Заработал 3 рубля, вечером купил бутылку: пьянство во время строительства байкальского участка Транссиба в начале XX века

Здравствуйте, уважаемые читатели канала!
Строительство Кругобайкальской железной дороги в начале XX века было грандиозным проектом царской России, выполненным в кратчайшие сроки (первый путь на западном участке дороги был проложен всего за три года с 1902 по 1905 , второй за два - 1911-1915).
Были вложены огромные силы и средства для преодоления сложного рельефа местности вдоль озера Байкал. Недаром этот участок называют "Золотой пряжкой стального пояса России".

Строительство КБЖД, фото начала XX века
Строительство КБЖД, фото начала XX века
И, читая некоторые статьи, полные восторгов, складывается ощущение, что строительство КБЖД проходило очень гладко.

Но это не так. И для объективности восприятия истории нельзя замалчивать многие факты, которые часто срывали сроки выполнения отдельных работ.

Это и невыплаты в срок жалования рабочим, отсутствие на некоторых участках строительства нормальных условий для проживания, обманы с начислением зарплаты, и, конечно, пьянство.
На нем подробнее и остановимся в данной статье.

Строительство КБЖД, фото начала XX века
Строительство КБЖД, фото начала XX века
Изначально, при строительстве восточного участка КБЖД от станции Мысовая до поселка Култук, были разрешены официальные кабаки, правда располагавшиеся на определенном расстоянии от места проживания рабочих.

Но это не мешало им посещать данные заведения.

При строительстве западного участка от Култука до станции Байкал, кабаки находились в основных местах сосредоточения рабочих - Маритуе, Шарыжалгае, Проловинной, Крутой Губе, Шабартуе, Ивановке.

Администрацию дороги возмущал факт обилия винных точек и их то закрывали, то открывали вновь.

Вот что писали газеты того времени:

"3 декабря на 27 версте рабочий контрагента Арцыбашева - Иван Рунин, при падении в пьяном виде с косогора, расшиб себе голову"
"25 декабря в пади "Веселая гора" рабочий контрагента Половинкина Дмитрий Назаров, будучи пьян, оборвался со скалы и, получив смертельные ушибы, умер"
Это лишь пара случаев из сотен, описанных в газетах того времени.

В итоге начальник строительства дороги издал приказ, запрещающий торговлю алкоголем в местах проведения работ.

Строительство КБЖД, фото начала XX века
Строительство КБЖД, фото начала XX века
Но тут же возник нелегальный, как сейчас можно сказать, бизнес.

Появились так называемые "несуны" или "спиртоносы".

Они доставляли водку в места проживания рабочих различными способами: в бочках для омуля, во фляга, багаже на теплоходах. А зимой задача облегчалась: Байкал замерзал и к селу Лиственничному и Култуку "спиртоносы" протаптывали свои контрабандистские тропы.

Жандармы их ловили, но не всегда могли справиться с потоком контрабанды. Да и многие из них были в доле с "несунами".

Поэтому и стоимость бутылки доходила до космических по тем временам денег: на КБЖД полуразбавленная бутылка водки стоила 2-3 рубля. Для сравнения, в день рабочий, в зависимости от специальности, зарабатывал от 1 до 3 рублей. На современные деньги это около 1700-4500 рублей.
Когда в европейской части России, на тот момент, в месяц рабочие едва получали 15-20 рублей.

И многие из них не откладывали заработанные деньги, а просто пропивали их, оставляя себе лишь на скудную еду да ветхую одежонку.

А от выпивки увеличивалось и количество несчастных случаев, иногда саботировались работы на дороге.

Но об этом подробнее мы поговорим в одной из следующих статей.

При подготовки материала использовались следующие источники:

Восточное обозрение, 1903 год,

Иркутские губернские ведомости, 1904 год

Спасибо!

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы ничего не пропустить!

Комментарии

Комментариев нет.