Федоскинская миниатюра и как сделать простой рисунок в этом стиле
Интересный и увлекательный экскурс в историю уникального искусства росписи по лаку на основе папье-маше. Наверняка вы будете удивлены некоторыми подробностями.
За века существования нашей огромной страны на её территории возникло немало народных промыслов, которые стали национальным достоянием. Федоскинская миниатюра: история, которая запечатлена в удивительной живописной технике.
Рассказываем об интересной лаковой росписи. В ней любопытно и то, как создавали папье-маше для основы, и сама техника с элементами процарапывания, золочения, инкрустации и маркетри.
Федоскинская миниатюра появилась в подмосковном селе Федоскино
Федоскинская миниатюра: история
Это уникальное искусство тончайшей росписи по лаку, которое зародилось в конце XVIII века в деревне Федоскино, что недалеко от Москвы. Истоки направления находятся на стыке традиций русского народного декоративного искусства (сюда, в первую очередь, входит манера украшать деревянную и берестяную утварь) и европейских техник росписи по дереву – а это огромное множество методов и стилизаций, накопленных за столетия.
Изначально федоскинские миниатюры создавались как совершенно утилитарные предметы быта – изначально это были искусно вырезанные и тщательно отшлифованные деревянные коробочки, шкатулки, табакерки, которые покрывались несколькими слоями масляной краски и лака. А потом в Российскую империю пришло искусство папье-маше. И живописная история сделала очень интересный поворот.
Развитие лакового ремесла В первой половине XIX века случилось активное развитие лакового ремесла в масштабах всей страны – с клеёными из бумаги или картона прессованными изделиями работать оказалось не в пример проще, дешевле и быстрее, чем с деревом, которое требовало долгой технологической подготовки и огромных цеховых помещений для работы.
Одним из апологетов и пионеров в этой области стал купец первой гильдии Пётр Иванович Коробов, который в 1795 году основал значительное производство в сельце Данилково, ныне входящее в село Федоскино. Надо сказать, этот предприимчивый делец не стал слишком уж оригинальничать – саму технологию главной «фишки» своих изделий, лаковой отделки, он, не мудрствуя, заимствовал у легендарного по тем временам немецкого мастера росписи по папье-маше Иоганна Штобвассера из Брауншвейга. Тот не возражал, был слишком занят масштабным производством карет, мебели для салонов и будуаров, да изящных милых безделушек для европейской знати и королей. Впрочем, вполне может статься, что у него никто и не спрашивал. И дела пошли в гору, да с такой скоростью, что все только диву давались.
После того как в бизнес вступил зять Коробова, Пётр Лукутин, предприятие начало ещё быстрее прогрессировать. Под его началом мастерская расширилась и начала производить не только предметы крестьянского и мещанского быта, но и искусные миниатюры, которые стали весьма популярны среди аристократии.
Лукутин внес значительные инновации в изначальную технику, включая использование алюминиевой фольги для добавления объема и игры света в изображениях. Это позволило достичь особого эффекта глубины и реалистичности, который моментально стал визитной карточкой федоскинских миниатюр.
Лукутинская фабрика В 1828 году Пётр Лукутин удостоился права клеймить шкатулки и табакерки специальным знаком: на оборотной стороне крышечек или на дне помещался золотой орёл о двух головах, а рядом красовалось название мануфактуры. Это, конечно, вершина пиара того времени. И грандиозная прибыль для владельцев бренда.
В то время на ставшей действительно знаменитой фабрике работали около 50 художников – о статусе предприятия говорит тот факт, что одни пришли из иконописного производства, а другие – получили художественное образование в ведущих художественных вузах того времени.
Полюбившимися публике мотивами стали романтичные портреты, хороводы вокруг берёзок, катания на тройках и мирные купеческие чаепития с баранками и самоварами, сцены неспешных прогулок берегом реки или по цветущим лугам и романтичным рощам.
СССР: курс поменялся Советское время принесло новые вызовы и изменения: производство, конечно, было стандартизировано и механизировано, но при этом мастера продолжали исследовать и развивать традиционные техники, адаптируя их к современным реалиям.
Процесс создания изображений – сложносоставной и очень интересный (даже если пока отставить в сторону детали производства папье-маше). Федоскинская лаковая миниатюра создаётся с применением масляных красок, наносимых в несколько этапов.
