Что такое жостовская роспись и как сделать простой рисунок в этом стиле

Изучите технику художественного промысла деревни Жостово для рисования или декорирования одежды, аксессуаров или мебели. Для этого пригодятся акриловые или другие краски, подходящие к материалу основы.

Что такое жостовская роспись – вопрос простой и сложный одновременно. Глянцевые цветочные подносы были во многих семьях, но редко использовались в быту, хотя их придумали именно для чайной и трактирной подачи.

В настоящее время эстетика жостовской росписи вышла за рамки прикладного мастерства. Богатыми узорами по контрастному фону украшают не только подносы. Жостовские цветы появляются на туфлях, сумках, толстовках электрочайниках и предметах актуального искусства.
Жостовские подносы и детскую мебель с этой росписью все мы помним с детства
Жостовские подносы и детскую мебель с этой росписью все мы помним с детства

По лаку и металлу

Жостовский промысел возник в 19 веке в Троицкой волости, ныне – Мытищинский район Московской области. Его эстетика объединила несколько древних традиций. Прежде всего – искусство цветной росписи по чёрному лаку, принесённое в Россию из Китая и Японии. Драгоценные восточные миниатюры стали образцом для создания размашистого контрастного рисунка на предметах русского быта: поддонах, сухарницах, портсигарах, шкатулках из папье-маше, чайницах и альбомах. Подносы под роспись сначала тоже делали из папье-маше, как и в восточной традиции. Хотя в зажиточных русских домах уже давно использовали бытовые металлические подносы, производство которых было налажено на Урале.
От картин к букетам
Лаковую роспись и металл объединили Вишняковы, крестьяне из деревни Жостово, крепостные графа Шереметьева. В 1780 году Филипп Вишняков открыл «лакирную мастерскую» по изготовлению расписных изделий: табакерок, шкатулок, подносов. А в 1825 году сын Филиппа, Осип создал в селе Осташково собственное дело, перенеся роспись с папье-маше на металл. Считается что подтолкнуло его к этому знакомство с уральскими купцами, торговавшими металлическими расписными подносами.

Трактирные и гитарные
Вишняковы сразу предложили впечатляющий выбор изделий. Различались не только узоры и формы подносов, но и размеры. Маленькие закусочные делали размером с тарелку, огромные трактирные достигали размеров столешницы. Были гитарные подносы под самовар и треугольные, для угловых столиков. За 200 лет истории коллекция жостовских форм превысила 150 видов. Часть изделий до сих пор выковывают вручную.

Цветы из сундуков

Вместо изысканных китайских красавиц и одиночных растений, характерных для японского декора русские мастера изображали пышные композиции садово-полевых цветов. Букеты на чёрных подносах строились по схеме, принятой в русской кистевой росписи сундуков, прялок, хлебниц, досок и туесов. Композиции назывались: ‭«собранная в букет», ‭«гирлянда», ‭«венок», ‭«ветка с угла», «букет в раскидку». Но, в отличии от условных, обобщённых символов народного рисунка, жостовский узор получился многослойным, детализированным и реалистичным.
‬‬‬‬
Роспись яркими красками по тёмному грунту существует во многих направлениях художественного искусства. Эта техника придаёт краскам необыкновенное сияние, когда каждый мазок начинает сверкать как драгоценный самоцвет. В живописи по холсту проблема заключается в том, что со временем тёмный грунт съедает цвета, и рисунок тускнеет, а иногда вообще исчезает. Работа красками по тёмному лаку лишена таких изъянов. Лаковые картинки сохраняют свою яркость на протяжении столетий. Устойчивость изображения связана также с нанесение прозрачного лака поверх готового рисунка.

