Важным фактором способности Украины продолжать свое существование является поддержание транспортно-логистических путей в рабочем состоянии.

После начала войны транспортно-логистическая инфраструктура понесла потери. Судоходство в Черном море для торговли агропродукцией частично восстановилось, но остается уязвимым. Поиск альтернативных маршрутов для поставок зерна железнодорожным и автомобильным транспортом через западные границы Украины привел к конфликтам в отношениях с соседними странами, дополнительным временным и транспортным затратам. Кроме того, из-за возможного ущерба страхование транспортных средств и деловых операций стало дорогим или отсутствует. Дополняет проблемы нехватка кадров из-за миграции и мобилизации.
На 5 крупнейших портов: Южный, Николаев, Черноморск, Одесса и Мариуполь, приходилось более 90% грузооборота. Важнейшую роль играл Николаевский морской порт. Сейчас Украина полностью потеряла контроль над портом Мариуполь. Николаевский порт не работает, а Черноморск, Южный и Одесса работают частично.
В мае 2022 года Еврокомиссия запустила план «Пути солидарности», включающий поддержку транспортировки украинских грузов по железнодорожным, автомобильным и внутренним водным путям, выделив 2 млрд евро. На июль 2023 года почти 33 млн тонн зерна и других продуктов было экспортировано в рамках «Черноморской зерновой инициативы», что составляет примерно половину того, что было экспортировано до войны.
В августе 2023 года Украина запустила собственный морской коридор. Суда сейчас следуют вдоль западного побережья Черного моря через территориальные воды Румынии и Болгарии.
До войны на неморские виды транспорта приходилось более 40% торгового оборота Украины, а на морские порты — около 60%. На протяжении большей части 2023 года картина менялась: на железнодорожный и автомобильный транспорт приходилось около трех четвертей общего объема торговли Украины, а на морские порты приходилось около одной четверти. Ситуация кардинально изменилась после того, как Украина вновь открыла свои порты в четвертом квартале 2023 года. По оценкам экспертов, сегодня баланс между портовым и неморским товарооборотом составляет примерно 50 на 50.
Дорожная сеть, с советских времен составляющая 170 тыс. км, находится в основном в неудовлетворительном состоянии. Возникли фундаментальные проблемы с соседними странами, ограничивающими транзит и экспорт украинской продукции, что принесло украинским компаниям убыток в 400 млн евро. Европейская бизнес-ассоциация оценивает общие потери намного ниже – около 8,5 млн долларов.
До СВО на железнодорожную систему Украины приходилось до 75% общего грузооборота. После начала СВО было потеряно почти 6300 километров путей, однако повышение тарифов на перевозки на 70% в июне 2022 года позволило «Укрзализныце» добиться прибыли в 2023 году в 190 млн долларов по сравнению с убытком в 2022 году в 290 млн долларов.
Россия бьет по энергетике не только из-за вредности. До войны были инициативы, которые должны были восстановить парк тепловозов по всей стране. Подавляющая часть железнодорожного фонда – это электровозы. Они все хороши и удобны, когда в стране нет проблем с электроэнергией. Русские выбивают генерирующие мощности, затрудняя логистику по стране. Еще это сигнал к подготовке каких-то событий…

Комментарии