Всё начинается с замалёвки – общего контура композиции, набросанного широкими мазками. За ней следует пропись или перемалёвка – это детальная тончайшая прорисовка элементов. Далее идёт лессировка – создание глубины с помощью невесомых слоёв краски, и завершается всё бликовкой – или наложением светлых оттенков, отражающих блики.
Уникальная техника «письмо по сквозному» заключается в нанесении непосредственно перед росписью материалов, хорошо отражающих свет – это могло быть и сусальное золото, и напыление металлическим порошком, и вставки из натурального перламутра, что придаёт изображению особую глубину и эффект сияния.
В декорировании также используются техники «скань», когда миниатюрные кусочки фольги выкладываются по ещё не застывшему лаку, «цировка» – когда рисунок процарапывается через шаблон на лак, который покрыл металлическую основу, и «шотландка», это сложный геометрический орнамент, созданный с использованием жидких красок и линейки. Эти методы добавляют изделиям сложность и утончённость, делая каждую миниатюру неповторимо изысканной.
Основные черты федоскинской миниатюры
1. Многослойность и глубина изображения: использование нескольких слоёв масляной краски позволяет создавать сложные, многогранные композиции. Мастера акцентируют внимание на детализации и насыщенности красок, что придает работам особую выразительность и глубину. 2. Техника «просветов», при которой первоначально наносится тёмный фон, а затем светлые участки высветляются для создания контраста и объёма. Это придает изображениям живописный и воздушный вид. 3. Традиционно федоскинская миниатюра выполняется на небольших предметах, таких как шкатулки, броши, пудреницы и табакерки.
Процесс производства папье-маше
Заготовка деталей начинается с использования стандартного картона толщиной 0.5 мм. Его нарезают на полосы нужной ширины с помощью дисковых или гильотинных ножниц, сообразно размерам болванок из дерева или стали, которые соответствуют внутреннему объёму будущих коробок или шкатулок. Эти полосы промазывают мучным клейстером и наматывают на болванки.
Затем всё это прессуется под давлением в 20 тонн на специальном прессе, после чего заготовки просушивают.
На следующем этапе их купают в специальной ванне с льняным маслом, смешанным с керосином – и финально сушат в специальном шкафу при очень высокой температуре. В итоге папье-маше приобретает красивый равномерный тёмно-коричневый оттенок и твёрдость, сопоставимую с древесиной.
Можно попробовать сделать роспись в стиле федоскинской миниатюры
Как сделать рисунок в стиле федоскинской миниатюры
Приводим подробную инструкцию, как создать рисунок в этой интересной стилистике.
Шаг 1: подготовка поверхности Выберите подходящую основу для рисунка. Это может быть маленькая деревянная шкатулка или плоская деревянная панель – если необходимо, хорошенько отшлифуйте её. Для ученической работы сгодится и лист плотного картона. Грунтуйте поверхность, используя акриловый грунт или масляный лак, чтобы создать гладкую и однородную базу для росписи.
Шаг 2: набросок композиции Подумайте над сюжетом вашей миниатюры. Федоскинские миниатюры часто изображают сцены русской природы, народные праздники или бытовые сцены.
Начните с создания замалёвки – первоначального наброска композиции. Используйте тонкий карандаш, чтобы легко вносить коррективы.
Шаг 3: пропись и перемалёвка Оттените и уточните детали вашего наброска, используя масляные краски. Нанесите краски тонким слоем, чтобы не перегружать изделие.
Добавьте детали и украшения, используя тонкие кисти для точной проработки мелких элементов.
Шаг 4: лессировка Используйте технику лессировки для создания объёмности и глубины изображения. Нанесите прозрачные слои краски, чтобы усилить цвета и добавить изображению яркости.
Особенно важно аккуратно работать над светотеневыми переходами, что характерно для федоскинских миниатюр.
Шаг 5: бликовка Добавьте светлые акценты на вашем рисунке, используя белую или светлую краску, чтобы имитировать блики света на объектах. Эта техника придаст вашему изделию законченный и выразительный вид.
Шаг 6: финальная отделка После завершения рисунка дайте ему полностью высохнуть. Защитите изображение несколькими слоями прозрачного лака, чтобы увеличить долговечность и износостойкость вашей работы. Полируйте поверхность мягкой тканью для придания блеска.
