как-то статью писала что женщина-крестьянка приуменьшила свой возраст, чтобы ее замуж взяли. А кто-то может его завысить или занизить для других целей, не знаю, чтобы какие-то платежи по возрасту не платить, обязанности не выполнять, льготы побыстрее получить.
Но были и другие, очень распространенные случаи, при которых люди скрывали свой возраст (а также, кстати, вес и рост).
Пинежская и Архангельская мещанские девицы. Старшей 38, а младшей 19 лет. Фото просто для иллюстрации.
Да, наверное многие уже догадались к чему я подвожу: люди скрывали свои данные из-за сглаза.
В недавней статье я уже упоминала этот момент, когда рассказывала почему крестьяне опасались числа 2, а также четных чисел и в широком смысле любой сдвоенности и повторения.
Такая же заморочка была в принципе со счетом. Счету вообще уделялось огромное значение и предполагалось, что лучше лишний раз не считать, а то счет сглазит.
Так на пасеке гость не должен считать ульи, а если начнет, ему надо смотреть неотрывно в глаза. А если спросят, то надо назвать неправильное число. Нельзя позволять считать животных в стаде, и нельзя называть их число. Мертвым запрещали считать живых и рассказывать на том свете, сколько людей осталось. А южные славяне и вовсе запрещали считать звезды на небе.
Этот же запрет относился к весу и росту человека или животного.
В Вологодской области запрещалось измерять рост младенца, чтобы не нанести ему урон. Точно также нельзя было узнавать вес чего-либо или кого-либо. Спросят, надо соврать.
Вообще понятие "снять мерку" было видом порчи. Если измерить ниткой человека или его тень, а мерку заложить в фундамент дома, то человек вскорости умрет.
Мерка вообще воспринималась как ритуальный заместитель человека. Меркой была палка, нитка, веревка, которой отмерили рост человека. Или камень, весом с конкретного человека (не знаю уж, как его измеряли, но был и такой метод бытовой магии).
В Владимирской губернии, к примеру, в семье, где "не держались" дети, чтобы уберечь следующего, брали деревянную палочку, обрезали ее в размер умершего, затем ее вместе с умершим несли на кладбище, ставили в могилу и закапывали вместе с гробом.
А восточные славяне лечили больного ребенка, брали нить, измеряли дитя, а потом эту нитку клали в отверстие, просверленное к дверном косяке и забивали колышком, как бы заточив болезнь таким образом.
Это же относилось и ко счету своих собственных лет. И к тому, чтобы озвучивать свои года кому-либо.
Словом, если какой-нибудь крестьянин наобум назвал постороннему фотографу свой возраст, то вполне это может быть обусловлено боязнью сглаза.
А сглаза боялись безумно, и отголоски этого до сих пор встречаются в нашей жизни. Но всё-таки современный страх и рядом не стоит с тем, как относились к сглазу в прошлом. Вот просто пример:
"Поморское население силе влияния „дурного глаза“ отдает чуть-ли не самое печатное место. Человеку не по себе, „неможет“, у него дурное настроение, он стал плохо есть, спать, работать, перестал ладить с женой, с родными, не любить своих детей и т. д., ему советуют обратиться к знахарке. Придет знахарка, посмотрит и поставит вполне точный диагноз: больного „сглазил“ злой человек, „ворог“.
При этом следует отметить, что в деревнях обыкновенно знают, кто из местных женщин или мужчин обладает „дурным глазом“. Этих людей, конечно, берегутся, но относятся к ним далеко не враждебно, что объясняется, очевидно, тем обстоятельством, что в представлении помора этот человек сам наказан злым духом, который вдохнул в него злую волю, чтобы окружающие его люди бегали и сторонились его. Такому человеку уже не расскажут о чем нибудь хорошем, не покажут что либо хорошее, а всегда будут жаловаться на неудачу в делах, на плохую жизнь, нелады в семье и т. п.
До чего доходит боязнь „дурного глаза“ можно увидеть хотя бы из того факта, что на поморских свадьбах главное место возле жениха и невесты занимает колдун, участие которого считается необходимым для „отпускания“ свадьбы. „Отпускается“ свадьба колдуном с целью помешать „дурному“ глазу „спортить“ молодых."