Как рисовать в технике жостово

Для жостовской росписи существует определённая последовательность нанесения деталей рисунка. Правила одинаковые для всех сюжетов и форм.
1. Замалёвок
Крупными и мелкими пятнами разбеленной краски намечают предварительную композицию цветов, листьев, бутонов и других базовых элементов рисунка. В заводских условиях это вечерняя работа, чтобы за ночь в сушильной камере первый слой краски высох и был готов к следующим этапам работы.
2. Тенёжка
Нанесение лессировочной краской тёмных элементов цветного изображения.
3. Прокладка
Прорисовка плотной непрозрачной краской деталей. Так возникает форма лепестков, цветов, бутонов и листьев.
4. Бликовка
Нанесение светлой краской бликов на элементы рисунка, создание объёма композиции.
5. Чертёжка
Похожа на бликовку, но решает другие задачи. В процессе чертёжки добавляют светлые контуры по краям цветов, лепестков и бутонов, там, где это необходимо для контраста и усиления объёма.
6. Сделать семенца
Прорисовывание микродеталей – пестиков и тычинок у растений.
7. Привязка
Ажурный лёгкий рисунок травы, заполняющий пустоты между яркими насыщенными элементами и связывающий композицию. Цвет привязки может соответствовать основному фону или наоборот, быть самостоятельным элементом, ярким и заметным.
8. Орнамент
Отрисовка традиционного для жостовских произведений узорного кольца вокруг центрального пышного рисунка. В жостовских мастерских над орнаментами работают мастера, которые специализируются именно на этих элементах декора.
Слои краски в жостовской росписи наносятся друг за другом в строго последовательности
Слои краски в жостовской росписи наносятся друг за другом в строго последовательности

Что вам потребуется:

• круглые кисти №2, №8;
• колонок, кисть с тонким кончиком, №10;
• пластиковая или деревянная палитра;
• основа для рисования: бумага или пластик, ткань или кожа;
• краска, рекомендованная для работы на выбранном материале.
Привычная основа для жостовского рисунка – глубокий чёрный цвет. Но в ремесленной традиции приняты также красные и бордовые базы, синие, зелёные, белые, бежевые, даже золотые и серебряные.
1. Просмотрите образцы жостовской росписи
Вглядываясь в работы опытных мастеров вы получите необходимый уровень насмотренности, выделите интересные для себя сюжеты и элементы рисунка.

2. Продумайте детали собственного произведения
Что вы хотели бы включить в свою работу? Сезонные цветы, фрукты, изображения животных или сцены повседневной жизни. Все это встречается в традиционном жостовском рисунке, хотя главными героями конечно являются цветы.

3. Наметьте композицию
Разбеленными на палитре красками задайте композиционную основу будущего рисунка. Широкими объемными мазками нанесите цветовые пятна по форме будущих цветов, листьев и бутонов. Крупные детали обязательно должны соседствовать со средними и мелкими. Подробную детализацию отложите на финальный этап работы с изображением.

4. Усильте цветовую гамму
Для этого шага потребуются лессировочные краски: берлинская лазурь, изумрудная зелень, ультрамарин. Прорисуйте тёмные детали рисунка по высохшему базовому замалёвку.

5. Создайте объём
На этапе бликовки и чертёжки прорисуйте отсветы на тех элементах композиции, где нужно создать объем. Очертите светлыми линиями лепестки и листья, чтобы усилить контрастность рисунка. Обозначьте мельчайшие детали: тычинки, пестики, тонкие сеточки и пучки травы.

6. Закрепите изображение
Дождитесь полного высыхания рисунка. Покройте рисунок одним или двумя слоями прозрачного лака, если этого требует технология работы с выбранной краской и материалом основы.
Как делают жостовский поднос
В момент зарождения промысла все подносы делались вручную, методом холодной выколотки. Для этого мастер ножницами вырезал заготовку из листового металла. Затем молотками выравнивал донную часть, формировал борт и подгибал край подноса. Гладкость и тщательность отделки металла гарантировала не только красоту подноса, но и его безопасность. Ведь зазубрины или острые края могли сильно порезать руки или стать источниками других серьёзных проблем.
Сейчас производство металлической основы в Жостово частично механизировано. Из металлического листа вырубают заготовку нужного размера и прессом придают ей форму. Но лучшие жостовские подносы как и раньше куют вручную.

Вам также может быть интересно

Как связать салфетку крючком 
Как связать плед крючком: пошаговое руководство 
Макраме для начинающих: как сплести подвесное кашпо 
Как сделать свечку: пошаговая инструкция 
Как испечь лимонные слойки 
---
Как вы считаете, какие предметы современного быта лучше всего подходят для декорирования жостовскими узорами? Подходит ли эстетика старинного прикладного искусства для украшения актуальных моделей одежды и обуви?
---
#рукоделие #народныепромыслы #жостовскаяроспись #народныепромыслыроссии

Комментарии