Хобби в ОК
Федоскинская миниатюра и как сделать простой рисунок в этом стиле
Интересный и увлекательный экскурс в историю уникального искусства росписи по лаку на основе папье-маше. Наверняка вы будете удивлены некоторыми подробностями.За века существования нашей огромной страны на её территории возникло немало народных промыслов, которые стали национальным достоянием. Федоскинская миниатюра: история, которая запечатлена в удивительной живописной технике.
Рассказываем об интересной лаковой росписи. В ней любопытно и то, как создавали папье-маше для основы, и сама техника с элементами процарапывания, золочения, инкрустации и маркетри.
Федоскинская миниатюра: история
Это уникальное искусство тончайшей росписи по лаку, которое зародилось в конце XVIII века в деревне Федоскино, что недалеко от Москвы. Истоки направления находятся на стыке традиций русского народного декоративного искусства (сюда, в первую очередь, входит манера украшать деревянную и берестяную утварь) и европейских техник росписи по дереву – а это огромное множество методов и стилизаций, накопленных за столетия.Изначально федоскинские миниатюры создавались как совершенно утилитарные предметы быта – изначально это были искусно вырезанные и тщательно отшлифованные деревянные коробочки, шкатулки, табакерки, которые покрывались несколькими слоями масляной краски и лака. А потом в Российскую империю пришло искусство папье-маше. И живописная история сделала очень интересный поворот.
Развитие лакового ремесла
В первой половине XIX века случилось активное развитие лакового ремесла в масштабах всей страны – с клеёными из бумаги или картона прессованными изделиями работать оказалось не в пример проще, дешевле и быстрее, чем с деревом, которое требовало долгой технологической подготовки и огромных цеховых помещений для работы.
Одним из апологетов и пионеров в этой области стал купец первой гильдии Пётр Иванович Коробов, который в 1795 году основал значительное производство в сельце Данилково, ныне входящее в село Федоскино. Надо сказать, этот предприимчивый делец не стал слишком уж оригинальничать – саму технологию главной «фишки» своих изделий, лаковой отделки, он, не мудрствуя, заимствовал у легендарного по тем временам немецкого мастера росписи по папье-маше Иоганна Штобвассера из Брауншвейга. Тот не возражал, был слишком занят масштабным производством карет, мебели для салонов и будуаров, да изящных милых безделушек для европейской знати и королей. Впрочем, вполне может статься, что у него никто и не спрашивал. И дела пошли в гору, да с такой скоростью, что все только диву давались.
После того как в бизнес вступил зять Коробова, Пётр Лукутин, предприятие начало ещё быстрее прогрессировать. Под его началом мастерская расширилась и начала производить не только предметы крестьянского и мещанского быта, но и искусные миниатюры, которые стали весьма популярны среди аристократии.
Лукутин внес значительные инновации в изначальную технику, включая использование алюминиевой фольги для добавления объема и игры света в изображениях. Это позволило достичь особого эффекта глубины и реалистичности, который моментально стал визитной карточкой федоскинских миниатюр.
Лукутинская фабрика
В 1828 году Пётр Лукутин удостоился права клеймить шкатулки и табакерки специальным знаком: на оборотной стороне крышечек или на дне помещался золотой орёл о двух головах, а рядом красовалось название мануфактуры. Это, конечно, вершина пиара того времени. И грандиозная прибыль для владельцев бренда.
В то время на ставшей действительно знаменитой фабрике работали около 50 художников – о статусе предприятия говорит тот факт, что одни пришли из иконописного производства, а другие – получили художественное образование в ведущих художественных вузах того времени.
Полюбившимися публике мотивами стали романтичные портреты, хороводы вокруг берёзок, катания на тройках и мирные купеческие чаепития с баранками и самоварами, сцены неспешных прогулок берегом реки или по цветущим лугам и романтичным рощам.
СССР: курс поменялся
Советское время принесло новые вызовы и изменения: производство, конечно, было стандартизировано и механизировано, но при этом мастера продолжали исследовать и развивать традиционные техники, адаптируя их к современным реалиям.
Как выглядит федоскинская миниатюра
Процесс создания изображений – сложносоставной и очень интересный (даже если пока отставить в сторону детали производства папье-маше). Федоскинская лаковая миниатюра создаётся с применением масляных красок, наносимых в несколько этапов.Всё начинается с замалёвки – общего контура композиции, набросанного широкими мазками. За ней следует пропись или перемалёвка – это детальная тончайшая прорисовка элементов. Далее идёт лессировка – создание глубины с помощью невесомых слоёв краски, и завершается всё бликовкой – или наложением светлых оттенков, отражающих блики.