Источник цитаты: Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье. (Очерк из быта поморов) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 1. С. 8 – 16; № 4. С. 156 – 165. При этом, конечно, я не хочу сказать, что все сведения о возрасте крестьян вранье, так как часто их собирали специалисты, которые могли уточнить возраст у родственников, соседей или вообще священника, из метрических книг. Но и факты заведомого обмана о возрасте отрицать совершенно не стоит.
sevprostor
Неожиданное предположение почему крестьяне могли врать про свой возраст (вес и рост)
Нередко, глядя на старые фото крестьян, да и мещан, возникает ощущение, что они сильно врут про свой возраст. Чаще современники предполагают, что люди просто его не знают или точно не помнят, особенно если речь о стариках, которые заявляют, что им под сто лет.Иногда обман был нужен для каких-то благ. Например, я даже как-то статью писала что женщина-крестьянка приуменьшила свой возраст, чтобы ее замуж взяли. А кто-то может его завысить или занизить для других целей, не знаю, чтобы какие-то платежи по возрасту не платить, обязанности не выполнять, льготы побыстрее получить.
Но были и другие, очень распространенные случаи, при которых люди скрывали свой возраст (а также, кстати, вес и рост).
В недавней статье я уже упоминала этот момент, когда рассказывала почему крестьяне опасались числа 2, а также четных чисел и в широком смысле любой сдвоенности и повторения.
Такая же заморочка была в принципе со счетом. Счету вообще уделялось огромное значение и предполагалось, что лучше лишний раз не считать, а то счет сглазит.
Так на пасеке гость не должен считать ульи, а если начнет, ему надо смотреть неотрывно в глаза. А если спросят, то надо назвать неправильное число. Нельзя позволять считать животных в стаде, и нельзя называть их число. Мертвым запрещали считать живых и рассказывать на том свете, сколько людей осталось. А южные славяне и вовсе запрещали считать звезды на небе.
Этот же запрет относился к весу и росту человека или животного.
В Вологодской области запрещалось измерять рост младенца, чтобы не нанести ему урон. Точно также нельзя было узнавать вес чего-либо или кого-либо. Спросят, надо соврать.
Вообще понятие "снять мерку" было видом порчи. Если измерить ниткой человека или его тень, а мерку заложить в фундамент дома, то человек вскорости умрет.
Мерка вообще воспринималась как ритуальный заместитель человека. Меркой была палка, нитка, веревка, которой отмерили рост человека. Или камень, весом с конкретного человека (не знаю уж, как его измеряли, но был и такой метод бытовой магии).
В Владимирской губернии, к примеру, в семье, где "не держались" дети, чтобы уберечь следующего, брали деревянную палочку, обрезали ее в размер умершего, затем ее вместе с умершим несли на кладбище, ставили в могилу и закапывали вместе с гробом.
А восточные славяне лечили больного ребенка, брали нить, измеряли дитя, а потом эту нитку клали в отверстие, просверленное к дверном косяке и забивали колышком, как бы заточив болезнь таким образом.
Это же относилось и ко счету своих собственных лет. И к тому, чтобы озвучивать свои года кому-либо.
Словом, если какой-нибудь крестьянин наобум назвал постороннему фотографу свой возраст, то вполне это может быть обусловлено боязнью сглаза.
А сглаза боялись безумно, и отголоски этого до сих пор встречаются в нашей жизни. Но всё-таки современный страх и рядом не стоит с тем, как относились к сглазу в прошлом. Вот просто пример:
"Поморское население силе влияния „дурного глаза“ отдает чуть-ли не самое печатное место. Человеку не по себе, „неможет“, у него дурное настроение, он стал плохо есть, спать, работать, перестал ладить с женой, с родными, не любить своих детей и т. д., ему советуют обратиться к знахарке. Придет знахарка, посмотрит и поставит вполне точный диагноз: больного „сглазил“ злой человек, „ворог“.
При этом следует отметить, что в деревнях обыкновенно знают, кто из местных женщин или мужчин обладает „дурным глазом“. Этих людей, конечно, берегутся, но относятся к ним далеко не враждебно, что объясняется, очевидно, тем обстоятельством, что в представлении помора этот человек сам наказан злым духом, который вдохнул в него злую волю, чтобы окружающие его люди бегали и сторонились его.
Такому человеку уже не расскажут о чем нибудь хорошем, не покажут что либо хорошее, а всегда будут жаловаться на неудачу в делах, на плохую жизнь, нелады в семье и т. п.
До чего доходит боязнь „дурного глаза“ можно увидеть хотя бы из того факта, что на поморских свадьбах главное место возле жениха и невесты занимает колдун, участие которого считается необходимым для „отпускания“ свадьбы. „Отпускается“ свадьба колдуном с целью помешать „дурному“ глазу „спортить“ молодых."
Источник цитаты: Цейтлин Г. Знахарства и поверья в Поморье. (Очерк из быта поморов) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1912. № 1. С. 8 – 16; № 4. С. 156 – 165.
При этом, конечно, я не хочу сказать, что все сведения о возрасте крестьян вранье, так как часто их собирали специалисты, которые могли уточнить возраст у родственников, соседей или вообще священника, из метрических книг. Но и факты заведомого обмана о возрасте отрицать совершенно не стоит.