Уникальная техника «письмо по сквозному» заключается в нанесении непосредственно перед росписью материалов, хорошо отражающих свет – это могло быть и сусальное золото, и напыление металлическим порошком, и вставки из натурального перламутра, что придаёт изображению особую глубину и эффект сияния.
В декорировании также используются техники «скань», когда миниатюрные кусочки фольги выкладываются по ещё не застывшему лаку, «цировка» – когда рисунок процарапывается через шаблон на лак, который покрыл металлическую основу, и «шотландка», это сложный геометрический орнамент, созданный с использованием жидких красок и линейки. Эти методы добавляют изделиям сложность и утончённость, делая каждую миниатюру неповторимо изысканной.
Основные черты федоскинской миниатюры
1. Многослойность и глубина изображения: использование нескольких слоёв масляной краски позволяет создавать сложные, многогранные композиции. Мастера акцентируют внимание на детализации и насыщенности красок, что придает работам особую выразительность и глубину.2. Техника «просветов», при которой первоначально наносится тёмный фон, а затем светлые участки высветляются для создания контраста и объёма. Это придает изображениям живописный и воздушный вид.
3. Традиционно федоскинская миниатюра выполняется на небольших предметах, таких как шкатулки, броши, пудреницы и табакерки.
Процесс производства папье-маше
Заготовка деталей начинается с использования стандартного картона толщиной 0.5 мм. Его нарезают на полосы нужной ширины с помощью дисковых или гильотинных ножниц, сообразно размерам болванок из дерева или стали, которые соответствуют внутреннему объёму будущих коробок или шкатулок. Эти полосы промазывают мучным клейстером и наматывают на болванки.Затем всё это прессуется под давлением в 20 тонн на специальном прессе, после чего заготовки просушивают.
На следующем этапе их купают в специальной ванне с льняным маслом, смешанным с керосином – и финально сушат в специальном шкафу при очень высокой температуре. В итоге папье-маше приобретает красивый равномерный тёмно-коричневый оттенок и твёрдость, сопоставимую с древесиной.
Как сделать рисунок в стиле федоскинской миниатюры
Приводим подробную инструкцию, как создать рисунок в этой интересной стилистике.Шаг 1: подготовка поверхности
Выберите подходящую основу для рисунка. Это может быть маленькая деревянная шкатулка или плоская деревянная панель – если необходимо, хорошенько отшлифуйте её. Для ученической работы сгодится и лист плотного картона. Грунтуйте поверхность, используя акриловый грунт или масляный лак, чтобы создать гладкую и однородную базу для росписи.
Шаг 2: набросок композиции
Подумайте над сюжетом вашей миниатюры. Федоскинские миниатюры часто изображают сцены русской природы, народные праздники или бытовые сцены.
Начните с создания замалёвки – первоначального наброска композиции. Используйте тонкий карандаш, чтобы легко вносить коррективы.
Шаг 3: пропись и перемалёвка
Оттените и уточните детали вашего наброска, используя масляные краски. Нанесите краски тонким слоем, чтобы не перегружать изделие.
Добавьте детали и украшения, используя тонкие кисти для точной проработки мелких элементов.
Шаг 4: лессировка
Используйте технику лессировки для создания объёмности и глубины изображения. Нанесите прозрачные слои краски, чтобы усилить цвета и добавить изображению яркости.
Особенно важно аккуратно работать над светотеневыми переходами, что характерно для федоскинских миниатюр.
Шаг 5: бликовка
Добавьте светлые акценты на вашем рисунке, используя белую или светлую краску, чтобы имитировать блики света на объектах. Эта техника придаст вашему изделию законченный и выразительный вид.
Шаг 6: финальная отделка
После завершения рисунка дайте ему полностью высохнуть. Защитите изображение несколькими слоями прозрачного лака, чтобы увеличить долговечность и износостойкость вашей работы. Полируйте поверхность мягкой тканью для придания блеска.
Вам также может быть интересно
• Что такое ростовская финифть• Как свалять брошь: пошаговый мастер-класс
• Сколько овощей в день нужно есть
• 10 рецептов тёплых салатов
• Как сшить подушку в форме сердца к 14 Февраля
---
А вы интересуетесь народными ремёслами? Какой из традиционных народных промыслов импонирует вам больше всего?
---
#рукоделие #народныепромыслы #народныепромыслыроссии #роспись